Рассказы, сказки и реальные истории: обзор фильмов Примера интонации - «Новости кино»

07.06.23, 08:15





С 1 по 4 июня на площадке Севкабель Порт в Санкт-Петербурге прошел Первый международный кинофестиваль Пример интонации, программу которого составили ленты европейских режиссеров и авторское российское кино. ПрофиСинема пишет об отдельных премьерах киносмотра, особенностях этих киноработ, часть из которых точно не выйдет в российский прокат в ближайшей перспективе.
Фестиваль актуального кино Пример интонации организован празднующим десятилетие одноименным некоммерческим фондом поддержки кинематографа Александра Сокурова и Севкабелем. Киносмотр представил в основной программе 14 работ как легендарных режиссеров, так и начинающих авторов. Ровно половину фильмов-участников фестиваля ПрофиСинема удалось посмотреть и оценить.
Неприступные крепости – от дома в Приэльбрусье до божьей цитадели



Рассказы, сказки и реальные истории: обзор фильмов Примера интонации - «Новости кино»



Главным событием фестиваля, безусловно, стал показ новой работы Александра Николаевича Сокурова «Сказка» – с одной стороны, потому что это российская премьера фильма, после участия в основном конкурсе фестиваля в Локарно и успешного проката в европейских и азиатских странах, с другой стороны, до широкого зрителя в России кино в ближайшее время не доберется. Из-за большого ажиотажа вокруг премьеры показы были организованы сразу в двух залах пространства Севкабель Порт, везде – аншлаги. 



Фильм сделан без использования искусственного интеллекта или дипфейков, здесь кадры документальной хроники соединены с визуальными эффектами. «Сказка» – история скитаний по монохромному чистилищу Сталина, Гитлера, Черчилля и Муссолини, которые бредят, шутят и ненавидят друг друга. И все как один бьются в божью цитадель, врата которой для них не открываются. Их реплики местами реальные и взяты из знаменитых выступлений, речь приправлена своеобразным юмором, который дает емкое определение каждому из диктаторов. 
«- Сталин, у тебя что насморк, как могут быть сопли в чистилище?

- У социалистов есть всё!»







Работы учеников Александра Сокурова особенно выделяются среди молодых авторов – и не только острыми темами и особой чуткостью, но и уникальной интонацией. Так и с фильмом «Узлы» Олега Хамокова – одного из выпускников первой мастерской Сокурова в Кабардино-Балкарии, где отучились 12 человек, включая Кантемира Балагова, Киру Коваленко, Александра Золотухина и Владимира Битокова.
После своей дебютной работы «Антигона», снятой еще в 2015 году и основанной на древнегреческой трагедии, Хамоков взялся за семейную драму, которая опирается на легенду из адыгского нартского эпоса, про дальнобойщика Берда и его молодую жену Дину, превращающих свой дом в неприступную крепость. 
Его герои пытаются создать семью, развести очаг, понять друг друга, параллельно с отношениями строить дом, который лишь подчеркивает их различия. «Смотри, это будет самый большой дом в деревне!» – гордо говорит Берд. «Смотри, какое небо открывается с нашего балкона», – отвечает, мечтательно глядя вдаль, Дина.
Дом, призванный согреть и сплотить людей, разъединяет и отталкивает их, становится хладнокровных свидетелем разгорающейся в его станах драмы, которая не сулит ничего хорошего. А вдалеке виднеется прекрасный и неприступный Эльбрус, символизирующий новое начало.

