4 апреля, накануне Дня российской анимации (8 апреля), анимационная студия ШАР представила эксклюзивные материалы по новым полнометражным фильмам «Сквозь магический кристалл» Андрея Хржановского и «Шикарное путешествие ежиков» Ивана Максимова. Картины на данный момент находятся в производстве.
Показ отрывков из новых проектов ШАРа состоялся в рамках пресс-тура, который приурочен к 30-летнему юбилею легендарной школы-студии ШАР. За три десятилетия работы было создано более сотни фильмов, и школа-студия снискала уважение и авторитет среди профессионалов и зрителей во всем мире.
Участники мероприятия также смогли не только увидеть полностью фильмы-лауреаты многочисленных фестивалей «Хармс» Светланы Андриановой, «Ручей, бегущий в горы» Александра Храмцова, «Светлые души» Анастасии Жакулиной, «Полынь-25» Нади Гольдман и «Ванлав» Вари Яковлевой, но и посмотреть «внутреннюю кухню» студии ШАР.
«ШАР – это не просто производственная студия, это мастерская для режиссеров и аниматоров. Здесь студенты обучаются, создают свои авторские фильмы, а затем получают заслуженные награды на российских и зарубежных фестивалях. Все эти годы школа-студия ШАР хранит традиции авторской анимации и укрепляет их, а также поддерживает молодых авторов в их изысканиях. В ШАРе учат очень специфичной и в то же время интересной профессии, которая дает возможность многим талантливым людям высказаться, сделать из своего проекта месседж этому миру», – отметил в начале встречи генеральный директор и продюсер студии ШАР Николай Маковский.
Глава студии также провел экскурсию и рассказал, как «происходит волшебство» в создании авторского анимационного кино, с чего начинается каждый проект и какие этапы на студии он проходит: «В анимации иногда десяти, а то и двух минут, достаточно, чтобы передать те смыслы, которые сложно уместить в игровом полнометражном фильме».
А о работе аниматоров в студии и про технику перекладки на станке рассказала ведущий аниматор проекта «Сквозь магический кристалл» Алла Соловьева, которая в профессии уже более 40 лет: «Наша главная задача – практически буквально оживить рисунки. Это колоссальная работа. В среднем, на станке, мультипликатор в день делает 2 секунды анимации».
«30 лет тому назад возникла идея создать Школу Аниматоров и Режиссеров, название которой красиво сложилось в аббревиатуру ШАР. У нее четыре учредителя – Фёдор Хитрук, Юрий Норштейн, Эдуард Назаров и я. Преподавание в школе основано на модели организации преподавания искусства, практикующейся еще во времена Возрождения, когда мастера и подмастерья работают вместе, подмастерья учатся и впоследствии становятся мастерами.
Фильм "Сквозь магический кристалл", в основном, делается усилиями молодых режиссеров, выпускников и студентов школы-студии ШАР. Способность самостоятельно думать и уважать других за эту способность – вот, что мы стараемся воспитывать в наших студентах. Мы обогащаем друг друга, без разницы, учится студент у мастера или мастер у студента. Путь анимации еще не изведан, язык анимации еще не сформирован и не будет сформирован никогда, это постоянный процесс, мы до сих пор не знаем и не можем в должной степени оценить всех возможностей анимации», – отметил в своем приветственном слове художественный руководитель и преподаватель школы-студии ШАР Андрей Хржановский.
В показанном отрывке из фильма «Сквозь магический кристалл» можно увидеть и Александра Сергеевича Пушкина, и известных режиссеров анимационного кино, и различных мультперсонажей, и документальную хронику. Здесь события сегодняшнего дня тесно переплетаются с образами разных веков, архивными фото и воспоминаниями самого автора, включая запрет советской цензурой картины Хржановского «Стеклянная гармоника», над которой он работал с композитором Альфредом Шнитке.
