С 5 по 9 ноября 2021 года в Сочи пройдет VI Российско-Британский Сочинский международный кинофестиваль и кинопремия Ирида. Президент кинофестиваля Любовь Балагова рассказала в интервью ПрофиСинема, что произошло в судьбе киносмотра за шесть лет, сложно ли «строить мост» между Россией и Великобританией через язык искусства, на что направлен фокус SIFFA в этом году и многом другом.
Елена Трусова:
В течение шести лет Российско-Британский Сочинский международный кинофестиваль воссоздает мост обмена кино и культурой между Россией и Великобританией. Фестиваль еще очень молодой, но даже за эти годы случилось многое — можете рассказать о главном, что произошло в судьбе киносмотра с 2016 года?
Любовь Балагова:
С самого начала мне вместе с командой было важно делать все для того, чтобы наш фестиваль не стал одним из киносмотров-«однодневок», которые появляются, а потом так же быстро исчезают.
В первый выпуск фестиваля еще мало кто понимал, что из себя представляет наш киносмотр. За все эти годы мы формировали концепцию, цели и задачи Российско-Британского Сочинского международного кинофестиваля. И на шестой год работы он обрел не просто очертания, а четкую и правильную форму, которая уникальна и при этом понятна всем.
Наш общий «дом» надежно стоит на сваях, расположенных в разных странах – России и Великобритании – но под одной крышей. И все, что раньше казалось невозможным – объединить ценности разных стран в одной программе – на деле оказалось выполнимо. Потому что, если смотреть вглубь, духовные ценности во всем мире одинаковы. Смерть и рождение, болезни и выздоровления, расставание и любовь люди испытывают одинаково. Страх, недоверие, сомнения – характеристики нашего столетия. Мы работаем для того, чтобы развеять негативное отношение друг к другу у представителей разных культур, помочь им увидеть себя, как в зеркале, в мире иной культуры через кино.
В жюри нашего фестиваля кинематографисты из России и Великобритании занимают ведущие позиции. В этом году сопредседателями жюри являются российская актриса Наталья Бондарчук и британская актриса Фрэнсис Барбер.
Елена Трусова:
Давайте поговорим о новшествах кинофестиваля. В прошлый, юбилейный для смотра год, музыкальная часть фестиваля переросла в самостоятельный музыкальный фестиваль. Как возникла идея работать в таком формате?
Любовь Балагова:
Классические концерты Сочинского симфонического оркестра всегда сопровождали наш фестиваль, но зачастую не вся музыкальная часть могла втиснуться в ограниченные временные рамки. Поэтому с 2020 года мы смогли оформить ее в отдельный, независимый фестиваль.
Как и в прошлом году, кинофестиваль пройдет в тесном взаимодействии с музыкальным фестивалем «Мелодии Кавказской Ривьеры» и будет включать ряд кинокартин, связанных с историей музыки и выдающими деятелями музыкальной культуры. Проект реализован с использованием Гранта, предоставленного ООГО «Российский Фонд Культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Фестиваль необходим для развития музыкальной культуры и многонациональной идентичности нашей большой страны и отдельных регионов.
Программа включает фильмы, рассказывающие историю музыкальной судьбы и культуры страны. Иногда им аккомпанируют ансамбли. Например, в этом году киноленты об истории и культуре народов Северного Кавказа, объединённые в один видеоряд, будут сопровождаться оркестровыми мелодиями.
Почетным президентом стал скрипач-виртуоз, дирижер, икона современной классической музыки Максим Венгеров. Он всецело поддержал нас, как и члены его семьи, которые патронируют наш фестиваль. В прошлом году у Лизы Венгеровой состоялся дебют на нашей сцене – она играла на пианино с оркестровым сопровождением.
Художественным руководителем смотра является Валерий Ворона, он возглавляет один из старейших музыкальных институтов в стране – Государственный музыкально-педагогический Институт им. М.М. Политова-Иванова.
В этом году на фестиваль приедет солистка Большого театра Юлия Мазурова.
