11 февраля в российский прокат выходит мелодрама режиссера Наны Джорджадзе «Кроличья лапа», снятая в копродукции России, Бельгии и Финляндии.
Продюсер ленты о любви между российской девушкой и французом Юлия Соболевская рассказала в интервью корреспонденту портала ПрофиСинема, почему для нее было важно сделать этот фильм, о работе с легендой французского кинематографа Пьером Ришаром, о том, как проходили съемки в двухсотлетнем бельгийском замке с виноградниками, зачем нужно смотреть отечественное кино и многом другом.
Елена Трусова:
Незадолго до Дня всех влюбленных, а именно 11 февраля, в российских прокат выходит фильм «Кроличья лапа» — и он тоже о любви. Так вышло случайно или вы планировали выпустить картину именно в этот период?
Юлия Соболевская:
Изначально мы не планировали это, пытались назначить дату релиза, начиная с 7 января, и ориентировались на ситуацию с кинотеатрами и ограничительными мерами. Стало понятно, что сроки сдвигаются на февраль. И когда ограничения на 25% заполняемости кинозала сняли, мы поняли, что не прогадали с датой. Мы очень рады, что картина будет показана и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и во многих регионах России.
Елена Трусова:
Лента рассказывает о любви русской девушки и француза, которые не могут жить друг без друга, но и вместе быть не могут. Очень наглядно показана тема столкновения двух миров, двух менталитетов, двух характеров. Чем лично вас, как продюсера, зацепила эта тема и этот проект и с чего началась работа над фильмом?
Юлия Соболевская:
Фильм о любви, и он очень жизненный. На первый взгляд история проста, но если посмотреть глубже – то она многослойна. Каждый зритель может в ней найти что-то свое, провести параллели со своей жизнью. Фильм побуждает к приятным и ностальгическим воспоминаниям о прошлом.
Картина охватывает большой период жизни, и начинается история с коммуналки 90-х. Мы пытались уйти от малиновых пиджаков, бандитов и других атрибутов того периода, которые так часто показывают на экране, и красочно описали другую сторону той жизни – в то время так же любили, расставались, танцевали, смеялись и мечтали. В любое, даже самое непростое время, жизнь и любовь побеждали всегда. Хочется напомнить зрителям именно об этом.
Лично для меня было важно сделать этот фильм. Мы с Ириной Лукиновой, автором сценария этого фильма, выросли в Санкт-Петербурге, в тех самых коммуналках, показанных на экране. Это наш гимн этому городу и признание в любви тому времени.
Можно сказать, что работа над фильмом началась с нашего дружеского разговора с Ириной за бокалом шампанского. Нам захотелось рассказать эту историю о женщине, которая хрупка снаружи и невероятно сильна внутри. В настоящее время много таких женщин, и хотелось напомнить им, что важно в любых ситуациях прислушиваться к себе, возвращаться к своему внутреннему Я, сохранять цельность и гармонию с собой. В центре истории также отношения женщины и мужчины, так что фильм абсолютно для всех, идеально его будет посмотреть парам, конечно же, в День всех влюбленных.
Елена Трусова:
Фильм сняла номинантка Оскара и обладательница Золотой камеры Каннского кинофестиваля Нана Джорджадзе. Расскажите, как она работала с материалом и какая обстановка царила на площадке?
Юлия Соболевская:
Интересно, что наша команда оказалась практически полностью женской – режиссер, продюсер, сценарист, художник-постановщик, редактор - все женщины. Оператор Михаил Квирикадзе на первых наших собраниях даже чувствовал себя неловко. Но такой состав сложился случайно, было работать непросто, так как мы очень эмоциональны, но при этом все были заряжены на работу и фильм оказался долгожданным, любимым ребенком.
Нана Джорджадзе – большой художник, ей удалось исключить из фильма бытовую составляющую. Получилась легкая, практически воздушная история с уникальными образами, нет того накала страстей коммуналки, которые обычно все привыкли себе представлять. А герой, которого сыграл Олег Гаркуша, стал даже своего рода домовым этой коммунальной квартиры.
Елена Трусова:
Давайте как раз перейдем к вопросам об актерах. Главную роль Али сыграла Светлана Щедрина, а роль Николя - француз Николя Дювошель. Как проходил кастинг, долго ли искали подходящих актеров на главный дуэт?