Андрей Хржановский рассказал, что название фильма он позаимствовал из «Евгения Онегина»: «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал». А одним из центральных в фильме должен стать эпизод встречи двух великих поэтов – Федора Ивановича Тютчева и Генриха Гейне, которые не только говорят «о настоящем и прошлом, но и предрекают, а, скорее, фантазируют о будущем».
Картина «Шикарное путешествие ежиков» расскажет о приключениях компании четырех ёжиков-музыкантов, которые играют блюз и мечтают стать успешной концертирующей группой. Они путешествуют сквозь порталы по сюрреалистическим мирам и пытаются найти своего кумира – контрабасиста Чучу Родригеса. Несколько миров можно было увидеть в показанном 7-минутном отрывке из картины.
«Весь фильм – это собранные воедино микросюжеты с разными изобразительными решениями. Всего в картине будет около 14 эпизодов примерно по 5 минут в разном стиле, который характеризует каждый из миров. Первый и последний мир – в начале истории и в ее финале – единый по стилю и является оригинальным и родным для главных героев», – сказал Иван Максимов.
В рамках встречи состоялось официальное вручение премии Белый слон по итогам 2023 года. Приз за Лучший анимационный фильм получил «Хармс» Светланы Андриановой. Награду вручили члены Экспертного совета Национальной премии киноведов, кинокритиков и киножурналистов Белый слон Нина Ромодановская и Виктор Матизен.
«В этом году в категории Лучший анимационный фильм на Премию киноведов, кинокритиков и киножурналистов Белый слон претендовали пять сильнейших работ. Выбор у экспертов был очень трудный. Приз короткометражному фильму режиссера Светланы Андриановой "Хармс" свидетельствует о том, что Студия ШАР высоко держит качественную и творческую планку авторской анимации. От имени Экспертного совета Премии Белый слон поздравляю вас с заслуженной победой», – сказала главный редактор интернет-портала ПрофиСинема Нина Ромодановская.
«Некоторое время до работы над "Хармсом" у меня был творческий ступор, я не могла взяться ни за одну работу, и тут Андрей Юрьевич [Хржановский] написал мне письмо со списком авторов, среди которых был Даниил Хармс – его произведения сразу откликнулись во мне и нашли воплощение в моем творчестве. Процесс работы было не остановить, он продлился целых 4 года. Можно сказать, у меня возник спортивный интерес, и весь фильм я делала полностью самостоятельно», – рассказала Светлана Андрианова.
«Ручей, бегущий в горы» был признан Лучшим короткометражным фильмом на недавнем фестивале в Суздале. «Изначально в фильм предполагалось добавить закадровый голос, но мне стало интересно сделать кино без словесной нагрузки. Я задался вопросом – можно ли сделать это кино совсем без слов? Можно или нет – отвечать зрителю, но делать мне было интересно», – отметил Александр Храмцов.
Годом ранее Гран-при в Суздале взял фильм «Светлые души» Анастасии Жакулиной. Картина, основанная на одноименном рассказе Василия Шукшина, также была номинирована на Золотой орел. «Я решила, что в фильме сделаю акцент на свет и "игру актеров". В период подготовки к производству я долгое время снимала тени деревьев, какие-то блики, мне хотелось найти правильное ощущение, определенные деревенские мотивы, и передать все это в своей картине», – рассказала о работе над проектом Анастасия Жакулина.
«Полынь-25» Нади Гольдман удостоилась главного приза на фестивале в Выборге и многих других наград. Режиссер отмечает, что в этой своей работе она впервые добавила цвет, и это был важный, переломный для нее момент. «Полынь – это не только растение. Звезда Полынь известна как предвестник апокалипсиса, кроме того, физики так называют атомную бомбу. У этого слова много значений, и это совсем не претенциозное название. А над сценарием фильма я начала работать, когда мне исполнилось 25 лет, именно поэтому "Полынь-25", – рассказала о значении названия картины режиссер.
В завершение мероприятия участникам был показан «Ванлав» Вари Яковлевой, отмеченной не только рядом наград, включая Гран-при Animafest Zagreb, но и попаданием в лонг-лист премии Оскар.