Мой сын Алим Кандур, профессиональный скрипач, лауреат международных конкурсов, также помог привлечь музыкантов с русскими корнями из Великобритании
Этническая идентичность нашей страны многонациональна и многолика, поэтому мы фокусируемся на регионах, в этом году в программе примет участие оркестры из Симферополя, танцевальный ансамбль из Кабардино-Балкарии, «Русский Сувенир» из Сочи, а также творческие участники из Чечни, Ингушетии и других регионов России.
Елена Трусова:
В этом году, как никогда, фокус Российско-Британского Сочинского кинофестиваля сосредоточен на дебютном кино. В программе основного конкурса две трети картин представлены именно дебютами. Тематика дебютных фильмов обычно оригинальная, часто основанная на личном опыте, а атмосфера очень искренняя. Можете ли, основываясь на фестивальных работах последних лет, сказать, о чем сейчас снимают дебютанты, что для них важно?
Любовь Балагова:
Российско-Британский Сочинский международный кинофестиваль – это и мой дебют с 2016 года. Фестиваль растет – вместе с ним растем и мы: моя команда и я. В этом году, действительно, наибольшее количество дебютных картин, чем за все прошлые выпуски фестиваля.
Работы дебютантов на трепетные, важные для них темы, авторы рассказывают личные истории – от патриотизма к своей стране до социальной проблематики. Молодые авторы интерпретируют и историю страны по-своему: XX век был написан одними, а другие – поколение XXI века – переосмысливает его. Некоторые фильмы дебютантов разрушают антироссийскую пропаганду в Великобритании. Очень искренние и смелые картины.
Если говорить о британских дебютантах, то их волнует позиция женщин в современном мире, расширение их присутствия в различных сферах деятельности. Есть исторические факты, о которых мы раньше не знали, например, в 50-е годы в Великобритании у матерей-одиночек забирали ребенка помимо их воли. Еще живы те женщины, которым сломали жизни и отобрали детей, которых они до сих пор не могут найти.
Жюри самого первого SIFFA возглавила Вера Глаголева, она слишком рано ушла из жизни, но ее дух остался с нами, и в 2017 году мы утвердили новую номинацию имени Веры Глаголевой за Лучший дебют.
Елена Трусова:
Одной из главных миссий SIFFA является продвижение на площадках фестиваля региональных фильмов. Поддержка регионального разнообразия помогает раскрывать огромный творческий потенциал различных уголков нашей страны, дает им право рассказать о себе, своих традициях, особенностях и т.д. Что, на ваш взгляд, необходимо для развития производства контента в регионах России?
Любовь Балагова:
Нужно вдохновлять, поощрять и стимулировать региональных кинематографистов. И за то, что кино Кабардино-Балкарской республики сейчас знают во всем мире, спасибо Александру Сокурову. В этом регионе заложен огромный духовный потенциал, его просто необходимо было раскрывать.
Одной из миссий нашего фестиваля является налаживание взаимопонимания между народами, принятие их особенностей и различий. В своей программе мы показываем «лица» различных стран, их уникальность, в том числе и через региональные фильмы.
Я счастлива, что SIFFA может служить площадкой для регионального кино, которому сложно пробиться на крупные фестивали в России, такие как Московский кинофестиваль, Кинотавр. Поэтому мы и назвали отдельную секцию «В фокусе – регион».
Кстати, и фильмом открытия выбран уникальный и очень нестандартный региональный фильм, который наверняка не будет понятен каждому, – «Звуки черкесского языка и трансформация квадрата Малевича» режиссера Тамерлана Васильева. Но эта кинолента заслуживает отдельного упоминания, она великолепно демонстрирует взаимосвязь культуры народов Северного Кавказа с музыкальными традициями.
Елена Трусова:
Последние годы фильмы, снятые в регионах, становятся призерами престижных международных кинофестивалей. Как считаете, в чем «сила» регионального кино?
