4 июня на 29-м кинофестивале «Кинотавр», проходящем с Сочи до 10 июня, состоялся мастер-класс отборщика Берлинского международного кинофестиваля по странам Восточной Европы Николая Никитина. В начале своего выступления Никитин оговорился, что безупречно владеет русским языком, но президент фестиваля Александр Роднянский предложил ему провести эту встречу на английском. Более того, впервые за всю историю «Кинотавра» презентация была без перевода. Сделано это было намеренно: презентация адресована молодым кинематографистам, и английский должен стать для них как бы инициацией для входа во взрослый мир кинематографа. Мир, который уже давно стал международным и мультиплатформенным. Этот мир говорит по-английски — там нельзя существовать, не зная языка. Поэтому — только быстрый и остроумный английский язык, никаких скидок, никаких границ.
Николай Никитин презентовал на «Кинотавре» свою школу SOFA — School of Film Agents. Звучит не слишком понятно, но школа успешно существует и готовится к шестому ежегодному набору. Прием заявок до 18 июня, так что времени мало. У Никитина довольно большой опыт работы в кино. На Берлинале он курирует не только Россию, но и практически всю Восточную Европу, и кто знает, получали ли бы так часто в Берлине призы восточноевропейские авторы, если бы не Никитин. Под патронажем Дитера Косслика он разработал программу, ключевое слово для описания которой — «инновация».
Инновация заключается в том, чтобы готовить «культурных менеджеров в сфере кино». Это значит, что если вы давно хотите создать кинофестиваль, музей кино, архив, VOD-сервис, журнал о кино или у вас есть еще какой-то проект, который несет кино в массы, то вам — в школу SOFA. Количество мест, правда, ограничено восемью позициями, которые будут выбираться на основе конкурса заявок, но дальше будет так. Вы, например, решили учредить большой кинофестиваль с оригинальной концепцией. За вход в программу SOFA вы платите 750 евро, а дальше у вас будут две выездные сессии в Тбилиси и Польше, и в течение года с вами будет заниматься специальный тьютор. На сессиях — по нескольку преподавателей из индустрии. Задача — по итогам обучения разработать проект своего условного фестиваля так, чтобы вам удалось найти под него деньги и реализовать мечту. То есть вас учат всему, начиная c того, как правильно составить такое описание проекта, чтобы после нескольких строчек любой правительственный фонд вашей страны захотел сразу выделить вам бюджет (одна из основных идей Никитина — в том, что кино в Европе нуждается в государственных дотациях и надо уметь их получать). В ближайшей перспективе Никитин планирует в конце обучения устраивать что-то вроде питчинга с присутствием игроков рынка — это поможет многим авторам проектов сделать свои идеи еще более реализуемыми.
Что нужно на старте? Владение иностранными языками — английским точно, остальные приветствуются. Надо быть насмотренным: только хорошо представляя себе состояние кинематографа, можно правильно выбрать проект и разработать его. Наконец, надо быть готовым очень много пахать. Задача максимум — войти в историю. Потому что, как замечает Никитин, коммерческое кино собирает максимум денег на коротком промежутке времени, а кино как искусство становится достоянием человечества на многие десятилетия.
В мире около 10 тысяч кинофестивалей, отвечает Никитин. Не так просто вписаться в эту среду и остаться там. С другой стороны, можно придумать что-то совсем оригинальное. Один из разработанных в SOFA действующих проектов, например, является системой учета бокс-офиса фестивальных показов, поскольку выясняется, что общее количество зрителей фильма может быть в фестивальном «караване» больше, чем при традиционном прокате. Таких проектов SOFA подготовила уже немало. Половина действуют, половина — слишком большие, чтобы уже запуститься, но они в работе и обязательно немного изменят кинематографический ландшафт Европы. Никитин говорит, что есть еще шанс в этом поучаствовать.
Материал подготовлен Сергеем Сычевым для газеты Кинотавр daily
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал