С 1 по 8 ноября 2017 году пройдет American Film Market (AFM). Для того, чтобы помочь подготовиться участникам к мероприятию, ПрофиСинема публикует интересные материалы Американского кинорынка о разных сферах кинопроизводства и дистрибьюции, которые помогут лучше ориентироваться в кинобизнесе.
Мы уже предлагали два исследования, проведенных аналитиком Стивеном Фоллоузом и основателем The Numbers Брюсом Нэшем, в которых проанализированы секреты успеха самых кассовых независимых картин, выходивших в прокат в период с 2000 по 2016 годы. Мы уже рассмотрели, что необходимо для того, чтобы картина с бюджетом от $500 тысяч до $3 млн. смогла принести продюсерам прибыль. Также мы проанализировали другой сегмент – верхнюю границу независимого кино – ленты с бюджетом от $20 до $50 млн., рассчитав их секрет успеха. В этот раз предлагаем заполнить пробел и ознакомиться с «золотой серединой» -
инди-фильмами с бюджетом от $10 до $20 млн. Что необходимо таким картинам, чтобы стать хитами, какими характеристиками они должны обладать и каким требованиям отвечать?
Для целей исследования из базы The Numbers, насчитывающей более 3000 фильмов, были использованы данные по валовым кассовым сборам каждой ленты, включая кинотеатральные в Северной Америке (внутренний рынок) и международную кассу, продажи копий картины на цифровых и аналоговых носителях, ТВ-продажи и дополнительные доходы. Фокус сделан на игровые фильмы, бюджет которых варьируется в диапазоне от $10 млн. до $20 млн.
Информация о финансовых показателях также бралась из различных источников, включая людей, непосредственно связанных с производством и прокатом фильмов, авторитетных сайтов, где собраны статистические данные о кассовых сборах, также использовались модели вычислений дохода на основе неполных данных.
В итоге были отобраны 60 самых прибыльных картин – в среднем, около трех фильмов в год за рассматриваемый период. Оказалось, что большинство успешных кинолент относятся к вполне конкретным жанрам и попадают в одну из шести категорий. Рассмотрим более подробно каждую из них.
Сиквелы были исключены из рассмотрения, поскольку их успех можно отнести к популярности оригинального фильма, наличию фанатской базы и лояльной аудитории. Поэтому мы не увидим в списке такие ленты, как «Классный мюзикл 3: Выпускной» (2008), «Пила 5» (2008), «Сезон охоты 2» (2008), «Шаг вперед 2: Улицы» (2008), «Чудаки 3D» (2010) и «Супер Майк XXL» (2015), хотя они и показали впечатляющие результаты в прокате.
Модель 1: Фильмы для «старших» киноманов
На сегодняшний день самая представительная категория в списке – это группа фильмов, которые нашли свою аудиторию в лице так называемых «старших» киноманов. Рискуя расстроить любого 36-летнего читателя этой статьи, мы все же вынуждены это сделать – в данном исследовании мы относим к группе «старших» всех, чей возраст перевалил за 35 лет. (По сути, если вы потеряли счет тому, сколько было перезапусков «Человека-паука», вы тоже попадаете в эту категорию, независимо от возраста). В нашу защиту отметим, что именно так определяют эту возрастную категорию демографы.
Примерно 55% аудитории фильмов этой категории – люди старше 35 лет, по сравнению с 22% для рынка в целом. Чтобы дать вам представление о том, сколько эти фильмы отличаются от так называемой «нормы», см. ниже демографические показатели для этих фильмов (данные Великобритании).
Неудивительно, что качественные драмы, часто с пожилым главным героем, доминируют в этом списке. Примечательно, что примерно половина фильмов – иностранного производства, в том числе «Бункер» (2004), «Королева» (2005), «Лабиринт фавна» (2006), «Девушка с татуировкой дракона» (2009), «Король говорит!» (2010), «1+1» (2011), «Артист» (2011), «Филомена» (2013) и «Игра в имитацию» (2014). Другая половина лент, как правило американского производства, относятся к номинантам и лауреатам премии «Оскар»: «На обочине» (2004), «Горбатая Гора» (2005), «Письма с Иводзимы» (2006), «В диких условиях» (2007), «Повелитель бури» (2008), «Боец» (2010), «Черный лебедь» (2010), «12 лет рабства» (2013) и «В центре внимания» (2015).
