Канны 2018: Кристофер Нолан о фильме Кубрика и метаморфозах съемочного процесса

22.05.18, 21:21


Программа «Каннская классика» 71-го Каннского международного кинофестиваля не только знакомит зрителей с восстановленными шедеврами мирового кинематографа, но и дает возможность публике пообщаться с известными кинематографистами. В этом году главным спикером секции стал режиссер Кристофер Нолан, который совместно с компанией Warner Bros. принял участие в реставрации 70-мм копии научно-фантастической эпопеи Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея».






Вместе с членами семьи Стэнли Кубрика он посетил показ фильма мэтра, а на следующий день дал мастер-класс, во время которого обсудил как легендарный шедевр Кубрика, так и собственный режиссерский подход к работе.
По словам режиссера, одним из его самых ранних воспоминаний о кино стал просмотр фильма Кубрика «2001 года: Космическая одиссея» на 70 мм пленке в лондонском кинотеатре Leicester Square Theatre. «Мне было 7 лет, когда я впервые посмотрел эту ленту вместе с отцом в самом большом кинотеатре в Лондоне, и эти впечатления до сих пор не отпускают меня. Я очень рад быть здесь в Каннах, чтобы передать этот опыт новому поколению кинозрителей», - прокомментировал Кристофер Нолан.
Нолан подчеркнул, главное что он вынес из картины Кубрика – «фильм может быть каким угодно, у него нет рамок. Все дело в фантазии кинематографиста. Если она есть – возможности безграничны. То, что сделал Кубрик в 60-х, впечатляет до сих пор – он отринул привычный способ нарратива и рассказал историю так, как не делал никто до него. Нельзя позволять ограничивать себя формальными правилами».
Идея восстановить картину «2001 год: Космическая одиссея» возникла у Нолана в прошлом году, когда он завершил работу над «Дюнкерком», и решил перевести семь своих фильмов в новые форматы, которые сейчас широко используются. В процессе конвертации понял, что то же самое можно сделать и с картинами других режиссеров. Случайным образом выбор пал на ленту Кубрика – постановщику позвонили из Warner Bros. и спросили, интересно ли ему сотрудничество такого рода. Он согласился, не раздумывая.
«Я взялся за восстановление копии потому, что понял – за последние 20 лет процесс цифровизации стал практически совершенным, и я могу показать современному зрителю зрелище, которое ничем не отличается от того, что видела в кино публика 60-х. Для меня это был принципиально важный момент – сделать что-то аутентичное, что, в свою очередь, полностью повторяло бы гениальный оригинал. С другой стороны, проблема оцифровки – это уничтожение мелких царапин, пятен, следов «времени», которые делают изображение уникальным. Все это стирается, и картинка обретает современный вид, при этом становясь стерильной. Мы поступили следующим образом – изучили все оригинальные материалы «2001» и фотохимический процесс, благодаря которому создавались видеоматериалы к фильму, и повторили процесс печати копии. Цифровизация – это отличное средство, но современным реставраторам не хватает «аналоговости», и мы стремились соблюдать баланс», - комментирует Нолан подготовку копии ленты для программы «Каннская классика».
Как отмечает автор, говоря о своих собственных работах, в течение многих лет он боролся за право использования технических средств, которые считает для себя оптимальными: оптика, звуковая аппаратура, и т.д., ведь конечная цель – вызвать определенную эмоцию, и не последнюю роль в этом играет правильно подобранная техника. «Мне кажется, что в аналоговом виде на 70-мм пленке фильм до сих пор смотрится лучше всего. Так, например, было с «Дюнкерком». Конечно, пришлось для некоторых медиа «переформатировать» его, обрезая часть изображения, и боюсь, что это негативно сказалось на впечатлении публики от просмотра такой «укороченной версии»», - комментирует Нолан.
Говоря о фильмах IMAX, Кристофер Нолан заявляет, что впервые увидел ленты этого формата в 16 лет в музее, и теперь очень рад, что через много лент смог применить эту технологию в работе. «Моим первым IMAX фильмом стал «Темный рыцарь» - он обеспечивает почти тот же эффект присутствия, что и 70-мм пленка, - отмечает постановщик, добавляя, как важно не переборщить с визуальными эффектами, которые сегодня используются повсеместно. - Когда все на экране происходит по-настоящему, это производит сильное воздействие. Конечно, на компьютере можно «нарисовать» много эффектов, но иногда манипуляции, не требующие цифрового вмешательства, не просто дешевле, но и эффективнее. Так, в «Дюнкерке» (извините, что возвращаюсь к этому фильму снова и снова – просто это моя последняя работа, и она свежа в памяти как никакая другая), над лодкой пролетает самолет. Можно «нарисовать» его на этапе пост-продакшн, но вы не представляете, какое эмоциональное впечатление он оказывает на актеров! Им не нужно что-то воображать или даже играть в этой сцене – реальность все делает сама».
Нолан, у которого нет специального кинематографического образования, предпочитает держать под контролем все процессы кинопроизводства: «Да, я работал над высокобюджетными фильмами с огромной съемочной группой, но мне всегда было важно все делать самому. К примеру, движение руки актера – ну кто же проследит за этим лучше меня самого? И я до сих пор придерживаюсь этого подхода – чем больше я могу контролировать на площадке, тем лучше. По этой же причине я никогда не сижу у монитора – всегда нахожусь у камеры. Мне важно ловить все детали.
Хочу пояснить – я не пошел в киношколу не потому, что меня туда не брали. Мой отец посоветовал мне получить так называемое «серьезное» образование, я выбрал английскую литературу (просто потому, что она давалась мне лучше всего). И, как ни странно, именно в процессе обучения я отточил свой литературный стиль и понял много важных вещей, таких, как необходимость подтекста. Впоследствии я так и не поступил в киношколу, но не считаю это минусом. Лучше учиться в процессе съемок, чем получить формальное образование.
Я снимал кино по выходным с друзьями, где у каждого была своя «работа». Иногда кто-то из них не приходил на съемку, и мне приходилось брать на себя его функции. Так со временем я освоил множество кинематографических профессий. Не могу сказать, что владею каждой из них, но практически к любому члену съемочной группы могу подойти и объяснить, чего хочу в этом кадре, и как этого добиться. Это дает тебе уверенность на площадке, поэтому советую так поступать каждому молодому режиссеру – учитесь всему (ну, кроме актерства)». Кроме того, как убежден Нолан, этот процесс способствует сплочению съемочной группы – «у всех есть ощущение, что ты ценишь работу каждого, а это важно».
Говоря об исходном результате по сравнению с задуманным, Нолан отмечает огромную разницу между «первым» и «последним» шагом творческого пути при производстве фильма. «Я всегда удивлялся, насколько сильно меняется фильм в процессе съемок. Несмотря на наличие сценария, на съемках происходит что-то странное – актеры произносят те же слова, движутся, как было задумано, но все равно что-то меняется. Затем множество сюрпризов возникает на этапе монтажа, когда приходится делать выбор между абсолютно противоречивыми кадрами и сценами. И это всегда увлекательное путешествие – вначале тебе кажется, что ты знаешь, какой дорогой тебе нужно идти, но в конце пути, оглядываясь назад, понимаешь, что вокруг совсем иной ландшафт. И это чувство открытия и новизны потрясает», - резюмирует режиссер.





