17 февраля завершился 69 Берлинский международный кинофестиваль. Золотого медведя получил фильм Надава Лапида «Синонимы». Можно рассуждать о том, были ли в конкурсе ленты более достойные. Но жюри под руководством Жюльет Бинош предпочло фильм бесспорно самый нервный, захватывающий и азартный. «Синонимам» же свой приз присудила и критика, Международная ассоциация кинопрессы FIPRESCI.
Кому достались «Медведи»
Вечер вручения фестивальных наград начался, естественно, с дорожки, и по традиции наблюдатели старались угадать, как буквально через час-полтора будут распределены призы, исходя из того, кто и в каком порядке появляется перед камерами на входе во дворец на Марлен-Дитрих-плац. Заметнее многих, кажется, были актёры китайской драмы «Прощай, мой сын» (этот фильм показали критике и публике в последние дни фестиваля, в кулуарах возбужденно прогнозировали ему главный приз) и юная артистка немецкого фильма «Бунтарка» Хелен Зенгель. Также позировала перед камерами целая группа от «Синонимов» - режиссер Надав Лапид, исполнители главных ролей Том Мерсье и Луиз Шевильот, продюсеры картины.
Это был ещё и вечер Дитера Косслика, закрывавшего свой последний Берлинале и оставляющего свой пост. Появившаяся на церемонии уполномоченная правительства Германии по вопросам культуры и СМИ Моника Грюттерс улыбалась фотографам, аккуратно придерживая табличку «Спасибо, Дитер». Такие же благодарственные таблички были в руках появляющихся среди публики гостей, одетых «под Косслика» (в шляпах и с красными шарфами). Слова благодарности говорила и ведущая церемонии Анке Энгельке, в зале зрителям показали и целый ролик об уходящем директоре, о «Мистере Берлинале» - это прозвище дали ему американские звезды, которых он активно привечал в фестивальных программах.
Поднявшееся на сцену международное жюри под председательством Бинош огласило свои решения. Расмус Видебак, оператор «Угоняя лошадей» Ханса Петтера Муланда, получил «Медведя» за выдающийся художественный вклад. Приз за сценарий достался сразу троим соавторам ленты «Пираньи Неаполя» Клаудио Джованнези, причем среди них был и Роберто Савиано, журналист, враг неаполитанской мафии, человек, по чьей книге когда-то была снята знаменитая «Гоморра». Новое кино тоже про мафию, про совсем молодых людей, которые рвутся на вершины преступного мира. Этот фильм уже куплен в Россию и выходит в прокат 4 апреля (дистрибьютор – компания Вольга).
Актерские «Медведи» достались Вану Цзинчуню и Юн Мэй, сыгравшим главные роли в ленте «Прощай, мой сын», семейной драме с запутанным монтажом и с непременным социальным звучанием - причиной многих сюжетных коллизий была национальная китайская политика «одна семья - один ребёнок». Интересно, что только что на кинофестивале Сандэнс одну из конкурсных программ выиграла документальная «Нация одного ребёнка» американских китаянок Нанфу Ванг и Джалинг Чжан, очень страшное кино о том, как на практике проводился в Китае этот жутковатый социальный эксперимент. «Прощай, мой сын» по жесткости и степени шока далёк от уровня «One Child Nation», но он всё равно впечатлил жюри.
Наградили и кино, снятое немецкими авторами (обычно Берлин этого избежать не может). Режиссерского «Медведя» получила классик «берлинской школы» Ангела Шанелек за трудную и изощренную ленту «Я была дома, но…», а премию основателя фестиваля Альфреда Бауэра за открытие новых перспектив – Нора Фингшайдт за «Бунтарку», ленту о ребенке, который хочет жить с мамой, от него фактически отказавшейся.
Наконец, гран-при достался «Божьей милостью» Франсуа Озона, и вообще-то это праздник для именитого французского режиссера – при всех его славе и таланте призов фестивалей такого уровня у него практически и не было. Стоило изменить себе и снять кино скорее важное, чем истинно озоновское, и ему досталась вторая по значению награда Берлинаде. А Золотого медведя получила лента «Синонимы» Надара Лапида – это кино лидировало в рейтинге фестивального выпуска Screen, оно получил и награду федерации кинопрессы FIPRESCI и в итоге выиграло главный приз Берлинале.
Традиционно - о политике
Хотя сегодня большинство крупных фестивалей наперебой стараются высказаться по актуальным общественно-политическим вопросам, именно Берлинале имеет репутацию самого политизированного. В итоговом распределении призов от него тоже обычно ждут уважения к гражданским позициям авторов. В этом году острые темы в лентах-призерах были.
Озон и его «Божьей милостью» - пример кино на важную тему. Таким же важным фильмом был «Мистер Джонс» Агнешки Холланд, история журналиста, узнавшего о голодоморе в СССР и попытавшегося рассказать о нём миру. Жюри предпочло Озона. «Прощай, мой сын» Вана Сяошуая пропитан воспоминаниями о китайской политике прошлого. В основной программе мог бы быть и ещё один фильм об этих временах, «Одна секунда» Чжана Имоу, но его сняли с конкурса прямо во время фестиваля – говорят, правительство КНР настояло. Политический оттенок и у «Пираний Неаполя» Джованнези. Фильм-победитель, «Синонимы» Лапида, насквозь ею пропитан. Там, конечно, еще и Гектор с Ахиллом упоминаются, но это не должно смущать, по своей сути это фильм о миграции и что она о себе думает, когда действительно хочет слиться с новым миром.
Но что интересно, в призах не было одной из самых главных социально-политических тем современности.
Жюри фестиваля в этом году возглавила женщина, о роли женщин в кино и о равноправии говорили и на открывающей пресс-конференции, и еще раньше – Берлин обнародовал гендерную статистику по составу сотрудников и отборщиков фестиваля. Наконец, семь фильмов конкурса были сняты женщинами. Можно вспомнить красивую драму об однополом браке в начале XX века «Элиса и Марсела» Изабель Койшет, недотриллер о слишком активно работающей женщине «Земля под моими ногами» Мари Крютцер, турецких «Сестёр» Эмина Элпера. Допустим, они до призов не дотягивали, но в конкурсе были невероятно обаятельные «Бог существует, её зовут Петруния» Теоны Стругар Митевски и «Яйцо» Вана Цюаньаня. Оба этих фильма – как раз из тех, кому жюри отдает главный приз, когда не может договориться, и нужен компромиссный вариант. Но в итоге именно кино на ярко выраженные женские темы осталось без наград, жюри предпочло наградить то, что явно сильнее в художественном смысле.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Марина Латышева[/u]