В ноябре фильм Вари Яковлевой «Ванлав» / «Oneluv» производства студии ШАР прошел квалификационный отбор Американской академии кинематографических искусств и наук в категории Анимационный короткометражный фильм. В преддверии оглашения претендентов на Оскар (21 декабря объявят шорт-лист премии) режиссер рассказала в интервью корреспонденту портала ПрофиСинема, как появилась идея проекта «Ванлав» и откуда она черпает вдохновение для своих работ, какие техники она использовала при производстве картины и об экспериментах в своем творчестве, а также о работе с Андреем Юрьевичем Хржановским на проекте «Нос, или заговор “не таких”», учебе в Школе-студии анимационного кино «ШАР» и многое другое.
Елена Трусова:
Вы упоминали, что идея фильма «Ванлав» оформилась в сценарий после того, как вам приснился сон о незваных гостях, которые приходят в ваш дом. Часто ли вы черпаете из снов вдохновение и идеи для своих работ?
Варя Яковлева:
Да, был период, когда сны меня очень вдохновляли и влияли на мое творчество. Я могла сразу после пробуждения зарисовать то, что мне снилось. Сейчас я больше отражаю в своих работах окружающую действительность, нежели обращаюсь к образам из сна. Обычно сны компенсируют или дополняют нашу жизнь, а в настоящее время реальность настолько насыщенная, что сны блекнут. Более того, мне практически перестали сниться сны.
Елена Трусова:
У «Ванлав» интересная история создания, вы не только использовали различные техники, но и работали без четкого плана и, создавая одну сцену, еще не знали, что будет в следующей. Как и сколько времени шла работа над проектом и как вам удалось в итоге прийти к цельному повествованию?
Варя Яковлева:
Идея фильма появилась давно, 5–6 лет назад, но за время поиска финансирования она претерпела большие изменения. За это время я сильно изменилась как режиссер, поэтому многое переработала, изначальная идея значительно трансформировалась. А на производство ушло всего около 9 месяцев.
«Ванлав» стал самым сложным для меня проектом именно потому, что я дала волю экспериментам. В фильме я решила пойти по пути творческой свободы и с установкой – не бояться идти вперед, не зная, что получится в финале. Страх от неизвестности захватывал меня на каждом шаге работы, но, когда я полностью погружалась в процесс, этот страх уходил. Ранее я никогда так не работала. На первых своих картинах я четко следовала заранее продуманному плану.
Годы работы над картиной «Ванлав» стали последними годами иллюзорной внутренней свободы, тогда я чувствовала потребность и возможность задавать абсолютно любые вопросы и искать ответы на них.
С одной стороны, сроки нас, художников, ограничивают, но с другой стороны, стимулируют к поискам новых решений, максимальной оптимизации творческого процесса. Я перешла к производству фильму, не закончив работу над аниматиком, на который у меня ушло около двух–трех месяцев, поэтому оставалось много брешей и недоработанных моментов.
Мне нужна была техническая помощь, и в работе очень помогла моя студентка Вика Малечкина. На проекте у нас царила потрясающая атмосфера творчества и взаимопонимания, а некоторые происходившие случайности чудесным образом нашли отражение и в фильме. Так, например, мы смотрели мастер-класс Саши Свирского, и кто-то из нас опрокинул банку туши на рисунки и все вокруг. Я побежала отмывать тушь от одежды, а когда вернулась – Вика промакивала тушь и делала отпечатки на бумаге. Это воодушевило меня, и я использовала эти отпечатки как текстуры в фильме «Ванлав».
Елена Трусова:
Какие еще техники вы использовали при производстве картины?
Варя Яковлева:
Мой графический язык сложился уже давно, и на риск и импровизацию в отношении художественного решения мне было легко пойти. Именно поэтому я решила совместить разные техники – например, применить диатипию, о которой я говорила – когда масляная краска раскатывается на стекле, а затем переносится на лист бумаги. Чтобы оптимизировать и сократить время производства я использовала также свои заранее снятые видеоролики – рисовала сразу поверх видеоматериала – и работала над анимацией в TVPaint.
Елена Трусова:
Даже если вы интуитивно шаг за шагом шли в своем творческом процессе, знали ли вы с самого начала, каким будет финал – ключевой момент фильма?
Варя Яковлева:
Даже если у меня изначально готов аниматик и расписаны все сцены, вопросы к финалу остаются всегда. Конец фильма – решающий момент, и его я оставляю на потом.
Например, проведу параллель с искусственным интеллектом, о котором сейчас все говорят, ИИ можно дать задание и сразу получить результат, не уходит время на сам процесс производства, а это самый главный момент в творчестве художника – ведь даже когда мы делаем монотонную механическую работу, наш мозг работает, обрабатывает информацию. Это время очень важно для создания образов и завершения своих мыслей, историй, финала.
