23 января на фестивале независимого кино Сандэнс в конкурсной программе Мировая драма прошел показ картины режиссера Флоры Лау «Свет» / «LUZ». Драма с Изабель Юппер в одной из главных ролей исследует вечные проблемы отцов и детей, а герои пытаются найти взаимопонимание и друг друга не только в реальной жизни, но и в мире виртуальной реальности.
Полнометражный дебют Флоры Лау «Изгибы» / «Bends» был показан в Каннах в 2013 году, в программе Особый взгляд, затем он взял награды множества других фестивалей. Второй фильм уроженки Гонконга Лау сделан в копродукции Китая и Франции, и действие происходит как на улицах Чунцина, так и Парижа.
Предваряя показ фильма, режиссер и сценарист Флора Лау рассказала зрителям о восьмилетнем процессе создания картины: «Мне потребовалось довольно много времени, чтобы разработать сценарий, а игровая часть была особенно сложной для понимания, к тому же производство велось сразу в нескольких разных странах».
Также Лау рассказала о своем увлечении «реальным и нереальным мирами», о том, что она соединила их в фильме, пытаясь понять, как люди взаимодействуют с технологиями и почему исследуют новую среду с помощью виртуальной реальности.
И в «нереальном мире» ленты для нее было важно создать образ, который откроет «скрытые истины» — таким образом стал таинственный олень, который побуждал героев отправиться в своего рода путешествие или квест, чтобы найти себя.
В фильме сплетаются две сюжетные линии. На улицах Чунцина мелкая сошка в криминальном бизнесе (вышибала в казино) Вэй ищет свою дочь Фа, с которой давно потерял связь, в то время как молодая художница Рен прилетает в Париж, чтобы увидеться со своей мачехой Сабиной после долгой вынужденной разлуки. У Сабины аневризма и она может у любой момент умереть.
Герои фильма встречаются в виртуальном мире игры «Свет» (LUZ), который слегка размыт и похож на сон. В этой игре нет препятствий, которые нужно преодолевать, а есть головоломки. В одном из 300 миров игроки преследуют цель: найти хрустального оленя, который бродит по всем мирам, оставляя за собой световой след — сигнал о том, что вы его только что пропустили. Во многих культурах олень символизирует мир и гармонию, увидеть его — большая удача, поэтому вызывает недоумение, почему большинство игроков преследуют его с оружием в руках.
На просторах виртуального мира Вэй встречает Рен, которая поможет ему в поисках дочери, и повествование фильма свяжется воедино. Герои не только находят друг друга в реальности и в виртуальном мире, но и приходят к миру в своей душе и к взаимопониманию друг с другом. Когда Рен и Сабина воссоединяются в Париже, их достаточно напряженная встреча в начале постепенно перерастает в нежную заботу. Две женщины учатся понимать и принимать друг друга такими, какие они есть.
Оператором картины выступил Бенджамин Эчасаррета, снявший в свое время знаменитую чилийскую драму Себастьяна Лелио «Глория», выдвинутую на Оскар. Ему удалось филигранно запечатлеть Чунцин, утопающий в неоновых огнях, придавая картине черты фильма-нуар.
Сценарий ленты достаточно сдержан, но при этом убедителен, а повествование сбалансированно как исчерпывающими диалогами, так и стройным чередованием цифровых и реальных, физических пространств.
Фильм «Свет» — об изоляции и отчуждении современного общества, и не только в реальных и шумных, перенасыщенных гаджетами мегаполисах, но и в виртуальных мирах. Это картина о том, как взаимодействовать и находить связи в окружающей нас реальности, которая иногда может быть иллюзорной. «В буддизме все считается иллюзией. Я долгое время пыталась разгадать эту концепцию, и до сих пор пытаюсь это сделать», — добавляет Лау.