Золотую пальмовую ветвь 75 юбилейного Каннского международного кинофестиваля получил Рубен Эстлунд за фильм «Треугольник печали» -- сатиру на элитарный мир супермоделей и богачей. Режиссера можно считать любимчиком смотра, несколько лет назад он уже получал приз в программе Особый взгляд за «Форс-мажор» и Золотую пальмовую ветвь за «Квадрат».
Съемки фильма, проходившие в Греции и Швеции, несколько раз прерывались в 2020 году из-за пандемии коронавируса.
В названии картины уже звучат сатирические нотки, вызывающие ассоциации с миром искусственных лиц и неестественных выражений. Треугольник печали - область в виде треугольника на лице, где чаще всего появляются морщины, они придают человеку скорбное выражение и нуждаются, по мнению косметологов, в уколах ботокса. Сам режиссер объясняет это так: «Наш век одержим внешностью, а внутреннее благополучие стало как-то вторично».
По сюжету пара супермоделей приглашена в бесплатный круиз на роскошной яхте и оказывается в непривычном для себя мире сверхбогатых людей, среди которых русский олигарх, торгующий по его собственному признанию дерьмом, аристократическая английская пара, сколотившая состояние на производстве «высокоточных технологий продвижения демократии» - стрелковых вооружений, мин и ручных гранат, шведский миллионер, разбогатевший на IT-разработках и еще несколько подобных гостей.
Эстлунд в своем новом фильме развивает тему, поднятую в «Квадрате», создавая абсурдные ситуации, заставляющие людей переосмысливать сложившиеся стереотипы.
Например, типичный образ русского олигарха – грубый жестокий мафиози, связанный со спецслужбами, сделавший состояние на торговле нефтью, оружием, наркотиками или, на худой конец, лесом, обычно бывающий одним из главных отрицательных персонажей, в «Треугольнике печали» обаятельный добродушный персонаж Дмитрий (потрясающая работа датского актера хорватского происхождения Златко Бурича). Он уверенно цитирует Рейгана и Тетчер, знает наизусть Ленина со школьной скамьи и согласен с марксистской формулой социализма: «От каждого по его способностям, каждому по его труду».
Взрыв на корабле и последующие события, разворачивающиеся на «необитаемом» острове, приводят к кардинальной смене ролей, возвращению к исходной точке общественных отношений, когда власть принадлежит тому, кто более успешно может ловить рыбу, разжигать костер и готовить еду. А надстройки цивилизации – деньги, интернет, а внешний вид и одежда не имеют никакого значения.
В объектив сатирической камеры Эстлунда попадают самые разные вещи. Он критикует марксизм за его упрощенный подход к экономике, феминизм за двойные стандарты, общество потребления за фальшивое отношение к жизни, индустрию моды за лицемерие. И еще много других деталей социальной сатиры заметит внимательный зритель, склонный критически относится к окружающей действительности.
Оператор, работавший на предыдущих картинах Эстлунда, Фредерик Вензел, в этом фильме работает со статичной камерой для усиления эффекта режиссерского замысла, который всматривается в своих персонажей как можно пристальней, чтобы понять до каких пределов они могут дойти в своих желаниях.
Безусловным украшением актерского состава стал, сыгравший небольшую, но очень яркую роль капитана-алкоголика, циника и убежденного марксиста, Вуди Харрельсон. Эпизод с дуэлью цитатами классиков марксизма – ленинизма и лидеров капиталистической экономики, когда герои выясняют главное отличие коммуниста от антикоммуниста, которая происходит между капитаном и русским олигархом во время шторма – один из самых ярких в фильме.
Голливудская звезда в касте, а теперь еще и Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля сделали фильм событием, что, конечно, выводит картину не совершенно иной уровень в мировом прокате.