Большие и маленькие секреты, признания и даже манифесты







Два фильма программы — «Один маленький ночной секрет» и «Белый список» — посвящены сложностям коммуникации поколений, насилию в семьях и проблеме подростковых суицидов. Только если первая история показана с ракурса подростка, то вторая — со стороны взрослого человека. 
«Белый список» по сценарию Романа Волобуева сняла режиссер Алиса Хазанова, отметив, что главной целью работы над этим проектом стало лишний раз напомнить родителям обратить внимание на своих детей, взять их за руку и поддержать.
Импульсом для фильма стала нашумевшая статья-расследование Галины Мурсалиевой о самоубийствах подростков и группах смерти в интернете.  Материал был опубликован в «Новой газете», которая перевоплотилась на экране в «Комсомольскую правду».
По сюжету пара следователей в исполнении Алексея Серебрякова и Владимира Аверьянова заново берутся за расследование самоубийства школьницы. Это дело рождает множество сомнений и в приведенной статистике в газете, и в отношениях жертвы с друзьями и родными, и в окружающей реальности, где видимое принимают за действительное. Расследование упирается в тупик, а детектив больше напоминает размышление о природе человеческого равнодушия.
«Сразу после прочтения статьи о детских суицидах, я поняла, что эта тема меня сильно волнует и требует внимания. У меня две дочери, и я принадлежу к тому первому поколению родителей, которое столкнулось с тем, что дети живут в интернете, а мы этого совсем не понимаем», — отметила Хазанова.
По разрозненной структуре, атмосфере и настроению фильм близок «Воспоминаниям об убийстве» Пон Чжун Хо, а также британским криминальным драмам из серии «Кровавый округ». Об этом упоминала и сама Хазанова на встрече со зрителями после показа. По стилю режиссер пыталась соответствовать классику в жанре детектива Дэвиду Финчеру. Два детектива, две истории, одно дело и гора подводных камней.
Тему сломленного диалога внутри семьи и насилия поднимает и «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой. Свой третий полный метр режиссер основывает на личной истории, которой она поделилась еще в ее книге «Рассказы». Работа над проектом, как отмечает Мещанинова, оказала на нее терапевтическое воздействие. Она пережила и осмыслила произошедшие с ней в подростковом возрасте события, но не забыла и не простила виновников.
Действие картины разворачивается в канун Нового года — волшебное время надежд и свершений. Но не для главной героини. 14-летняя Мира отпрашивается у родителей на вечеринку с друзьями, однако не потому что любит веселиться, а от безысходности — она устала терпеть домогательства отчима. Незавидную роль педофила, притворяющегося добрым семьянином, самоотверженно исполнил Степан Девонин. В главных ролях — восходящие звезды российского кинематографа Таисия Калинина и Олег Савостюк (его можно было увидеть и в другом фильме программы Примера интонации — «Снегире» Бориса Хлебникова).







Манифестом свой фильм «Наследие» назвал Роман Михайлов — известный математик, писатель, театральный, а теперь и кинорежиссер. Михайлов заявил о себе в кино весной прошлого года, когда в прокат вышла его дебютная работа «Сказка для старых», где он исполнил одну из главных ролей. Сейчас режиссер заканчивает уже пятый фильм, о котором он рассказал в интервью ПрофиСинема. Его «Наследие», основанное на одноименном рассказе автора, стало третьей картиной, с которой познакомится зритель. 



