17 сентября 2017 года на фестивале кино и театра «Амурская осень» в шатре для неформальных встреч с гостями мероприятия пообщался южнокорейский режиссер Ким Ки Дук. Он рассказал о том, какие три главные темы определяют его творчество, как снимает шедевры за 10 дней, каким будет следующий фильм и где, по мнению режиссера, рай на земле. Модерировал встречу журналист и искусствовед Сергей Шолохов.
В начале беседы модератор напомнил присутствующим, что автор картин, которые завораживают фестивального зрителя во всем мире, начал снимать кино в возрасте 36 лет, не получив соответствующего образования. С вопроса о том, что стало побудительным мотивом, и началась долгая и душевная беседа режиссера с публикой фестиваля «Амурская осень».
Сергей Шолохов:
Почему вы начали заниматься режиссурой только в 36 лет?
Ким Ки Дук:
Я начал увлекаться кино только в 30 лет, когда жил в Париже и творил, как неизвестный и свободный художник, а прежде я трудился на заводе. У меня не было никаких отношений с кино, не было образования. Учителями были лишь три главные темы моего творчества: человек, природа и труд.
Сергей Шолохов:
Может быть жизненный опыт подсказал вам куда двигаться?
Ким Ки Дук:
Конечно, опыт оказал большое влияние на мое творчество, как и культурное наследие в Южной Корее. Моя жизнь, которая была достаточно трудной и странной (хотя легкого пути и не бывает) очень способствовала успеху в кино.
Сергей Шолохов:
Я знаю, что вы иногда снимаете по три фильма в год. Редкий режиссер так продуктивен. Пытаетесь наверстать упущенные годы?
Ким Ки Дук:
В отличие от людей, которые работают с 9:00 до 18:00, у меня нет необходимости вставать рано утром, но режиссеру, как бизнесмену, нужно постоянно работать и производить продукт. Это мой принцип – по крайней мере, один фильм в год должен быть выпущен.
Сергей Шолохов:
Не приходится ждать вдохновения? Для вас кинематограф — ремесло?
Ким Ки Дук:
Для меня кино — это работа над раскрытием тайны человеческой жизни. Не могу судить, искусство ли мои фильмы или ремесло, но через них я стараюсь разгадать эту загадку.
Сергей Шолохов:
Можно ли открывать тайну по расписанию?
Ким Ки Дук:
Эта работа никогда не останавливается. Например, сейчас я приехал в Благовещенск и постараюсь использовать эту возможность для творчества — наблюдаю жизнь за рубежом. Я очень впечатлен прекрасной местной природой, русскими людьми, с которыми встречаюсь и беседую. Я общаюсь и делаю свою работу, развиваю три мои темы. Часто режиссеры черпают вдохновение из литературных произведений или пишут тексты, а я прежде всего люблю наблюдать жизнь.
Сергей Шолохов:
В кино мы видим результаты ваших наблюдений, но сами картины не являются просто зарисовками процесса наблюдения, в них всегда есть композиция. Как правило, фильмы очень жестокие. Я хотел спросить о моральном балансе…
Ким Ки Дук:
Многие говорят, что мои фильмы очень жестокие, но мы каждый день видим в новостях более страшные вещи. Новости — это материал для моих фильмов, в которых герои часто совершают преступления, но думаю, что у режиссера нет прав наказывать преступников. Поэтому я люблю открытые финалы.
Сергей Шолохов:
А как же фильм «Пьета»?
Ким Ки Дук:
Если вы внимательно посмотрите, заметите в финале немой вопрос к зрителю: если бы вы были на месте героя, как бы вы поступили?
Сергей Шолохов:
Есть ли у вас сложности с прокатом в Южной Корее ?
Ким Ки Дук:
В Южной Корее мои фильмы непопулярны в прокате, к сожалению. Главным образом, они становятся известными благодаря престижным фестивалям, затем идут в прокат за рубежом. Это основная статья доходов — на деньги от зарубежного проката я снимаю следующий фильм. Таким образом, мне помогают творить зрители во всем мире.
Вопрос от пользователя Instagram фестиваля:
Как вы относитесь к российскому кино, в том числе современному? Может быть у вас есть любимые фильмы?
Ким Ки Дук:
Мне нравится фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», а также классика русско-советсткого кинематографа.
Вопрос из зала:
Обычно в ваших картинах любовь приравнена к смерти, а сентиментальность и доброта – тлетворная среда. Я слышала, что вы снимаете фильм, в котором будет звучать слово Бог («Кто есть Бог?») Не собирается ли великий режиссер изменить интонацию своих работ, смягчить их?