Подписывайтесь на наш Телеграм-канал


Автор: Фаина Фардо[/u]


Программа «Каннская классика» 71-го Каннского международного кинофестиваля не только знакомит зрителей с восстановленными шедеврами мирового кинематографа, но и дает возможность публике пообщаться с известными кинематографистами. В этом году главным спикером секции стал режиссер Кристофер Нолан, который совместно с компанией Warner Bros. принял участие в реставрации 70-мм копии научно-фантастической эпопеи Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». Вместе с членами семьи Стэнли Кубрика он посетил показ фильма мэтра, а на следующий день дал мастер-класс, во время которого обсудил как легендарный шедевр Кубрика, так и собственный режиссерский подход к работе. По словам режиссера, одним из его самых ранних воспоминаний о кино стал просмотр фильма Кубрика «2001 года: Космическая одиссея» на 70 мм пленке в лондонском кинотеатре Leicester Square Theatre. «Мне было 7 лет, когда я впервые посмотрел эту ленту вместе с отцом в самом большом кинотеатре в Лондоне, и эти впечатления до сих пор не отпускают меня. Я очень рад быть здесь в Каннах, чтобы передать этот опыт новому поколению кинозрителей», - прокомментировал Кристофер Нолан. Нолан подчеркнул, главное что он вынес из картины Кубрика – «фильм может быть каким угодно, у него нет рамок. Все дело в фантазии кинематографиста. Если она есть – возможности безграничны. То, что сделал Кубрик в 60-х, впечатляет до сих пор – он отринул привычный способ нарратива и рассказал историю так, как не делал никто до него. Нельзя позволять ограничивать себя формальными правилами». Идея восстановить картину «2001 год: Космическая одиссея» возникла у Нолана в прошлом году, когда он завершил работу над «Дюнкерком», и решил перевести семь своих фильмов в новые форматы, которые сейчас широко используются. В процессе конвертации понял, что то же самое можно сделать и с картинами других режиссеров. Случайным образом выбор пал на ленту Кубрика – постановщику позвонили из Warner Bros. и спросили, интересно ли ему сотрудничество такого рода. Он согласился, не раздумывая. «Я взялся за восстановление копии потому, что понял – за последние 20 лет процесс цифровизации стал практически совершенным, и я могу показать современному зрителю зрелище, которое ничем не отличается от того, что видела в кино публика 60-х. Для меня это был принципиально важный момент – сделать что-то аутентичное, что, в свою очередь, полностью повторяло бы гениальный оригинал. С другой стороны, проблема оцифровки – это уничтожение мелких царапин, пятен, следов «времени», которые делают изображение уникальным. Все это стирается, и картинка обретает современный вид, при этом становясь стерильной. Мы поступили следующим образом – изучили все оригинальные материалы «2001» и фотохимический процесс, благодаря которому создавались видеоматериалы к фильму, и повторили процесс печати копии. Цифровизация – это отличное средство, но современным реставраторам не хватает «аналоговости», и мы стремились соблюдать баланс», - комментирует Нолан подготовку копии ленты для программы «Каннская классика». Как отмечает автор, говоря о своих собственных работах, в течение многих лет он боролся за право использования технических средств, которые считает для себя оптимальными: оптика, звуковая аппаратура, и т.д., ведь конечная цель – вызвать определенную эмоцию, и не последнюю роль в этом играет правильно подобранная техника. «Мне кажется, что в аналоговом виде на 70-мм пленке фильм до сих пор смотрится лучше всего. Так, например, было с «Дюнкерком». Конечно, пришлось для некоторых медиа «переформатировать» его, обрезая часть изображения, и боюсь, что это негативно сказалось на впечатлении публики от просмотра такой «укороченной версии»», - комментирует Нолан. Говоря о фильмах IMAX, Кристофер Нолан заявляет, что впервые увидел ленты этого формата в 16 лет в музее, и теперь очень рад, что через много лент смог применить эту технологию в работе. «Моим первым IMAX фильмом стал «Темный рыцарь» - он обеспечивает почти тот же эффект присутствия, что и 