Известный по фильму «Майор Гром: Чумной Доктор» и сериалам «Почка» и «Черная весна» Олег Чугунов играет главную роль – подростка Руслана, который живет в небольшом селе, устраивает вечеринки с друзьями, а в свободное время заботится об умирающем старике, которого все местные считают колдуном и боятся подходить. Последняя просьба покидающего земной мир человека – проведение полной панихиды. Однако покойного местные священники категорически отказываются отпевать, поэтому юноша мастерит самодельное кадило и исполняет просьбу колдуна самостоятельно. 
Фильм стал своего рода посланием зрителю, историей про веру (и дело не только и не столько в религии), которая укрепляет человека в решениях и дает силы на их реализацию. Хоть картины Михайлова подобны сновидениям, когда образы появляются и исчезают, а границы реальности слегка стерты, они все равно предельно четкие в формулировках и актуальные по своей сути. 
Зарубежные новинки, которые в июне увидит российский зритель
Финальный день фестиваля подарил зрителям новый фильм Франсуа Озона «Мое преступление», режиссера-хамелеона, который снимает все – от эротических триллеров до серьезных психологических и социальных драм. На этот раз он представил сатирическую комедию, уже сделавшую кассу во французском прокате. На российские большие экраны фильм выпустит компания A-One 22 июня.
События фильма разворачиваются в Париже 1930-х. Актриса Мадлен Вердье бесспорно талантлива, но хороших ролей у нее нет. Более того, ее обвиняют в убийстве известного продюсера, и тут появляется возможность показать свой актерский талант во всей красе, а поможет ей в этом подруга-адвокат, которая не прочь построить на этом громком деле карьеру. В фильме одну из ролей сыграла Изабель Юппер, которая перетягивает внимание с главных героинь на себя.
Лента завершает трилогию Озона про женщин и для женщин, в которую также входят фильмы «8 женщин» и «Отчаянная домохозяйка». В этих трех картинах режиссер иронически рассуждает на темы брака, трудовых отношений, судебной и политической систем, феминизма и другие. 
Напротив, предельно серьезно о человеческих взаимоотношениях рассказывает датская детективная мелодрама «Копенгагена не существует» со звездами сериала Николаса Виндинга Рефна «Ковбой из Копенгагена» Анджелой Бундалович и Златко Буричем
В начале фильма, сценарий которого написал автор «Худшего человека на свете» и «Осло, 31 августа» Эскиль Вогт, пропадает молодая девушка Ида, а семья отчаянно пытается ее найти. Главным свидетелем и вдобавок подозреваемым становится ее парень Сандер. 
В итоге «Копенгагена не существует» – это далеко не заявленный изначально детектив, а медитативное кино-исследование отношений двух возлюбленных, которые развиваются в пределах Копенгагена, но для них города не существует – они слишком сосредоточены лишь на своих чувствах к друг другу. 
Фильм выпустит в российский прокат компания Про:взгляд 22 июня.


