17 мая на Каннском международном кинофестивале состоялась премьера фильма «Монстр» режиссера Хирокадзу Корээды. Режиссер уже в седьмой раз участвует в основном конкурсе смотра и сделал яркую заявку на очередную победу — после показа в Гранд-театре Люмьер зал аплодировал стоя на протяжении шести минут.
В 2018 году Корээда получил Золотую пальмовую за «Магазинных воришек». Новый фильм режиссера своеобразное продолжение его предыдущих работ, посвященных исследованию отношений в семье, смерти, принятия невосполнимых потерь и жизни «маленького» человека. Даже род занятий одной из главных героинь – приемщица в прачечной – такое же как у «матери семейства» в «Воришках».
Пространство фильма «Монстр» окутано тайнами и ложью, а правда оказывается на стороне того, от чьего лица в данный момент идет повествование — не случайно Тьерри Фремо сравнивал ленту с работами Куросавы. Семья, как это часто бывает в фильмах Корээды, играет здесь принципиальную роль, так же, как и преграды, которые люди чинят себе своими же руками.
Особого внимания заслуживает пронзительный саундтрек, написанный ныне покойным Рюити Сакамото, «дедушкой электронного попа». «Монстр» стал его последней работой в кино.
«Монстр» начинается с пожара, освещающего городское небо, и заканчивается ярким солнечным светом, который озаряет разрушенный тайфуном лес. Центральный персонаж истории - 10-летний Минато (Соя Курокава): мальчик, живущий со своей матерью-одиночкой Саори.
Косвенные признаки заставляют Саори поверить в то, что над Минато издевается его новый школьный учитель Мититоши (Эйта Нагаяма). Но может быть Минато и сам хулиган? Ведь его одноклассник (Хината Хиираги) — неунывающий Ёри — весь в синяках. В школе происходит что-то странное, мистическое и экзистенциально пугающее — может, сама школа и есть искомое чудовище?
Корээда на этот раз избрал прием последовательного рассказа истории, с разных точек зрения: события или странности поведения сына, вызвавшие тревогу Саори в первом акте — будь то пропавший кроссовок, обрезанные волосы, ушибленное ухо Минато — постепенно получают многоуровневые объяснения. С каждой новой версией открываются иные подробности, скрытые от других героев. В сцене, где Саори оказывается окружена бессмысленными извинениями директора и учителей в школе, только в ходе третьего акта складывается объемная картина происходящего. Режиссер делает явный сатирический намек на традиционное японское поведение, который, вероятно, найдет отклик у японской аудитории: «Во многих местах, но особенно в Японии, мы видим примеры того, как человек приносится в жертву ради защиты организации или института. Я искренне считаю, что школа является важнейшим архетипом в этой истории», - поясняет Корээда.
Место действия фильма выбрано не случайно: городская среда, с ее ограничительными линиями, безжизненностью закатанных в асфальт огромных пространств и, наконец, пугающими пожарами, контрастирует со сказочным миром природы, где укрываются два мальчика для игр. Заброшенный железнодорожный вагон, окруженный пышной растительностью, в конце темного сырого туннеля — безопасное место для детей, которые могут быть собой вдали от взрослых. Выбор этой локации кажется оммажем и данью уважения классику японской анимации Миядзаки. «То, что дети находятся в недосягаемом для нас месте, кажется мне источником надежды. Это постоянно крутилось у меня в голове, пока я работал на съемочной площадке», — прокомментировал свой замысел режиссер.
Финал истории — вдумчивое послание о терпимости и предрассудках, оставляющее сюжет балансировать на границе между сном и явью.