70-мм пленка, - отмечает постановщик, добавляя, как важно не переборщить с визуальными эффектами, которые сегодня используются повсеместно. - Когда все на экране происходит по-настоящему, это производит сильное воздействие. Конечно, на компьютере можно «нарисовать» много эффектов, но иногда манипуляции, не требующие цифрового вмешательства, не просто дешевле, но и эффективнее. Так, в «Дюнкерке» (извините, что возвращаюсь к этому фильму снова и снова – просто это моя последняя работа, и она свежа в памяти как никакая другая), над лодкой пролетает самолет. Можно «нарисовать» его на этапе пост-продакшн, но вы не представляете, какое эмоциональное впечатление он оказывает на актеров! Им не нужно что-то воображать или даже играть в этой сцене – реальность все делает сама». Нолан, у которого нет специального кинематографического образования, предпочитает держать под контролем все процессы кинопроизводства: «Да, я работал над высокобюджетными фильмами с огромной съемочной группой, но мне всегда было важно все делать самому. К примеру, движение руки актера – ну кто же проследит за этим лучше меня самого? И я до сих пор придерживаюсь этого подхода – чем больше я могу контролировать на площадке, тем лучше. По этой же причине я никогда не сижу у монитора – всегда нахожусь у камеры. Мне важно ловить все детали. Хочу пояснить – я не пошел в киношколу не потому, что меня туда не брали. Мой отец посоветовал мне получить так называемое «серьезное» образование, я выбрал английскую литературу (просто потому, что она давалась мне лучше всего). И, как ни странно, именно в процессе обучения я отточил свой литературный стиль и понял много важных вещей, таких, как необходимость подтекста. Впоследствии я так и не поступил в киношколу, но не считаю это минусом. Лучше учиться в процессе съемок, чем получить формальное образование. Я снимал кино по выходным с друзьями, где у каждого была своя «работа». Иногда кто-то из них не приходил на съемку, и мне приходилось брать на себя его функции. Так со временем я освоил множество кинематографических профессий. Не могу сказать, что владею каждой из них, но практически к любому члену съемочной группы могу подойти и объяснить, чего хочу в этом кадре, и как этого добиться. Это дает тебе уверенность на площадке, поэтому советую так поступать каждому молодому режиссеру – учитесь всему (ну, кроме актерства)». Кроме того, как убежден Нолан, этот процесс способствует сплочению съемочной группы – «у всех есть ощущение, что ты ценишь работу каждого, а это важно». Говоря об исходном результате по сравнению с задуманным, Нолан отмечает огромную разницу между «первым» и «последним» шагом творческого пути при производстве фильма. «Я всегда удивлялся, насколько сильно меняется фильм в процессе съемок. Несмотря на наличие сценария, на съемках происходит что-то странное – актеры произносят те же слова, движутся, как было задумано, но все равно что-то меняется. Затем множество сюрпризов возникает на этапе монтажа, когда приходится делать выбор между абсолютно противоречивыми кадрами и сценами. И это всегда увлекательное путешествие – вначале тебе кажется, что ты знаешь, какой дорогой тебе нужно идти, но в конце пути, оглядываясь назад, понимаешь, что вокруг совсем иной ландшафт. И это чувство открытия и новизны потрясает», - резюмирует режиссер. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал Автор: Фаина Фардо_
Понравилось:
Автор: Власта
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Трилогия Бэтмена (2005, 2008, 2012) -
21.07.17, 22:20
Канны 2018: Фильм «2001 год: Космическая
29.03.18, 11:31
Маска ( The MASK) - Трейлеры
22.07.17, 09:25
Как снимались знаменитые фильмы. Вам
20.07.17, 04:16
Интерстеллар - Трейлеры
24.07.17, 02:12
Олег Иванович Даль - Биографии
29.07.17, 23:18
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Полезно знать


В Москве началось прощание с
Поклонники собираются проводить в последний путь режиссера в его родном театре «Ленком». Корреспондент Teleprogramma.pro присутствует на панихиде.  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика