В январе в Санкт-Петербурге и других городах России прошли благотворительные показы новогодней музыкальной комедии «Не мой чемоданчик». Фильм скоро можно будет увидеть на больших экранах, а затем – на нескольких онлайн-платформах. Перед выходом в прокат режиссер картины Татьяна Архипцова рассказала ПрофиСинема, как родилась идея фильма, каково было работать с музыкантами на площадке, откуда на съемках появился чемодан, полный «волшебных» елочных игрушек, и многом другом.
Елена Трусова:
Фильм «Не мой чемоданчик» - настоящая новогодняя музыкальная сказка, вы даже назвали свою работу «Объяснением в любви музыке». Сценарий был написан вместе с Мариной Поповой, расскажите, как родился замысел и как вы писали эту историю, что послужило для вас источником вдохновения?
Татьяна Архипцова:
Изначально задумывали снять два короткометражных фильма о музыкантах, а затем объединить их, но «аппетиты росли». По ходу съемок продюсер Лариса Шнайдерман увидела, что у нас получается вполне отличная история для полного метра и предложила ее расширить, дописать сценарий. Для нас это была абсолютная, но прекрасная авантюра. И мы пустились в неё, как оголтелые! За что отдельное спасибо мудрому продюсеру!
Главными вдохновителями, точнее вдохновительницами, для нас с Мариной стали две исключительные девушки - Кристина Шнайдер, актриса и певица с громадным голосом, и Ольга Попова, композитор и музыкант. Поэтому можно сказать, что этот сценарий рождался и был побуждаем конкретными реальными людьми. Очень много придумывали в процессе общения с нашими артистами. К примеру, посмотрев одно из выступлений KRISTI (это сценический псевдоним певицы Кристины Шнайдер), мы захотели, чтобы в нашем фильме был эпизод, когда Кэт «зажигает» со своими добровольными помощниками. Так родилась сцена в березах, когда Николя узнаёт в случайной спутнице певицу, на которую подписан в Instagram.
Елена Трусова:
Снять фильм, соединяющий в себе музыку, сказку, комедию и новогодние приключения, – это очень сложная задача. Как в итоге прошла работа и сколько времени занял съемочный процесс? Известно, что фильм вы снимали еще до начала пандемии.
Татьяна Архипцова:
Да, мы начали снимать 30 декабря 2019 года. В момент съемок возникало столько трудностей, что пандемия новой коронавирусной инфекции, которая начинала охватывать мир ровно в тот момент, аж до конца съёмок оставалась для нас незамеченной, хотя наша группа столкнулась с ней непосредственно.
Основная часть нашей актерской команды – это выпускники ЦМШ (Центральной музыкальной школы в Москве), сейчас они учатся в музыкальных вузах. Так получается, что шесть профессиональных музыкантов в нашем кино исполняют роли самих себя: Алексей Солонович играет на виолончели, Леопольд Даусон - контрабасист, Ольга Попова – пианист и композитор, Руслан Хохлачев – скрипач, Соня Деева тоже виолончелистка, а Софья Бархатова (она у нас в кино дирижирует оркестром) играет на ударных инструментах.
Вот с Софьи-то и началось наше знакомство с «короной». Дело в том, что тогда же, 23 декабря 2019 года, Софья с группой консерваторских студентов отправилась на гастроли. По графику к нам на съёмки она должна была прибыть 12 января, что она и сделала точно в срок. Но приехала она на съёмки какая-то квёлая, уставшая, с кашлем. Но мало ли кашель! Все мы кашляем и, чихая на то, что кашляем, ходим на работу, трудимся, снимаем и кашляем-кашляем-кашляем, однако… И всё бы ничего, если б ни одно обстоятельство – а именно место, в котором у нашей Сонечки проходили гастроли. Теперь это место известно всему миру – и это вредоносный китайский город Ухань. И прибывшая наша актриса-гастролёрша, припадая то на одно дружеское плечо, то на другое, параллельно отдыхая, доверительно рассказывала, что «что-то странное у них там в Ухане происходит, все в масках по улицам ходят, а то и в белых костюмах странных, кашляют, чем-то явно болеют… и очень сильно просят, не распространяться про их уханьские проблемы». Вот так комично это для нас начиналось.
Елена Трусова:
Действительно, в начале 2020 до России доходили лишь отголоски эпидемии. Как вам удалось безболезненно завершить съемки и не заболел ли еще кто из съемочной группы?
Татьяна Архипцова:
Удивительно, но нас не скосила тогда китайская зараза, хотя доказано: у Сони точно был ковид. Почему мы, находясь в тесном контакте с инфицированной, не заболели - один Бог знает. Может какая-то специально выделенная небесами Муза кино нас оберегала?
