Дебютные кассовые сборы для Голливуда по-прежнему являются важнейшими показателями успешности картины в кинотеатральном прокате. Слабый старт «Фуриосы» и «Каскадеров» вызвал панику в индустрии, но многие проекты этого года смогли даже при посредственном начале проката, благодаря сарафанному радио, добиться впечатляющих результатов.
«Воображаемые друзья» — пример фильма, который при слабой стартовой кассе ($33 млн) добрался до неплохих сборов в $93 млн в Северной Америке и $160 млн по всему миру. Это приличная сумма для фильма, созданного по оригинальной IP.
В этот сложный для кинопроката летний сезон некоторые аналитики задаются вопросом о необходимости вообще обращать внимание на показатели стартового уикенда. Прозвучало мнение, что одержимость ими помогает «пропагандировать идею о том, что сборы в дебютные выходные — это все, что имеет значение».
Как пишет Variety, негативное воздействие на бокс-офис также оказывают заголовки в индустриальных изданиях — когда зарубежные журналисты называют дебютные сборы «Каскадеров» «разочаровывающими» ($28 млн) или кассу «Фуриосы» «мрачной» ($31 млн), это несправедливо оценивает кинотеатральный прокат на основе краткосрочных изменений, а не на долгоиграющих трендах.
«Было бы здорово сказать, что касса первого уикенда не имеет значения, — говорит Стивен Галлоуэй, декан киношколы Университета Чепмена, — К сожалению, учитывая стоимость фильмов и инфляцию, ставка на дебютные выходные — единственная стратегия Голливуда. Альтернативы нет».
Фильмы не всегда живут и умирают после своего старта в прокате. Романтическая комедия Sony «Кто угодно, но не ты», анимационные картины «Элементарно» Pixar и «Миграция» Illumination — это недавние примеры проектов, у которых не было ярких дебютов, но которые продолжали зарабатывать деньги в течение нескольких недель, благодаря сарафанному радио.
«Показатели на внутреннем рынке — это локомотив, тянущий поезд, и первые выходные задают темп, — считает Дэвид А. Гросс из Franchise Entertainment Research, — Я не вижу, чтобы это изменилось».
Хотя фильмы и являются искусством, как добавил Гросс, «кинобизнес – это всего лишь бизнес». На производство «Воображаемых друзей» компания Paramount потратила $110 млн, значительная часть которых пошла на оплату гонораров Стива Карелла, Мэтта Дэймона, Эмили Блант, Брэдли Купера и Джорджа Клуни. По словам экспертов, картина не сможет собрать $275 млн, необходимых для того, чтобы окупить свой бюджет и кинопрокатный релиз.
«Воображаемые друзья» — не единственный неудачник последних месяцев, пострадавший из-за своего внушительного бюджета. «Каскадеры» стоили $140 млн и собрали в мировом прокате $165 млн. Но источники в индустрии предполагают, что для получения прибыли картина должна достичь $275–$300 млн.
Постапокалиптический блокбастер Warner Bros. «Фуриоса. Хроники Безумного Макса», бюджет которого составляет $168 млн, собрал на текущий момент $144 млн. По словам инсайдеров, для получения прибыли фильму Джорджа Миллера требуется примерно от $350 до $375 млн.
При таких темпах «Каскадеры», по оценкам, потеряют $50–$60 млн, а «Фуриоса» — порядка $75–$95 млн. Даже «Планета обезьян: Новое царство», четвертый по прибыли фильм года с $360 млн по всему миру, должен продолжать зарабатывать в прокате, чтобы оправдать свою стоимость в $160 млн.
За последние годы бюджеты голливудских фильмов взлетели до небес, потому что цена всего значительно выросла, включая поездки на места съемок, затраты работникам, гонорары актерам и пересъемки. И не стоит забывать многомиллионные расходы на маркетинг и другие расходы, связанные с показом фильмов в кинотеатрах. Тем временем кассовые сборы сокращаются: по данным Comscore, доходы от проката в Северной Америке упали на 26% по сравнению с 2023 годом.
«Почти невозможно, чтобы фильмы стали дешевле, — говорит Стивен Галлоуэй, — Их бюджеты будут только расти».
Голливуд со времен пандемии нашел новые способы получить прибыль после кинотеатральной жизни фильма. Однако доходы от кассовых сборов внутри страны определяют, насколько выгодную лицензионную сделку создатели картины смогут получить от стриминговых компаний, кабельного телевидения или других вторичных источников прибыли. При этом владельцы кинотеатров забирают около 50% дохода от продаж билетов. Таким образом, студиям нужно, чтобы фильмы приносили в 2,5 раза больше их производственного бюджета для окупаемости.
Многие фильмы в конечном итоге, после нескольких десятилетий, выходят на уровень безубыточности за счет дополнительных доходов. Согласно электронным письмам, к которым был получен доступ после хакерской атаки на Sony в 2014 году, даже печально известный провальный фильм Элейн Мэй «Иштар» 1987 года (бюджет $55 млн, сборы в Северной Америке — $14 млн) отбил свою стоимость к началу 2000-х.
«Студии и продюсеры рассматривают все потоки доходов от фильмов, включая тематические товары и развлекательные парки. Они не рассматривают прибыль и потери от кинопроката изолированно от остального, — говорит Гросс, — Способы релиза картин теперь стали более сложными, и они сочетаются друг с другом по-разному».