30 августа во внеконкурсной программе 81 Венецианского международного кинофестиваля прошла премьера фильма израильского режиссера Амоса Гитайя «Почему война» / «Why War» — киноэссе с игровыми реконструкциями, на основе переписки Альберта Эйнштейна и Зигмунда Фрейда, которые по просьбе Лиги наций поразмышляли о природе войны.
В фильмографии режиссера более 60 картин, которые не раз участвовали в конкурсных программах Каннского и Венецианского кинофестивалей. Гитай обладает многочисленными почетными наградами, среди которых стоит выделить Премии ЮНЕСКО за фильмы «Зион» / «Zion» (1995) и «11 сентября» / «11'09''01 - September 11» (2002), Премия СinemaAvenire «Кино за мир во всем мире» за картину «Земля обетованная» / «Promised Land» (2004).
Израильско-палестинский конфликт возможно один из самых ярких примеров в современной истории. Амос Гитай не раз обращался к этой теме в таких фильмах, как «Киппур» / «Kippur» (2000), «Кадош» / «Kadosh» (1999), «Рабин, последний день» / «Rabin: The Last Day» (2015). Но «люди на войне» были константой на протяжении тысячелетий. Фильм «Почему война» режиссер описал как поэтическое ассоциативное путешествие, снятое в Вене, Тель-Авиве, Берлине и Париже.
В своем заявлении Гитай говорит: «Когда произошло нападение 7 октября, я хотел прочитать и перечитать некоторые тексты, чтобы обратиться за помощью и понять корни этого человеческого желания участвовать в войне и убивать. И в этом поиске переписка Эйнштейна и Фрейда стала откровением».
Режиссер взял для фильма название опубликованного сборника писем «Почему война» Зигмунда Фрейда и Альберта Эйнштейна, которые обменивались письмами с 1931 по 1932 год, до трагедии Второй мировой войны, но во время расцвета фашизма в Европе. Они размышляют над этим, поднимая моральные и этические вопросы, выдвигая смелые гипотезы и используя антропологическую точность. Это публикация, вокруг которой Гитай строит свои рассуждения, обогащая их сложность женскими голосами Вирджинии Вульф и Сьюзен Зонтаг.
«Кино основано на предположениях этих двух великих мыслителей. Карл Маркс, вероятно, вдохновил Альберта Эйнштейна, потому что в его рассуждениях о деньгах и жадности это отчетливо просвечивает. Фрейд говорит о человеческой душе и о том, почему эти умные животные хотят воевать», — объясняет режиссер.
«Есть ли способ избавить человечество от угрозы войны?», — слова, которые говорит Эйнштейн – обнадеживающая отправная точка обсуждения.
«Мы должны противостоять войне, потому что каждый человек имеет право на свою собственную жизнь», — отвечает Фрейд.
Гитай пригласил актеров Мишу Леско и Матье Амальрика на роли Эйнштейна и Фрейда соответственно. Ирен Жакоб появляется в роли женщины, пересекающей время и пространство, которая сидит в гостиничном номере, смотрит новости по телевизору или декламирует Вульф и Зонтаг на сцене. Жером Кирше — безымянный солдат, оказавшийся между жертвой подстрекательства к войне и агрессором, жаждущим действий.
Видение режиссера заключалось в изучении вопроса войны в общем смысле, а не через «израильско-палестинские отношения». Он также решил не показывать никаких кадров с текущего обострения более чем 70-летнего израильско-палестинского конфликта, потому что считает, что текущее освещение с обеих сторон еще больше разжигает ситуацию.
«Я жил среди этнических, религиозных и политических разногласий, всегда стараясь не поддаваться им. И для меня кино имеет гражданскую миссию. Это то, что я пытаюсь привнести в свое творчество. Мы живем в мире, в котором диалог становится все более сложным и редким, и это благоприятствует крайним позициям, как мы видим во многих частях мира. Поэтому это не фильм, который хочет дать ответ, а скорее заставить нас всех задавать себе вопросы», — заключает Амос Гитай.