Елена Трусова:
Вы снимали фильм в Подмосковье, где в 2020 году снега почти не было. Как вы выходили из положения? И как вы нашли локации для съемок, в частности большой и уютный дом, который на экране выглядит по-настоящему волшебно?
Татьяна Архипцова:
Это было очень странно, но в тот год снега ни в январе, ни вообще зимой действительно было мало. Мы его возили со двора во двор на тачках. Припорашивая и залатывая бедную голую мёрзлую землю.
А дом – это моя жертва для фильма. (Смеется.) Съемки проходили в нашем доме. Более того, пришлось спилить елку, которая долго росла у нас на участке. Правда план спилить был давно – она поселилась на участке контрабандно и мешала нашим яблоням и вишням, а тут такой случай.
Елена Трусова:
Давайте подробнее поговорим о музыке в фильме, здесь ее очень много, включая несколько полных песен. Кто работал над их созданием?
Татьяна Архипцова:
Повинюсь. В детстве я немного училась игре на скрипке. Сама выпросила у родителей инструмент. Сначала нравилось, а потом, как это бывает, надоело. И чтобы покончить с этим занятием раз и навсегда – совершила акт вандализма – оставила свою скрипочку на пеньке большого ясеня на даче. Пошел дождь, ну и ясно-понятно… Но от музыки ведь так просто не избавишься… (Смеётся.) Ну как тут объяснить. Люблю музыку. И всё.
Композитором фильма стала Ольга Попова, очень чуткий музыкант. Мы работали достаточно быстро для такого проекта: два месяца до начала съемок и после съёмок четыре месяца.
И замечательно, что у нас в проекте была Кристина Шнайдер. У актрисы изумительный тембр и чувство стиля! Писать для неё было одно удовольствие.
Елена Трусова:
Актриса Кристина Шнайдер исполнила главную роль – русской американки, выпускницы ЦМШ, которой в канун Нового года приходится раскрыть тайну пропажи необычного чемодана. Для нее роль стала нетипичной - комедийной, и при этом у нее появилась возможность проявить себя как певица, ведь она с детства занимается музыкой профессионально. Расскажите, как вам работалось с Кристи и легко ли было раскрыть ее комедийный талант?
Татьяна Архипцова:
В жизни Кристина относится к себе не слишком серьезно, в хорошем смысле. Она зажигательная девушка с потрясающим чувством юмора. На экране же я видела её исключительно в «серьезных героинях». Трогательная, влюблённая жена-грешница в прекрасном фильме Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске», показанном в Каннах, кстати говоря. Но именно в этом фильме я подсмотрела её нераскрытые до сей поры в кино возможности. Вообще это же очень азартно нащупать новый потенциал в актёре. Иногда это удаётся, в нашем случае точно удалось.
Для этой роли нужна была слегка хулиганка, озорная и немного странноватая девушка. Крис прекрасно «дорисовала» нашу Кэт, наполнив её своим юмором, обаянием и нежностью.
Я очень полюбила Кристи за абсолютную работоспособность: в бесснежный мороз, например, на поле, что называется - не щадя живота своего, Крис по-честному выдавала «Полюшко-поле», несмотря на жесткий ветер и бесконечно замерзающие ноги. Я ей очень благодарна, потому что певицы такого уровня обычно более рациональны в таких «нечеловеческих» условиях.
Тем более для нее был большой перепад – она действительно прилетела к нам на съёмки из теплых краёв, и мы всей съемочной группой постоянно пытались ее согреть, приодеть, поэтому в нашем «Чемоданчике» даже есть один наш «косяк»: в одном из кадров с актрисы не сняли утепление, и она осталась в валенках, хотя везде бегала в кроссовках. Интересно заметит ли это зритель? (Смеётся.)
Елена Трусова:
Другие участники фильма – молодые музыканты, выпускники музыкальной школы, которые фактически играют сами себя. Насколько для вас тяжело было работать с непрофессиональными актерами и быстро ли они влились в съемочный процесс?
Татьяна Архипцова:
О, это ад! Они воспринимали съемки как тусовку. Им было в кайф, а мне ужасно. На своих музыкальных инструментах ребята могут сотни раз повторять один и тот же фрагмент, но дубли для кино им не давались ни с первого, ни со второго (бедный продюсер)! Хорошо было работать с исполнителем роли Моти - Егором Тихоном, он с 8 лет играл в нескольких спектаклях театра «Мастерская Петра Фоменко», а сейчас учится в ГИТИСе и скоро будет режиссёром. Поэтому он мотивировал наших артистов-музыкантов, они очень подружились в процессе к моему удовольствию, потому как ребята стали «об него учится», а он не скрывал своего восторга от их музыкальности. Очень творческая атмосфера складывалась. Но есть закон: «Лучший артист – усталый артист» - когда уже не хватает сил на балдёж, вот тогда и получается то, что надо.