За возможность экспериментировать отдельное большое спасибо студии «ШАР», на которой я делала свой фильм, за их доверие, с помощью которого мне как режиссеру легче было раскрыться.
Елена Трусова:
В вашем фильме много различных символов, которые хорошо считываются: так, разбивающаяся чашка символизирует терпение, кошка в начале фильма сворачивается клубком, как и главная героиня в финале и другие. И цвета в каждой сцене играют большую роль, зачастую отражая настроение. Как вы работаете с символикой и цветом в своих проектах?
Варя Яковлева:
Со всем работала по большей части интуитивно. Именно поэтому тяжело отследить, когда и в какой момент появлялся тот или иной образ либо идея. Во время работы ты перманентно находишься в атмосфере творчества, главное – взяться за проект, первый шаг – самый сложный, а затем нужно поймать «волну», правильный ритм.
Елена Трусова:
Что касается ритма и звучания фильма, то в каждой сцене и для каждого персонажа «Ванлав» есть отдельная, уникальная музыкальная тема. Как строилось ваше сотрудничество со звукорежиссером Алексеем Просвирниным?
Варя Яковлева:
Мне очень повезло работать с Алексеем. Помимо того, что он большой профессионал своего дела, он – уникальная творческая личность. Алексей подключается к работе не только над звуком и музыкой, но и другими аспектами фильма. Мы обсуждали и ритм повествования, и структуру фильма, и даже изображение.
Можно заметить, что с каждым новым персонажем фильм обретает другое звучание. Для меня было очень важно репрезентовать каждого героя через звук.
Мне нравится, как Леша добивается потрясающего качества звука, поэтому в работе я старалась не смотреть кино, а слушать его. И в момент, когда я смогла услышать фильм – во всеми составляющими его драматургии – вне контекста изображения, я была полностью удовлетворена.
Алексей удивительным образом может писать музыку к уже готовому изображению, это, на мой взгляд, верх профессионализма.
Елена Трусова:
Тема взаимоотношений, агрессии и насилия вы поднимаете и в другой своей картине – «Анна, кошки-мышки», только там героиня по-другому выходит из ситуации с непрошенным гостем. Вам было важно продолжить и развить эту тему? У этих фильмов конкретная адресность?
Варя Яковлева:
Да, тема положения женщины в этом мире, особенно в России, меня всегда очень волновала. И в «Анне, кошки-мышки» я показала тему взаимоотношений мужчины и женщины с одной стороны, а в следующем фильме я захотела ее раскрыть с другой стороны, развернуть ситуацию.
Вопрос силы и ее применения очень актуален, особенно в патриархальном обществе, в котором мы живем. Женщина даже при неизбежной самозащите в случае причинения ущерба агрессору все равно понесет наказание. И сложно не говорить об этом, когда я сама женщина.
Если меня что-то беспокоит, то я стараюсь не идти на конфликт и полемизировать, а раскрывать позицию в своем творчестве. И я считаю себя счастливым человеком, так как у меня есть возможность это делать через свои рисунки, анимацию.
Елена Трусова:
Вы работаете в разных техниках, но особенно интересно, насколько кропотливо приходится трудиться в технике перекладки бумажных марионеток. Почему решили работать в этой технике, в частности, в проекте «Анна, кошки-мышки», и продолжаете ли вы работать с этой уникальной художественной техникой?
Варя Яковлева:
На проекте «Анна, кошки-мышки» мне было комфортно и легко работать, так как до этого я семь лет проработала с Андреем Юрьевичем Хржановским на его проекте «Нос, или заговор “не таких”», который отчасти сделан в технике перекладки на станке. Можно сказать, что я «собаку съела» в работе с этой техникой, именно поэтому я выбрала ее для «Анны, кошки-мышки» – я понимала, что тогда успею сделать проект четко и в срок. Мне повезло, что и оператор Игорь Скидан-Босин, и команда аниматоров проекта у меня подобрались потрясающие.
Елена Трусова:
Расскажите подробнее про опыт работы с Андреем Юрьевичем.
Варя Яковлева:
Я считаю, что мое обучение началось именно со старта работы в проекте Хржановского, потому как его влияние на меня оказалось грандиозным. Он помог мне сформироваться и как художнику, и как личности.
Это опыт стал уникальным и важнейшим в моем творчестве. Я пришла на проект «Нос, или заговор “не таких”» художником-раскадровщиком сразу после окончания художественного факультета ВГИКа. Я и моя однокурсница Александра Павлова очень плотно работали с Андреем Юрьевичем, обсуждали эпизоды, делали раскадровки, аниматик. На какое-то время проект был заморожен из-за недостатка финансирования – именно в это время я пошла учиться в школу-студию «ШАР», а затем вернулась в проект уже в статусе художника-постановщика.
