2 ноября на AFM прошла конференция The Global Perspective, в третьей части которой профессионалы киноиндустрии - президент Metropolitan Filmexport Виктор Хадида, старший вице-президент по маркетингу компании Paramount Pictures Сиринтия Стюдер и глава отдела закупок Constantin Film Саша Бюллер обсудили новые возможности привлечения аудитории, а также способы реализации контента в современных условиях рынка.
Спикеры согласились, что по сравнению с прошлым годом, в этот раз на AFM представлено больше сильных, интересных проектов и поделились своими впечатлениями о работе рынка.
«AFM этого года проходит в очень оптимистичном ключе. На стендах кинокомпаний представлено множество новых и интересных проектов с разным бюджетом, что является отличительной чертой здорового рынка», - отметила Сиринтия Стюдер.
Кинотеатры и онлайн-релизы
«Сегодня в индустрии можно наблюдать совершенно новые тенденции, - сказал Виктор Хадида. - Появляется больше diverse-контента. Крупные компании ориентируются на иной формат проектов, которые при высоком коммерческом потенциале представляют художественную ценность. Кроме того, AFM всегда будет отличной площадкой для низкобюджетного кино: артхауса, реакционных фильмов. Думаю, в ближайшее время изменения произойдут и в отношении стриминговых платформ. В следующем году онлайн-сервисы будут предлагать оригинальный и разнообразный diverse-контент, и это станет новой возможностью поиска путей к потребителю».
Далее спикеры перешли к обсуждению вопроса закупки контента и предпочтений байеров. Саша Бюллер сказала, что компания Constantin Film сосредоточилась на поиске проектов, предназначенных для кинотеатрального релиза: «К сожалению, немцы не часто ходят в кино, поэтому сейчас мы ищем проекты, которые заставят людей подняться с дивана, оторваться от телевизора и получить переживание от совместного просмотра фильма на широком экране. В свою очередь, мы всегда задумываемся об уникальности и оригинальности нашего контента».
Сиринтия Стюдер поддержала коллегу, подчеркнув значимость зрительского переживания, полученного от просмотра фильма в кинозале. «Я уже упоминала ранее фильм «Книжный клуб». Перед выходом картины в прокат в социальных сетях было много дискуссий: женщины писали, что не могут дождаться премьеры. Мы были в восторге от того, что люди хотят прийти в кинотеатр, чтобы пережить вместе этот опыт. Потрясающе, что кино несет в себе такую объединяющую функцию», - сказала она, добавив, что альтернативные способы реализации контента также важны, они позволяют независимым кинопроизводителям, вне зависимости от того, состоится кинотеатральный релиз или нет, донести свои продукты до потребителей.
Виктор Хадида высказался в поддержку борьбы с «диваном» и отметил, что для привлечения зрителей в кинотеатры необходимо искать проекты, предназначенные для показа на широком экране. Также он рассказал о возможных рисках кинотеатральных и онлайн-релизов: «"Властелин колец" стал нашим первым проектом с огромным международным потенциалом. Реакция аудитории на фильм была разной в разных странах, тем не менее картина собрала большой бокс-офис в мире. Исходя из нашего опыта, мы формируем пакет из релизов для локального и международного проката. Для последних большим препятствием становится поиск местных дистрибьюторов. Некоторые проекты в нашем пакете, предназначенные для международного проката, не смогли найти прокатчиков в США. Другая возможность реализации этого контента - стриминговые платформы. Однако здесь нас подстерегает самая большая проблема - интернет-пиратство. Поэтому мы не хотим, чтобы премьеры наших фильмов проходили на цифровых платформах. Кроме того, как дистрибьюторы контента, мы сталкиваемся с еще одной сложностью на пути реализации проектов - очень узкими кинотеатральными окнами. Этот факт делает наши продукты неконкурентоспособными по сравнению с контентом, представленным на онлайн-платформах. Для примера, во Франции после выхода фильма в прокат мы должны выждать не менее четырех месяцев до релиза на VOD-платформе, 10 месяцев до реализации на платном телевидении, минимум 24 месяца до показа на бесплатных ТВ-каналах и как минимум 36 месяцев до онлайн-проката. Из-за этих жестких ограничений у нас нет возможности одновременного старта проекта на разных площадках. Сейчас Франция приносит в мировой бокс-офис 3%, тогда как раньше эта цифра была в два раза больше».
«Приобретая фильмы, мы прежде всего сфокусированы на их кинотеатральном релизе, но также представляем наш контент на мультиплатформах, - продолжила Саша Бюллер. - Иногда покупаем права специально для выпуска проектов на DVD или VOD-платформах. Это могут быть низкобюджетные фильмы, выхода которых ждет зритель. Таким образом, мы предлагаем нашим партнерам, таким как Apple и Comcast Corporation, больше разнообразного контента».
«Несмотря на все сложности, с которыми сегодня сталкиваются профессионалы киноиндустрии, перед нами открывается множество новых возможностей. Появляется все больше различных платформ, форматов, видов инвестиций, поэтому четкая система проката, существовавшая многие годы, сейчас не актуальна», - подчеркнула Сиринтия Стюдер. Также она добавила, что благодаря онлайн-релизам на платформах можно достичь большего охвата аудитории: «В конечном счете, пройдя свой жизненный цикл, фильм так или иначе попадет на ОТТ-платформу. Но если проект появится на площадке раньше, он будет доступен большему количеству зрителей».