Самый тяжелый момент съемок – поездка на машине вокруг Кремля. Надо сказать, что это было совсем по-взрослому: мы снимали в разгар праздников – 3 января – в самом центре столицы, за нами следовали машины сопровождения и платформа, на которую иногда ставили игровую машину. Снимали веселую поездку с песней по предновогодней Москве в кабриолете. А было настолько холодно, что актеры, леденея напрочь, забывали слова песни, я уж не говорю о том, что зубы стучали не в такт. Не знаю, сколько кругов вокруг Кремля мы в итоге проехали. (Смеется.)
Работать с музыкантами было сложно, правда сейчас, на расстоянии, весело вспоминать. Зато после них каким отдыхом и, можно сказать, абсолютным пенсионерским санаторием казалась работа с такими профессионалами как Елена Коренева, Артем Тульчинский и Сергей Погосян. Всем советую!
Елена Лясковская не часто снимается, но так включается в сюжет и обстоятельства, что сочинять с ней роль было одно удовольствие! Удивительно остро чувствующая актриса, а с каким юмором!
Елена Трусова:
В начальных титрах можно увидеть забавную игру слов, когда в названии ненадолго появляется определение чемоданчика как «немой», при этом чемодан на самом деле практически живой, так как наполнен волшебными фотографиями и игрушками, принадлежащими известным музыкантам. А на самом деле – откуда вы взяли раритетные игрушки?
Татьяна Архипцова:
Эти игрушки собраны по всем нашим друзьям, в каждой семье они переходили из поколения в поколение, поэтому они по-настоящему живые. Часть игрушек – нашего художника Ирины Алексеевой, некоторые сделала мама одного из актеров – Егора Тихона – Галина.
Сама история про чемоданчик с елочными игрушками была навеяна рассказом Марины Поповой «Игрушки Жанин». В нем у одной семьи пропали раритетные игрушки, которые потом счастливым образом нашли в мусорном пакете. Сюжет далёк от нашего, но как-то навеяло.
Елена Трусова:
Судьба чемоданчика в фильме сложилась совсем по-другому. Финал получился очень трогательным. Согласны ли вы с утверждением, что финал фильма – самая главная его часть, так как именно от нее зависит «послевкусие», которое остается у зрителя? И не пришлось ли ему претерпеть изменения в процессе работы?
Татьяна Архипцова:
Финал мы не переделывали, более того – сняли его в первый съемочный день 30 декабря, так как маленькая актриса, Марьяна Маганова, которая играет в сцене ключевую роль, уезжала под Новый год, и другой возможности её снять у нас уже не было.
Потом только занимались «украшением» финала, если можно так сказать: анимация, музыка. Художниками стали замечательные аниматоры из студии «Добрые истории» (Екатеринбург).
Елена Трусова:
В вашей фильмографии много документальных фильмов, насколько вам было важно снять игровую картину о музыкантах?
Татьяна Архипцова:
В моей фильмографии были игровые проекты, но все телевизионные, один из них – «Мой муж – гений» был удостоен премии ТЭФИ. Я больше театральный режиссер, хотя документальным кино занимаюсь с удовольствием. У меня более 80-ти проектов. Снять полный игровой метр о музыкантах было очень заманчиво. И работать в жанре музыкальной комедии, когда вокруг нас далеко не позитивные новости – это благородно, считаю. Сейчас, как никогда, зритель нуждается в «теплом одеяле». А у нас в «Чемоданчике» его полно!
Елена Трусова:
В каком жанре вам бы еще хотелось себя попробовать? Продолжите работать в жанре музыкальной комедии?
Татьяна Архипцова:
Определенно хочу продолжить дружить с музыкой. Знаете, может это глупо в сложившейся обстановке, но я конченый оптимист, или хочу им быть. И мой стакан по-прежнему наполовину полон, поэтому всё-таки живу с верой в лучшее, доброе или мечтой о лучшем, добром. Собственно, хочется работать с сюжетами о любви, о глупостях, о нежностях, о вечном, может, с сюжетами абсурдными, но не расстрельными для «человечества». «Если темнота – отыщи в ней свет, если пустота – заполняй бессмертным» - это цитата поэта Александра Кабанова вполне может быть моим слоганом.
Лариса Шнайдерман, продюсер картины «Не мой чемоданчик»
Елена Трусова:
Вы работали над такими фильмами, как «Шагал Малевич» и «Однажды в Трубчевске», которые объединяют тема любви и драматическая составляющая. Почему вы решили взяться за такой жанр, как новогодняя музыкальная комедия, и чем вас лично привлекла эта история?