С 1 по 4 июня на площадке Севкабель Порт в Санкт-Петербурге прошел Первый международный кинофестиваль Пример интонации, программу которого составили ленты европейских режиссеров и авторское российское кино. ПрофиСинема пишет об отдельных премьерах киносмотра, особенностях этих киноработ, часть из которых точно не выйдет в российский прокат в ближайшей перспективе. Фестиваль актуального кино Пример интонации организован празднующим десятилетие одноименным некоммерческим фондом поддержки кинематографа Александра Сокурова и Севкабелем. Киносмотр представил в основной программе 14 работ как легендарных режиссеров, так и начинающих авторов. Ровно половину фильмов-участников фестиваля ПрофиСинема удалось посмотреть и оценить. Неприступные крепости – от дома в Приэльбрусье до божьей цитадели Главным событием фестиваля, безусловно, стал показ новой работы Александра Николаевича Сокурова «Сказка» – с одной стороны, потому что это российская премьера фильма, после участия в основном конкурсе фестиваля в Локарно и успешного проката в европейских и азиатских странах, с другой стороны, до широкого зрителя в России кино в ближайшее время не доберется. Из-за большого ажиотажа вокруг премьеры показы были организованы сразу в двух залах пространства Севкабель Порт, везде – аншлаги. Фильм сделан без использования искусственного интеллекта или дипфейков, здесь кадры документальной хроники соединены с визуальными эффектами. «Сказка» – история скитаний по монохромному чистилищу Сталина, Гитлера, Черчилля и Муссолини, которые бредят, шутят и ненавидят друг друга. И все как один бьются в божью цитадель, врата которой для них не открываются. Их реплики местами реальные и взяты из знаменитых выступлений, речь приправлена своеобразным юмором, который дает емкое определение каждому из диктаторов. «- Сталин, у тебя что насморк, как могут быть сопли в чистилище? - У социалистов есть всё!» Работы учеников Александра Сокурова особенно выделяются среди молодых авторов – и не только острыми темами и особой чуткостью, но и уникальной интонацией. Так и с фильмом «Узлы» Олега Хамокова – одного из выпускников первой мастерской Сокурова в Кабардино-Балкарии, где отучились 12 человек, включая Кантемира Балагова, Киру Коваленко, Александра Золотухина и Владимира Битокова. После своей дебютной работы «Антигона», снятой еще в 2015 году и основанной на древнегреческой трагедии, Хамоков взялся за семейную драму, которая опирается на легенду из адыгского нартского эпоса, про дальнобойщика Берда и его молодую жену Дину, превращающих свой дом в неприступную крепость. Его герои пытаются создать семью, развести очаг, понять друг друга, параллельно с отношениями строить дом, который лишь подчеркивает их различия. «Смотри, это будет самый большой дом в деревне!» – гордо говорит Берд. «Смотри, какое небо открывается с нашего балкона», – отвечает, мечтательно глядя вдаль, Дина. Дом, призванный согреть и сплотить людей, разъединяет и отталкивает их, становится хладнокровных свидетелем разгорающейся в его станах драмы, которая не сулит ничего хорошего. А вдалеке виднеется прекрасный и неприступный Эльбрус, символизирующий новое начало. Большие и маленькие секреты, признания и даже манифесты Два фильма программы — «Один маленький ночной секрет» и «Белый список» — посвящены сложностям коммуникации поколений, насилию в семьях и проблеме подростковых суицидов. Только если первая история показана с ракурса подростка, то вторая — со стороны взрослого человека. «Белый список» по сценарию Романа Волобуева сняла режиссер Алиса Хазанова, отметив, что главной целью работы над этим проектом стало лишний раз напомнить родителям обратить внимание на своих детей, взять их за руку и поддержать. Импульсом для фильма стала нашумевшая статья-расследование Галины Мурсалиевой о самоубийствах подростков и группах смерти в интернете. Материал был опубликован в «Новой газете», которая перевоплотилась на экране в «Комсомольскую правду». По сюжету пара следователей в исполнении Алексея Серебрякова и Владимира Аверьянова заново берутся за расследование самоубийства школьницы. Это дело рождает множество сомнений и в приведенной статистике в газете, и в отношениях жертвы с друзьями и родными, и в окружающей реальности, где видимое принимают за действительное. Расследование упирается в тупик, а детектив больше напоминает размышление о природе человеческого равнодушия. «Сразу после прочтения статьи о детских суицидах, я поняла, что эта тема меня сильно волнует и требует внимания. У меня две дочери, и я принадлежу к тому первому поколению родителей, которое столкнулось с тем, что дети живут в интернете, а мы этого совсем не понимаем», — отметила Хазанова. По разрозненной структуре, атмосфере и настроению фильм близок «Воспоминаниям об убийстве» Пон Чжун Хо, а также британским криминальным драмам из серии «Кровавый округ». Об этом упоминала и сама Хазанова на встрече со зрителями после показа. По стилю режиссер пыталась соответствовать классику в жанре детектива Дэвиду Финчеру. Два детектива, две истории, одно дело и гора подводных камней. Тему сломленного диалога внутри семьи и насилия поднимает и «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой. Свой третий полный метр режиссер основывает на личной истории, которой она поделилась еще в ее книге «Рассказы». Работа над проектом, как отмечает Мещанинова, оказала на нее терапевтическое воздействие. Она пережила и осмыслила произошедшие с ней в подростковом возрасте события, но не забыла и не простила виновников. Действие картины разворачивается в канун Нового года — волшебное время надежд и свершений. Но не для главной героини. 