Любовь Балагова:
В региональных фильмах можно увидеть нерассказанные истории, такие, что будут интересны абсолютно всем. В том числе много картин снято с точки зрения женщины.
Духовная составляющая большого количества регионов нашей страны пока не раскрыта, запечатана в банке. Главной задачей на сегодняшний день становится помочь им раскрыться, научить их взглянуть без страха на проблему и рассказать об этом.
Елена Трусова:
Ваш фестиваль традиционно поддерживает и женщин-режиссеров. Повышенное внимание к женскому кино наблюдается не только у нас в стране, но и во всем мире. С чем, на ваш взгляд, связана феминизация кинематографа?
Любовь Балагова:
Если бы не было феминизации кинематографа, то ее надо было бы придумать. Я сама родилась в маленьком поселке Кабардино-Балкарской республики. Наша семья следовала традиционным обычаям и устоям, поэтому уже с детства я понимала, что хочу уехать, хотя и понятия не имела, куда и зачем уезжаю и что меня ждет в большом городе. Но я знала одно: надо искать свой путь… Получила отличное образование в МГУ, защитила кандидатскую и докторскую степени. На пути было много преград и подчас кощунственных вещей, на которые ни одна уважающая себя женщина не могла бы пойти. Может быть все, что я сейчас делаю, случилось раньше, если бы я предала и продала свою душу ради карьеры. Но в мои планы не входило предательство моих жизненных принципов. Всего добившись сама, но потратив полжизни на путь к успеху, я прекрасно понимаю, через что проходит каждая женщина, которая так же талантлива, умна и сильна, как и любой мужчина. А так не должно быть! Если женщина талантлива, достаточно образована и трудолюбива, ей должны открываться двери. И мы видим, какое место сейчас по праву занимают женщины в мире. Но сам феминизм иногда приобретаем уродливые черты, впадает в крайности, его используют в меркантильных целях или для манипуляции. Но это уже совсем другой разговор.
Елена Трусова:
География фестиваля меняется: SIFFA расширяет свое присутствие не только во многих регионах России, но и в Великобритании, а также налаживает отношения с другими смотрами. Расскажите о партнерских договоренностях и обмене опытом с другими киносмотрами.
Любовь Балагова:
Мы ежегодно присутствуем на Каннском кинофестивале, наши первые пресс-конференции проходили именно там – в павильонах Роскино и FILM UK. Постепенно мы стали развивать отношения и с другими кинофестивалями, например, с британским
Raindance Film Festival. В этом году в рамках нашего фестиваля состоятся лекции известного педагога Эллиотта Грова, основателя этого киносмотра, который огромное значение уделяет образовательной части своего фестиваля. Он расскажет о том, как снять кино с небольшим бюджетом, как российскому кино вырваться на мировой рынок и многое другое.
Прекрасные отношения у SIFFA и с британским фестивалем-ровесником Ramsgate International Film Festival и его президентом Сильвией Болиоли, которая была в жюри нашего киносмотра. Мы как обмениваемся фильмами, так и просто вдохновляем друг друга.
Елена Трусова:
На фестиваль вы ежегодно приглашаете кинематографистов из Голливуда и Европы, но в связи с событиями последних двух лет это сделать, конечно же, намного сложнее, чем раньше. Как справляетесь с ограничениями «нового времени», кого удалось в этом году пригласить из зарубежных именитых гостей?
Любовь Балагова:
Я не ставлю целью приглашать на фестиваль звезд категории А только для того, чтобы они прошлись по красной ковровой дорожке. Мне важно создавать качественный киносмотр, а известные кинематографисты и так подтягиваются. Как и зрители нас сразу полюбили. К слову, на фестиваль за все время мы не продали ни единого билета, так как нам важно, чтобы аудитория окультуривалась, получала новые знания.
У нашего фестиваля гуманитарная миссия, и я благодарна всем, кто поддерживает нас – Посольству РФ в Великобритании, администрации города Сочи, Министерству Культуры РФ, сенатору Арсену Канокову, Рэдиссон Коллекшин, Intis Telecom, Коммерсантъ UK и Фонду Антропова.