Юлия Соболевская:
Мы не искали на роль Али примелькавшийся экранный образ. Нам необходимо было уйти от банальности и найти на главную роль абсолютно необыкновенную, неземную девушку, ведь француз Николя влюбляется по сюжету именно в такую. Светлана точно попала в этот образ своей эльфийской внешностью и поразительной пластикой. Героиня Аля - веселая, открытая, доверчивая, без скелетов в шкафу, с ней на протяжении фильма происходит трансформация, и Света ее безупречно показала, выполнив пожелания режиссера на 200%. Стоит заметить, что Нана Джорджадзе не проводит кастинг в привычном понимании, ей важно встретиться сразу с актером лично и поговорить, а не смотреть его предыдущие работы. Хотя театральную работу Светланы – моноспектакль «Человеческий голос» - она посмотрела.
Что касается главного мужского персонажа – то на эту роль изначально рассматривали и вели переговоры с тремя актерами - Луи Гаррелем, Гаспаром Ульелем и Николя Дювошелем. По сценарию герой был одним, но становилось очевидно, что он будет видоизменен после утверждения кого-то из троих актеров, так как они абсолютно разные. Мы очень рады, что Николя Дювошель привнес многое в образ своего героя. Что касается других актеров, то Гаррель не смог принять участие в проекте, так как находился в процессе работы над монтажем своего фильма, а Ульель снялся в подобном фильме о любви совсем недавно и не хотел повторяться.
Елена Трусова:
А что касается актеров на роли второго плана, но не менее важные для истории?
Юлия Соболевская:
Евгений Ткачук и Евгения Добровольская, например, появились в проекте очень быстро, практически без кастинга. Мы изначально планировали снимать именно их. И не ошиблись – они создали очень яркие и запоминающиеся образы.
Елена Трусова:
Примечательно, что в фильме всех французов сыграли французские актеры. Я правильно заметила? Изначально так и задумывалось? Пьер Ришар, например, снимался в нескольких фильмах Наны Джорджадзе, поэтому, наверное, оказалось несложно привлечь в проект самого известного и любимого у российских зрителей актера, легенду французского кинематографа?
Юлия Соболевская:
Не все французские, есть еще и бельгийские: например, Беренис Баоо играет жену Николя - Жульет.
Пьер Ришар с удовольствием согласился вновь поработать с Наной. Кстати, сначала роли для него не было, так как в сценарии был прописан отец главного героя, который после согласия актера трансформировался в дедушку Николя. Более того, с Ришаром мы настолько сдружились, что он попросил выделить ему роль в нашем следующем проекте, что мы и сделали.
Когда начиналась работа над проектом, то возникла мысль поехать на съемки в замок в Выборге и задействовать только российских актеров, но потом пришло осознание, что это неправильно. Необходимо было снимать в другой стране и с настоящими французами.
Елена Трусова:
Фильм снят в копродукции России, Бельгии и Финляндии. На каком этапе подключилась каждая сторона и в чем состояли ваши обязательства?
Юлия Соболевская:
Еще на этапе подготовительного периода, когда стало понятно, что съемки будут частично проходить за границей, мы нашли бельгийскую компанию Артемис для копродукции. С того момента ситуация немножко изменилась. Фильм стал жить своей жизнью, как отдельный организм, и мы за ним только пытались поспевать. Поспродакшен шел достаточно долго, на этом этапе к работе подключилась финская компания ГринЛит. В итоге удалось благополучно завершить проект.
Елена Трусова:
Съемочную площадку развернули не только в России - в Санкт-Петербурге, но и в Бельгии. Расскажите, как вы смогли договориться на съемки в настоящем замке с виноградниками? И как проходили съемки?
Юлия Соболевская:
На поиск объектов в Бельгию поехала сопродюсер Ирина Марийчук, а также Нана Джорджадзе, оператор Михаил Квирикадзе и художник-постановщик Марина Николаева. Изначально мы изучили все бельгийские замки в интернете. Поиски были непростые, так как нам хотелось найти такой замок, который полностью соответствовал бы прописанному в сценарии – с парком и виноградниками поблизости. На месте уже выяснилось, что некоторые замки изменили облик снаружи или внутри, что нам не подходило.