14-летняя Мира отпрашивается у родителей на вечеринку с друзьями, однако не потому что любит веселиться, а от безысходности — она устала терпеть домогательства отчима. Незавидную роль педофила, притворяющегося добрым семьянином, самоотверженно исполнил Степан Девонин. В главных ролях — восходящие звезды российского кинематографа Таисия Калинина и Олег Савостюк (его можно было увидеть и в другом фильме программы Примера интонации — «Снегире» Бориса Хлебникова). Манифестом свой фильм «Наследие» назвал Роман Михайлов — известный математик, писатель, театральный, а теперь и кинорежиссер. Михайлов заявил о себе в кино весной прошлого года, когда в прокат вышла его дебютная работа «Сказка для старых», где он исполнил одну из главных ролей. Сейчас режиссер заканчивает уже пятый фильм, о котором он рассказал в интервью ПрофиСинема. Его «Наследие», основанное на одноименном рассказе автора, стало третьей картиной, с которой познакомится зритель. Известный по фильму «Майор Гром: Чумной Доктор» и сериалам «Почка» и «Черная весна» Олег Чугунов играет главную роль – подростка Руслана, который живет в небольшом селе, устраивает вечеринки с друзьями, а в свободное время заботится об умирающем старике, которого все местные считают колдуном и боятся подходить. Последняя просьба покидающего земной мир человека – проведение полной панихиды. Однако покойного местные священники категорически отказываются отпевать, поэтому юноша мастерит самодельное кадило и исполняет просьбу колдуна самостоятельно. Фильм стал своего рода посланием зрителю, историей про веру (и дело не только и не столько в религии), которая укрепляет человека в решениях и дает силы на их реализацию. Хоть картины Михайлова подобны сновидениям, когда образы появляются и исчезают, а границы реальности слегка стерты, они все равно предельно четкие в формулировках и актуальные по своей сути. Зарубежные новинки, которые в июне увидит российский зритель Финальный день фестиваля подарил зрителям новый фильм Франсуа Озона «Мое преступление», режиссера-хамелеона, который снимает все – от эротических триллеров до серьезных психологических и социальных драм. На этот раз он представил сатирическую комедию, уже сделавшую кассу во французском прокате. На российские большие экраны фильм выпустит компания A-One 22 июня. События фильма разворачиваются в Париже 1930-х. Актриса Мадлен Вердье бесспорно талантлива, но хороших ролей у нее нет. Более того, ее обвиняют в убийстве известного продюсера, и тут появляется возможность показать свой актерский талант во всей красе, а поможет ей в этом подруга-адвокат, которая не прочь построить на этом громком деле карьеру. В фильме одну из ролей сыграла Изабель Юппер, которая перетягивает внимание с главных героинь на себя. Лента завершает трилогию Озона про женщин и для женщин, в которую также входят фильмы «8 женщин» и «Отчаянная домохозяйка». В этих трех картинах режиссер иронически рассуждает на темы брака, трудовых отношений, судебной и политической систем, феминизма и другие. Напротив, предельно серьезно о человеческих взаимоотношениях рассказывает датская детективная мелодрама «Копенгагена не существует» со звездами сериала Николаса Виндинга Рефна «Ковбой из Копенгагена» Анджелой Бундалович и Златко Буричем. В начале фильма, сценарий которого написал автор «Худшего человека на свете» и «Осло, 31 августа» Эскиль Вогт, пропадает молодая девушка Ида, а семья отчаянно пытается ее найти. Главным свидетелем и вдобавок подозреваемым становится ее парень Сандер. В итоге «Копенгагена не существует» – это далеко не заявленный изначально детектив, а медитативное кино-исследование отношений двух возлюбленных, которые развиваются в пределах Копенгагена, но для них города не существует – они слишком сосредоточены лишь на своих чувствах к друг другу. Фильм выпустит в российский прокат компания Про:взгляд 22 июня.
Понравилось:
Автор: Carey
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Кинофестивали и премии в эпоху пандемии:
09.05.21, 08:15
Как снимались знаменитые фильмы. Вам
20.07.17, 04:16
Минкульт отобрал фестивали, которые получат
23.02.22, 08:15
Кинофестивали и премии в эпоху пандемии: как
06.01.22, 08:15
Любовь Балагова: «Люди искусства –
04.11.21, 08:15
Декорации фильма "Титаник" (как
20.07.17, 04:13
Полезно знать


Бари Алибасов рассказал о
Продюсер коллектива признался, что с грустью вспоминает праздничный день.  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up