Ким Ки Дук:
Жизнь всегда меняется: иногда дует ветер, иногда идет снег. Мое видение тоже меняется, и это правильный порядок вещей. Хотя, честно говоря, мой следующий фильм еще более жестокий, но с другой стороны в нем скрывается доброта и чистота. Я могу сравнить свое кино с литературой Достоевского.
Вопрос из зала:
Насколько история фильма «Весна, зима, лето… и снова весна» связана с вашей жизнью? Есть ли в ней нечто автобиографичное или это просто легенда?
Ким Ки Дук:
«Весна, зима, лето… и снова весна» — наполовину отражение моей жизни, наполовину фантазия, помноженная на наблюдения за другими.
Вопрос из зала:
При выборе артистов на роли в своих картинах отдаете ли вы предпочтение театральным артистам или только актерам, играющим в кино? Может вы готовы взять на роль человека без опыта и образования?
Ким Ки Дук:
Половина актеров в моих фильмах – театральные, в частности, в «Весна, зима, лето… и снова весна». В Корее многие киноактеры начинали, как театралы. Были случаи, когда я брал непрофессионалов. Я не особо придаю значение опыту, когда ищу героя. Это не всегда влияет на результат — вспомним итальянское кино неореализма. Например, в фильме Эрманно Ольми «Дерево для башмаков» все актеры непрофессиональные.
Вопрос из зала:
Должен ли на ваш взгляд режиссер или деятель искусства интересоваться политикой? Что в связи с этим сделать с Северной Кореей, накануне произведшей очередной атомный взрыв?
Ким Ки Дук:
Я уже ответил через мой фильм «Весна, зима, лето… и снова весна».
Вопрос из зала:
Вы много ездите по миру. Как вы думаете ситуации в ваших фильмах могли бы произойти в Париже или, скажем, в Благовещенске? Насколько универсальны темы, которые вы поднимаете?
Ким Ки Дук:
Я считаю, что кино не имеет границ. Заметьте, что в картинах «Пустой дом», «Остров» и «Весна, зима, лето… и снова весна» очень мало диалогов. Я хочу рассказывать не словами, а киноязыком, поэтому фильмы имеют универсальный характер. Кажется, получается, ведь я сейчас свободно разговариваю с вами — коммуникация идет очень хорошо.
Вопрос из зала:
Вы сказали, что были художником. Какие художники на вас повлияли? Например, в фильме «Плохой парень» героиня крадет картину Эгон Шиле. Кто-нибудь еще?
Ким Ки Дук:
Да, я не учился изобразительному искусству, но был художником. На меня повлияли такие мастера, как Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.
Вопрос из зала:
Как вы подбираете таких красивых актрис на роли? Есть ли у вас идеал женской красоты?
Ким Ки Дук:
Если бы в мире не было женщин, я, наверное, не снимал кино! Я думаю, что главное — это энергия в кино и конфликт двух противоположных сторон — ночи и дня, женщины и мужчины. Я уже не очень молодой, поэтому кого люблю я, неважно. Важно, кто любит меня!
Вопрос из зала:
Есть ли у вас хобби кроме кино?
Ким Ки Дук:
Я очень люблю делать что-то своими руками. Я собрал кофемашину, построил свой маленький домик и смастерил печку, например.
Вопрос из зала:
В работе с актерами – вы диктатор или…?
Ким Ки Дук:
Для меня самое важное, чтобы артист изначально понимал мой сценарий. На съёмках я даже могу ничего не говорить артисту. Стиль игры — это его дело. Кроме того, как правило, мне нужно закончить съёмки в течение 10 дней из-за маленького бюджета, поэтому я не успеваю разговаривать с актерами.
Вопрос из зала:
Вы действительно снимаете за такой короткий срок? Как насчет «Весна, лето, зима… и снова весна»?
Ким Ки Дук:
Этот фильм я снял за 20 дней.
Вопрос из зала:
В картине «Сеть» ваш герой смог попасть из Северной Кореи в Южную и обратно. И там, и там была жесткая встреча, в результате герой погиб. Есть на свете идеальное место для жизни человека?
Ким Ки Дук:
Большое спасибо, что смотрели мой последний фильм. Я хотел через эту картину сказать об отношениях государства и личности. Что первично – государство или личность? В Южной и Северной Корее никто не может жить нормально, но думаю, это проблема всего мира. К сожалению, я не знаю, где лучшая жизнь.
Вопрос из зала:
Есть ли рай на Земле?
Ким Ки Дук:
Думаю, он здесь!
В завершении встречи Ким Ки Дук спел красивую народную корейскую песню, которую, по его словам, люди поют, когда им тяжело, чтобы стало лучше.