Лариса Шнайдерман:
Я люблю смотреть картины, которые сопровождаются замечательной музыкой. В фильмах «Шагал Малевич» и «Однажды в Трубчевске» тоже использована сочная, вкусная, запоминающаяся музыка. И когда мне предложили участвовать в проекте «Не мой чемоданчик», который отличается своей музыкальностью, я, не раздумывая, согласилась. Это был своего рода эксперимент, так как во многом проект дебютный – композитор и многие актеры до этого в кино не принимали участие. И я считаю, что он удался. К тому же команда у нас подобралась молодая, и на площадке всегда царила легкость, радость и смех. Энергия на съемках была потрясающая, и это передалось самому фильму.
Елена Трусова:
Новогодних фильмов, которые пересматривают из года в год, достаточно много, что, на ваш взгляд, отличает «Не мой чемоданчик» от всех других?
Лариса Шнайдерман:
В Голливуде иногда снимают фильмы, которые не требуют глубокого погружения в сюжет, они создают настроение и дарят тепло. Нашу картину тоже отличает легкий, музыкальный флер, оставляющий приятное послевкусие. Музыка, уютная картинка, радующая глаз, красивые молодые лица – все это сливается воедино на экране.
Новый год – самый добрый праздник, заряжающий прекрасными эмоциями и надеждой на будущее. И фильм «Не мой чемоданчик» обязательно стоит пересматривать в канун этого праздника, он идеально гармонирует с ним, и не только темой, но и атмосферой.
Елена Трусова:
Понятно, что новогодняя комедия ориентирована зачастую на широкую зрительскую аудиторию, но все-таки - кто главный зритель вашего фильма?
Лариса Шнайдерман:
Фильм лучше смотреть всей семьей. На показы, которые уже прошли, приходили все от мала до велика – и родители с детьми, и бабушки со своими внуками. В нашей зимней музыкальной сказке находят вдохновение как дети, так и взрослые.
Елена Трусова:
В фильме есть как профессиональные актеры, например, Кристи Шнайдер, Елена Коренева, так и непрофессиональные – выпускники Центральной музыкальной школы. Расскажите, как проходил кастинг.
Лариса Шнайдерман:
Среди наших актеров были не только профессиональные актеры и люди, далекие от кино, но и несколько студентов театральных вузов. Первым делом, еще на этапе сценария, был найден композитор – Ольга Попова, а затем сразу стали искать актеров-музыкантов. Но так как выпускники ЦМШ представляют собой очень дружное сообщество, своего рода «музыкальную секту», то Ольга предложила своих друзей, с которыми она окончила школу и которые сейчас играют в различных оркестрах. Мы сделали для них пробную запись музыки и поняли, что состав найден – звучание было идеальным. Они понимали друг друга с полуноты, действовали слажено и выглядели очень гармонично на экране.
Органично вписалась в актерский состав Елена Лясковская, которая играла учителя. Она почти не снимается в кино, и взять ее на ключевую роль было риском. Но она прекрасно исполнила свою «партию», создав один из самых ярких образов в фильме.
Елена Трусова:
Премьера фильма прошла в декабре в ЦДК, какими первыми впечатлениями делились с вами зрители? И где можно сейчас посмотреть фильм?
Лариса Шнайдерман:
Мы не ожидали такого большого наплыва людей на премьере, в зале ЦДК был аншлаг. Я всегда наблюдаю за поведением зрителей в зале, и очень показательно, что никто не вышел до конца сеанса, все смотрели на одном дыхании, а выходили с улыбкой, а это значит, наша главная цель выполнена.
После показа многие подходили и особенно отмечали музыку и отдельные песни из фильма. Особенно всем запомнилась песня «Полюшко-поле», которую в картине исполняют Кристина Шнайдер и Артем Тульчинский. Кристина, кстати, профессиональная певица, поет с детства, а Артем не только прекрасный актер, но и потрясающий джазовый исполнитель.
Кто-то из зрителей отмечал смешные моменты и даже цитировал отдельные эпизоды, кто-то – антураж дома и настроения праздника, символы детства; других интересовало, действительно ли актеры – настоящие музыканты. Равнодушными никто не остался.
Помимо премьеры в декабре, мы сделали несколько благотворительных показов – в Питере в Фонде поддержки детей с церебральным параличом, а также в нескольких региональных фондах и библиотеках. Фильм в скором времени можно увидеть на нескольких детских и юношеских фестивалях, а затем – на стриминговых платформах. Возможно, выпустим картину в ограниченный прокат. Хочется, чтобы ее увидели и на больших экранах, но, учитывая, что сейчас многие сидят по домам, то можно будет посмотреть и онлайн.