Так что справедливо сказать, что продюсеры, создающие ленты для старшей аудитории, должны понимать, что высококачественная драма с бюджетом от $10 до $20 млн. - это хороший выбор с большими шансами на успех. Но есть пара фильмов, которые немного выбиваются из этой тенденции, хотя и ориентированы в большей степени на взрослых, но при этом не претендуют на престижные награды и премии: «Под солнцем Тосканы» (2003) и «Бойфренд из будущего» (2013). Также в этом списке есть и научно-фантастическая драма «Из машины» (2014), которая нацелена на относительно широкого зрителя, но с перекосом в сторону более взрослой аудитории, что не совсем характерно для этого жанра.
Модель 2: Комедия, бьющая «прямо в лицо»
В нашем анализе фильмов бюджетного диапазона от $20 до $50 млн. мы выделили категорию непритязательных комедий. В категории от $10 до $20 млн. также есть пережитки этого жанра («Чудаки» (2002) и «Гарольд и Кумар» (2004), например), но в целом эта группа отличается тем, что вошедшие в него комедии несут в себе концептуальную направленность. Если мы посмотрим на фильмы «Блондинка в законе» (2001), «Борат» (2006), «Типа крутые легавые» (2007), «Очень плохая училка» (2011), «Думай, как мужчина» (2012) и «Соседи. На тропе войны» (2014)», то обнаружим, что у всех них есть центральная тема или персонажи, которые смеются над обществом, чего мы не найдем ситуационных комедиях с более высоким бюджетом.
При рассмотрении группы в целом несложно заметить, что всех их объединяет признак, который, как нам кажется, лучше всего описывается фразой «бьет прямо в лицо». Создатели фильма выбирают идею и развивают ее, заставляя вас прочувствовать все нюансы своего замысла. Сама концепция может прийти откуда угодно, самое главное – это качество ее реализации. Это те фильмы, про которые большая часть зрителей после просмотра подумает: «Моему другу это понравилось бы».
Модель 3: «Зрелые» хорроры
Фильмы ужасов в данной категории тяготеют скорее к психологической драме, чем к демонстрации кровавой бани. Во всех картинах этого сегмента мы найдем драматическую составляющую, саспенс и, как правило, возрастных героев.
Заметим, однако, что в этом списке только шесть фильмов жанра хоррор: в среднем, одна картина на три года с 2000 по 2016. В то время как в бюджетном диапазоне $20-$50 млн. фильмов ужасов не было вообще. Но это легко объяснимо – лентам этого жанра стоимостью более $10 млн. очень сложно окупиться и заработать, во всяком случае, в сравнении с картинами других жанров – шансы на успех есть разве что у малобюджетных хорроров.
Модель 4: Музыкальные фильмы
Иногда анализ преподносит сюрпризы. В этом бюджетном диапазоне есть группа фильмов, которые основаны на музыке и танцах, большинство из них – легкие развлекательные ленты, такие как «Школа рока» (2003) и «Шаг вперед» (2006), но и есть и оскаровский лауреат – мюзикл «Ла-Ла Ленд» (2016).
Стиль этих музыкальных фильмов тяготеет к мейнстриму. Мы не найдем здесь панка, блюза и даже классической музыки, что, по правде сказать, немного разочаровывает. Но, судя по результатам проката, нацеленность на широкую аудиторию приносит создателям таких лент прибыль.
* * *[/b]
К настоящему моменту мы рассмотрели три бюджетных диапазона: от $500 тысяч до $3 млн., от $10 до $20 млн. и от $20 до $50 млн. Что любопытно, анализ каждой категории позволяет выделить очень специфические типы фильмов, которые «работают» только в этом бюджетном диапазоне, а не в других. В сегменте от $20 до $50 млн. был только один прибыльный мюзикл – «Чикаго» (2002), в то время как в сегменте от $10 до 20 млн. их шесть. Аналогично, категория «Семейные фильмы о взаимоотношениях людей разных поколений» есть в категории от $20 до $50 млн., но среди картин с меньшим бюджетом мы такой группы картин не найдем.
В любом случае, кинематографистам есть, над чем подумать. В частности, если они хотят снять мюзикл, то следует держать бюджет под контролем, чтобы он не превышал $20 млн. И, пожалуй, ключевым пунктом является то, что в данном бюджетном диапазоне продюсерам следует ориентироваться на старшую возрастную категорию, если они хотят отбить затраты на производство и заработать.