И когда дошла очередь до замка Бьоль, то он полностью соответствовал нашей задумке. Самое интересное – замку 200 лет, и он жилой. Остановка внутри просто поразила всю съемочную группу, складывалось ощущение, что висевшие там гобелены можно было увидеть и в Эрмитаже. Для хозяев замка наши съемки стали первым опытом, до этого никто ничего в замке не пытался снять. Они выделили для работы целое крыло, обстановка в котором полностью совпадала со сценарием, вплоть до деталей. Есть сцена, где в замке протекает крыша, что достаточно частое явление для таких сооружений. И в этом замке третий этаж оказался заброшен, и там мы смогли воссоздать сцену с протекающей во время дождя крышей.
Елена Трусова:
Премьера фильма состоялась на кинофестивале Амурская осень, где лента получила награду за лучшую операторскую работу. Также был показ в Доме кино в рамках ММКФ, а сейчас премьерные показы прошли в Москве и Петербурге. Как они прошли и как зрители встретили картину, по вашим личным ощущениям?
Юлия Соболевская:
Интересно отметить, что после премьерных показов зрители всегда оставались на обсуждение фильма, задавали много вопросов. На Амурской осени после фильма подходили заплаканные женщины и говорили, что не смогли сдержать слез, настолько они прониклись историей, некоторые сравнивали себя с главной героиней.
Запомнился молодой человек тридцати лет, который подошел и сказал: «После просмотра я понял, что жить нужно с одной женщиной всю жизнь». Причем в фильме нет намека на назидательность, каждый зритель выносит из него что-то свое.
Елена Трусова:
Какие прокатные перспективы вы видите у фильма «Кроличья лапа», учитывая непростую обстановку в кинотеатральном прокате? Какой вы представляете основную аудиторию проекта?
Юлия Соболевская:
Самое главное, чтобы зрители пришли в кино. Никаких грандиозных планов на сборы в прокате я не строю, учитывая, что это независимое кино и ограниченный прокат. Наш фильм – это не блокбастер и не комедия, на что в первую очередь идет аудитория. Но точно одно – у картины «Кроличья лапа» есть свой зритель, и об этом можно уже сделать вывод по тем показам, что состоялись. Это не фильм для подростков, основной аудиторией я бы назвала женщин и мужчин от 30 лет и до… бесконечности. Кстати, один из слоганов фильма - «Пригласи маму в кино!», поэтому для детей 90-х актуально бы было посмотреть эту ленту вместе с родителями, а потом обсудить ее вместе.
Елена Трусова:
Можете рассказать, над чем вы сейчас работаете?
Юлия Соболевская:
Сейчас в работе проект под названием «Мухадракон» для детей 8-13 лет и их родителей. Сценарий уже написан, вносятся окончательные коррективы. Именно в этом фильме прописана партия для Пьера Ришара, о чем я ранее упоминала. Главный герой картины – мальчик-мечтатель, и все его фантазии будут показаны на экране с помощью анимационных вставок. Фильм посвящен семейным ценностям, важности взаимопонимания между близкими людьми, и будет сделан в копродукции с Латвией.
Другой проект «15 лет брака» пока на стадии написания сценария и переговоров с актерами. Над ним мы будем работать в партнерстве с Норвегией.
Продолжаю работать и над телевизионными проектами.
Елена Трусова:
Для киноиндустрии прошлый 2020 год стал переломным, а каким он стал лично для вас? Чему научил опыт прошлого года и какие перспективы для киноиндустрии вы видите в ближайшем будущем?
Юлия Соболевская:
Прошлый год был очень сложным – рассыпались все прокатные договоренности по фильму «Кроличья лапа», пришлось все собирать заново в начале этого года. Но каждая ситуация чему-то учит, и я всегда готова учиться, получать новый опыт.
Если говорить о сериальном производстве, то мы успели донять все до пандемии, поэтому по постпродакшену можно было спокойно работать удаленно.
Главное, что минувший 2020 год укрепил меня в моем девизе «Идти вперед, невзирая ни на что!». Не нужно бояться никаких препятствий, пока ты жив – все возможно и из любой ситуации можно найти выход.
Кинотеатры очень сильно пострадали за прошлый год, понесли большие финансовые потери, а люди отвыкли ходить в кино. Но я надеюсь, что зрители все-таки вернутся в кинотеатры, потому что просмотр фильма на большом экране ни с чем не сравнится. Особенно хочется верить, что отечественный зритель будет поддерживать и смотреть именно российское кино.