21 мая на 77 Каннском международном кинофестивале прошла премьера фильма «Анора» сценариста и режиссера Шона Бейкера, с потрясающим интернациональным актерским составом. В женских ролях заняты Майки Мэдисон и Дарья Екамасова, а мужские роли исполняют Юра Борисов, Марк Эйдельштейн, Карен Карагулян, Ваче Товмасян и Алексей Серебряков.
Ани, а на самом деле Анора – имя, доставшееся ей от узбекской бабушки, (Майки Мэдисон) живет на Брайтон-Бич в Бруклине, и работает танцовщицей в стриптиз-клубе на Манхэттене под названием HQ. Заведение не из самых дешевых, в нем царит атмосфера сексуальности и привлекающей публику порочности. Среди танцующих там молодых женщин есть те, кто симпатизирует Ани, а есть и те, кто с ней конфликтует. Чрезмерно пьяным клиентам иногда приходится указывать на дверь, в заведении есть вышибала, и это относительно безопасное место.
Однажды, босс спрашивает у девушек, кто из них говорит по-русски, один клиент заказал приватный танец, но вот с английским у него не очень. Анора соглашается, поскольку русский понимает, хотя и говорит не очень хорошо. Ивану (Марк Эйдельштейн), так зовут молодого человека, танец понравился, и он хочет продолжить общение вне стен клуба. Юноша оказался сыном российского олигарха. Его отец Николай и мать Галина (небольшие, но блестящие роли Алексея Серебрякова и Дарьи Екамасовой) живут в России. В Америке за великовозрастным чадом присматривает Торос (Карен Карагулян постоянно засвечивается в фильмах Шона Бейкера).
Иван и Ани сближаются, они все больше времени проводят вместе. Кажется, что мы смотрим историю современной Золушки, и свадьба с принцем не за горами, но, когда дело доходит до критической точки, вмешиваются родители Ивана: они полны решимости прекратить отношения молодых. Разрулить ситуацию срочно посылают подручных Тороса – Гарника (Ваче Товмасян) и Игоря (Юра Борисов).
Шон Бейкер снимает фильмы о людях живущих на окраинах разных знаменитых мест. В фильме «Мандарин» (2015) он использовал iPhone, чтобы показать секс-работников на улицах Голливуда. Два года спустя для проекта «Флорида» поселился в мотеле недалеко от парка Disney World, где маленькая Муни и ее мать вели весьма жалкое существование. После этого была «Красная ракета», принявшая участие в конкурсе 74 Каннского кинофестиваля, где в герои он также выбрал маргинального персонажа: порноактера на пенсии, вынужденного ночевать на диване своей бывшей жены в своем родном городе в Техасе.
«Анора» несколько иная. Хотя Ани и эскортница – тут Бейкер себе не изменяет, но вот действие происходит, по выражению режиссера, «в мире очень богатых людей».
Фильм Шона Бейкера вовлекает зрителя в яркую и весьма специфическую среду, непредвзято показывая персонажей, которые изначально кажутся недостойными внимания и сочувствия. Водоворот событий, на первый взгляд хаотичный, но на поверку отлично продуманный постановщиком и великолепно исполненный заставляет задуматься о по-настоящему серьезных вещах – положении женщины в современном обществе, и как это не парадоксально звучит в настоящее время, возможности любви между людьми разных социальных слоев.
Русские в «Аноре» показаны без негатива, очень разными людьми со своими достоинствами и недостатками. Юра Борисов, которого каннская аудитория запомнила по предыдущей актерской работе в «Купе № 6», играет колючего на вид, но мягкого внутри человека с лицом гопника. Полностью характер Игоря раскрывается только в последней сцене, намеренно неуклюжей, но по-настоящему трогательной.
Иван – 21-летний симпатичный, но незрелый, бессмысленный прожигатель отцовских денег, любящий играть в видеоигры и заниматься сексом. Учеба, на которую его отправили в Америку родители, ему мало интересна. Очень тонко подмеченная режиссером деталь – дети нуворишей, как правило не справляются со сваливающимся им наголову богатством родителей. Так же, как не все проходят испытание «медными трубами».
Отец Ивана – типичный олигарх, не интересующийся ничем кроме зарабатывания денег, мать – властная стерва, которая привыкла, что все должны лебезить перед ней и ее семьей.
Отдельное удовольствие при просмотре приносит сочетание английского, армянского и русского языка, по-настоящему смешные языковые конструкции, которые наверняка появились как результат актерской импровизации и доверия режиссера своему актерскому ансамблю.
Фильм, несмотря на свой достаточно солидный (почти 2 с половиной часа) хронометраж, смотрится легко. После премьерного показа во Дворце фестивалей «Аноре» аплодировали более 10 минут. Возглавила комедия Шона Бейкера и рейтинг журнала Screen, получив 3,3 балла из 4 возможных, причем 6 критиков из двенадцати поставили высший балл, а еще четверо – три балла.
Права на картину проданы компаниям Le Pacte для Франции, Lev для Израиля, Kismet для Австралии и Новой Зеландии, Neon для Северной Америки и Focus Features / Universal Pictures International для остального мира. О выходе картины в российский прокат пока ничего неизвестно.