Елена Трусова:
Андрей Хржановский впоследствии стал вашим учителем в «ШАРе». В 2017 году вы окончили Школу-студию анимационного кино «ШАР». Выпускники «ШАРа» обычно говорят об особой атмосфере в учебном заведении, о духе творчества и эксперимента, который соседствует с опытом и традициями старших поколений. Какой для вас стала учеба в Школе-студии «ШАР»?
Варя Яковлева:
Мне повезло, что я училась у Андрея Юрьевича Хржановского, Алексея Демина, Ивана Максимова, Олега Дормана, Виолетты Колесниковой, Михаила Тумели. Для меня год учебы стал интересным и захватывающим процессом. Когда так много учителей, каждый из которых состоявшийся режиссер, то пытаешься уловить мельчающую деталь, черпать от каждого что-то уникальное.
Что касается атмосферы, царящей в «ШАРе», то могу назвать ее атмосферой причастности к искусству.
Елена Трусова:
В нынешнем 2023 году Школа-студия «ШАР» отмечает 30-летний юбилей. Что бы вы могли пожелать учебному заведению на ближайшее десятилетие?
Варя Яковлева:
Хотелось бы верить, что «ШАР» будет в течение следующего десятилетия развиваться в том же темпе и присущем ему духе. «ШАР» – это островок творчества с важными разговорами об искусстве посреди бурлящего моря.
Елена Трусова:
Хотелось бы затронуть и вопрос развития анимации. Каково, на ваш взгляд, в целом состояние современной российской анимации? И что вы, в частности, можете сказать про своих коллег?
Варя Яковлева:
До 2022 года отечественная анимация развивалась только по восходящей, с каждым годом – подъем на новые высоты. Появлялись молодые режиссеры со своими свежими идеями, взглядами, подходами к анимации. Сейчас я не представляю, как можно полноценно развиваться молодому поколению аниматоров в ситуации с ограничениями и запросом от государства на определенные темы. Но в любом случае творческие люди всегда найдут способы отразить в своих работах важные, актуальные вопросы, так было и при советской власти.
Елена Трусова:
Так как сейчас весь мир лихорадит, то не могу не затронуть тему положения российских авторов в международном пространстве. Ваша короткометражная картина «Жизнь-паскуда» получила множество наград и вошла в лонг-лист Оскара-2022, но ее сняли с конкурса финского фестиваля в Тампере, Гран-при фильма «Ванлав» на фестивале Animafest Zagreb вызвал протест со стороны украинской делегации. Насколько реальна культура отмены в отношении России, о которой все говорят? Каким вы видите будущее развитие событий и что нужно делать в данной ситуации?
Варя Яковлева:
Пока ничего сделать, к сожалению, нельзя. И смысла в этом тоже нет, так как пока не разрешится конфликт между Россией и Украиной, ждать что российские фильмы будут с радостью принимать на всех международных фестивалях не стоит.
Формально культура отмены, конечно, существует, и лично мне пришлось с ней столкнуться. Обвинять российских режиссеров-аниматоров в том, что они работают на деньги государства, по меньшей мере несправедливо, потому что иного источника финансирования просто не найти.
Но непросто рассуждать на эту тему, пока есть более глобальные проблемы – страдает мирное население, гибнут люди. И мне это тяжело принимать.
Елена Трусова:
Вы в начале интервью упоминали, что сейчас акцентируете внимание на окружающей вас реальности. Происходящие события уже находят отражение в вашем творчестве?
Варя Яковлева:
Моя выставочная деятельность непосредственно и своевременно реагирует на то, что происходит сейчас в мире. Мой последний проект «Анатомический атлас боли» посвящен исследованию того, как наше тело реагирует на войну. Я заметила этот физиологический процесс вначале на себе, когда стали проявляться неожиданные болезни, а затем и на других людях.
Елена Трусова:
В продолжение темы выставок – у вас их было много, в том числе и персональных, одна из них называлась «Наши несовершенства делают нас индивидуальностями», мне это название показалось особенно интересным. Как вы к нему пришли, и насколько наша индивидуальность зависит от «неидеальности»?
Варя Яковлева:
Это моя своеобразная философия творчества, когда я позволила себе ошибаться и тем самым смогла нащупать свой графический язык, свойственный моей моторике руки, определенные пластические формы.
А девиз «Наши несовершенства делают нас индивидуальностями» говорит о том, что мы ошибаемся каждый по-своему, и важно увидеть в своих ошибках путь к чему-то новому и уникальному. Мне это помогло найти и выразить себя в творчестве.
Елена Трусова:
Над чем сейчас работаете?
Варя Яковлева:
Сейчас я работаю над новым проектом во Франции.