В связи с ограничениями, действительно, не все желающие именитые гости могут попасть в Сочи. Даже в это непростое время второй год подряд к нам приедет кинопродюсер, обладатель премии Оскар-2019 Стивен Мао. Из Великобритании – Фрэнсис Барбер, блистательная английская актриса, номинированная на премию Лоренса Оливье за работу в пьесах «Камилла» (1985) и «Дядя Ваня» (1997). Ее появление в фильмах включает три сотрудничества с Гэри Олдманом в фильмах «Навострите ваши уши» (1987), «Мы думаем только о тебе» (1988) и «Дохлая рыба» (2005), а также в фильмах «Сэмми и Роузи ложатся в постель» (1987), «Soft Top Hard Shoulder» (1992) и «Кинозвезды не умирают в Ливерпуле» (2017). Многочисленные телевизионные работы Барбер включают «Улицу» (2009), «Доктора Кто» (2011) и «Шелк» (2012–2014). И сейчас она играет в нашумевшей постановке «Гамлет» с Иэном Маккелленом.
Но я также высоко ценю наших народных артистов. Я очень люблю творчество Владимира Хотиненко, который приезжает уже третий год со своей супругой, профессором ВГИКа Татьяной Яковлевой.
Несмотря на сложности, связанные с коронавирусом, мы должны держаться. На недавних Олимпийских играх в Японии меня поразил ответ одной спортсменки, которую спросили о важности победы для нее. Она ответила: «Мы сейчас живем в такое время, что когда я просыпаюсь утром, то уже чувствую себя победителем. Мне не так важно победить в поединке, сколько жить и иметь возможность участвовать в нем».
Для меня герои и победители – все, кто организует фестиваль, все, кто приедет, каждый зритель, который придет и будет соблюдать меры безопасности.
Елена Трусова:
Вы не раз отмечали, что Сочинский кинофестиваль выше политики и несет в себе очень важную функцию культурного обмена и формирует образ России на международной арене. Сложно ли искать единомышленников и строить мост между Россией и Великобританией через язык искусства в современном политизированном обществе? Ведь кинофестиваль, действительно, может стать стимулом к единению народов, неким ключом, но определенно требуется нечто большее, чтобы наладить взаимопонимание между разными странами.
Любовь Балагова:
Сначала было непросто. Из-за дела Скрипалей в 2018 году общество было разделено на два лагеря, и в тот год нам было особенно сложно проводить фестиваль в Великобритании. Но многие кинематографисты вместе с нами стоят над политикой, поэтому мы встречаем много единомышленников. Люди искусства – особенные. Это особая нация. Они всегда тянутся друг к другу. Доказательством этому стало, что именно в эти годы в Лондонском Сохо на нашей церемонии собрались многие именитые члены BAFTA и Гильдии кинематографистов США. Среди них были, например, Стефан Фрирз, входящий в десятку влиятельнейших кинорежиссеров Великобритании, и известный голливудский актер Ник Нолти. Опять же, это не было настойчивым приглашением ярких звезд. Мы просто делали свою работу, и на кинофестиваль пришли, как никогда, много звездных гостей.
Я часто повторяю одну известную фразу Льва Николаевича Толстого: «Мы выше политики, мы работаем с душами людей».
Елена Трусова:
Как вы планируете развивать кинофестиваль дальше, какие цели перед собой ставите на ближайшие годы?
Любовь Балагова:
В ближайшие годы хочется расширить присутствие SIFFA в России и Великобритании. Чтобы фестиваль проходил не только в Сочи, но его эхо раздавалось во многих регионах страны. Предложения от регионов уже есть, но пока они на стадии согласования, и я не буду пока их озвучивать. В Великобритании фестиваль уже проходит в разных концах страны.
Ну а главная цель, которая стоит перед всеми нами, – устоять, сохранить все самое ценное, что у нас есть, и чтобы наши родные люди были рядом.