Новая экономическая модель кинопроката
О переходе к новой экономической модели кинопроката сказал и Виктор Хадида: «Кинотеатральный релиз приносит производителям и дистрибьюторам, в том числе иностранным, наибольший доход, поэтому если говорить о модели, в которой его не существует, прибыль уменьшается в разы. Именно по этой причине сегодня мы очень жестко отбираем проекты для показа в кинотеатрах. В следующие три года в индустрии произойдет переломный момент, и мы окажемся в сложной позиции, поскольку цифровая среда полностью изменит поведение потребителей».
Отвечая на вопрос модератора о конкуренции дистрибьюторов с Netflix, Саша Бюллер заметила, что присутствие на рынке такого крупного игрока, как Netflix, не представляет угрозы для прокатчиков: «Откровенно говоря, кинематографисты до сих пор отдают предпочтение кинопрокатным компаниям, пусть даже маленьким и независимым, потому что они привлекают внимание потребителей к их проектам, которое не могут дать стриминговые сервисы. Кроме того, большинство производителей ориентировано на кинотеатральный релиз, но даже если мы исключаем его, то разрабатываем подробную маркетинговую стратегию продвижения фильма к зрителю».
Сиринтия Стюдер добавила, что молодые и начинающие кинематографисты также заинтересованы в кинотеатральном релизе, поскольку «нет чувства более волнительного, чем переживание от просмотра своей картины на широком экране вместе со зрителями».
Проекты на стадии препродакшн
Далее участники конференции обсудили преимущества покупки прав на реализацию проектов, которые находятся на ранних сроках производства, в современных условиях рынка.
«Приблизительно 90% проектов мы приобретаем на рынке предпродаж, - отметил Виктор Хадида. - Таким образом, в случае необходимости можем подключиться к созданию картины. Мы даем обратную связь дистрибьюторам, стимулируем интерес к продукту, задаем направление маркетинговой стратегии».
Саша Бюллер сказала, что компания Constantin Films также покупает более 90% проектов на рынке предпродаж. «Конечно, лучше подождать, пока фильм будет готов, но обычно на этом этапе лучшие проекты уже разобраны. Все дело в конкуренции», - подчеркнула она.
Сиринтия Стюдер рассказала о покупке прав на прокат фильма «Книжный клуб»: «Мы заключили сделку с производителями, когда у них были готовы промо-материалы по проекту. Тем не менее, за судьбой картины следили постоянно, в том числе, до подписания договора. Встречались с создателями фильма, держали связь с агентами, чтобы понимать каким будет актерский состав. Хотя мы уже озвучили положительные стороны покупки прав на реализацию проектов, которые находятся на ранних стадиях производства, я считаю, что подключиться к работе над картиной можно на любом этапе».
Актуальные жанры
В завершении конференции спикеры рассказали о наиболее востребованных у аудитории жанрах.
«На территории Германии одним из самых популярных традиционно остается жанр хоррора. Вас это наверняка удивит, но также многие немцы любят комедии. Например, 20% мирового бокс-офиса фильм «Дедушка легкого поведения» заработал в Германии. Однако на рынке независимого кино комедия - достаточно редкий жанр», - отметила Саша Бюллер.
Виктор Хадида сказал о востребованности жанров комедии, хоррора и фильмов для семейного просмотра, а также с позиции представителя организации, ответственной за проведение Каннского кинофестиваля, добавил, что «нельзя скидывать со счетов синефилов». «Мы заинтересованы в авторах, - продолжил он, - которые в фильмах выражают свою позицию, передают какое-либо важное послание к миру. Жанров очень много, но самое главное - то, что находится «за картиной», ее художественная ценность».
Об участниках дискуссии From the Frontlines, The Buyer Perspective:
Виктор Хадида вместе с братом возглавляет Metropolitan Filmеxport, который был основан в 1979 году их отцом. Основной бизнес - дистрибьюция контента, производимого студиями New Line Cinema, Lionsgate, DreamWorks Animation, STX Entertainment, а также приобретение прав на некоторые корейские фильмы для показа во Франции. Половина проектов компании - местного производства, половина - продукция разных стран мира, в основном США. Metropolitan Filmexport является одной из самых влиятельных независимых кинокомпаний на французском рынке дистрибьюции локального контента. Виктор Хадида президент The International Federation of Film Distributors’ Associations/FIAD.
Сиринтия Стюдер - старший вице-президент по маркетингу компании Paramount Pictures. За последний год Paramount Pictures выпустила сильные продолжения флагманских франшиз, в частности, «Миссия невыполнима: Последствия», а также новаторский фильм «Тихое место» Джона Красински. Главным открытием этого года стала картина «Книжный клуб», представленная на AFM.
Саша Бюллер - глава отдела закупок Constantin Film, крупной немецкой кинокомпании, занимающейся производством и дистрибьюцией локальной и международной продукции, известной в Германии как малый мэйджор. Отдел закупок приобретает права на реализацию контента для германоговорящей аудитории стран Германии, Австрии и Швейцарии. Бюджет на покупку контента составляет от пяти до ста миллионов долларов.
Читайте о других конференциях на AFM в материале AFM 2018 день третий: пиратство, Китай и перспективы развития.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал