27 января на фестивале Сандэнс прошел показ фильма Айры Сакса «День Питера Худжара» / «Peter Hujar’s Day», включенного в программу Премьеры. Один — самый обычный — день из жизни известного нью-йоркского фотографа 1970-х и 80-х годов, о котором он рассказывает своей подруге. Главные роли исполняют Бен Уишоу и Ребекка Холл.
Сакс не первый раз представляет свою работу на фестивале Сандэнс. Более того, он получал приз киносмотра — в 2005 году картина «Сорок оттенков грусти» удостоилась Гран-при жюри. В конкурсе Сандэнса в 1997 и 2012 годах были показаны еще два его фильма — дебютный «Дельта» и «Не выключай свет».
Режиссер также уже снимал Бена Уишоу в своей предыдущей картине — драме о любовном треугольнике «Пассажи», премьера которой опять же состоялась на Сандэнсе в 2023 году. В своей новой ленте он предоставил актеру практически все экранное время и пространство.
В 2022 году писательница Линда Розенкранц обнародовала интервью Худжара, спустя 35 лет после его смерти. Она хотела издать книгу со стенограммой разговора с ним и интервью с другими своими талантливыми, именитыми друзьями, но пока издание так и не увидело свет.
Розенкранц попросила своего друга запомнить и при необходимости записать все, что с ним произошло 18 декабря 1974 года, и прийти на следующий день в ее квартиру на 94-й улице в Манхэттене, где она подробно расспросит его о прошедшем дне и запишет на пленку их разговор. Режиссер решил снять целый фильм, в котором инсценировал эту аудиозапись.
«В своем фильме я пытался продемонстрировать текстуру близости между этими двумя друзьями, которая показалась мне неожиданно драматичной и очень интимной. Эта связь двух собеседников необычайно важна, подлинное взаимодействие и взаимопонимание между двумя людьми, — это то, что я ищу в каждой сцене, которую снимаю. Я хотел дать зрителю почувствовать, что он будто бы там, является свидетелем этого разговора. Поэтому постановка была на самом деле очень сложной», — сказал режиссер в интервью IndieWire.
Худжар-Уишоу курит сигареты одну за другой, рассказывает анекдоты, говорит о работе, жалуется своей подруге, а та в основном просто слушает и задает вопросы, переводящие собеседника на другие темы. В фильме нет сюжета, но в диалоге героев есть особая простота, интимность и при этом увлекательность. Во время разговора они перемещаются по квартире, готовят кофе, едят печенье, танцуют под песню «Hold Me Tight».
Герой рассказывает, что в тот день разговаривал по телефону с Сьюзен Зонтаг, о встречах с Гленном О'Брайеном, Лизой Робинсон и другими, а еще о том, как сделал портрет Аллена Гинзберга для Times в его квартире в Нижнем Ист-Сайде. Он также иронично упоминает о деньгах, которые ему должны за различные внештатные задания, и о желании спать в 10:15 утра — просто потому, что он может себе это позволить.
Питер Худжар родился в Нью-Джерси и провел там свои первые 13 лет, затем переехал с матерью и ее вторым мужем в однокомнатную квартиру в Нью-Йорке. Он сбежал из дома, когда ему было 16. Его жизнь не была простой, однако во всех его словах звучит особое жизнелюбие. Уишоу придает словам Худжара прозаичность, в его тоне присутствует легкая грусть и меланхолия, несмотря на то, что место анекдотам в его рассказах тоже есть.
«День Питера Худжара» показывает, насколько важен каждый день и каждый момент нашей жизни, каким бы обыденным он ни казался. Из этого, казалось бы, простого рассказа Худжара можно воспроизвести художественную среду Нью-Йорка 1970-х годов. Разговор между двумя людьми превращается в разговор о дюжине других известных людей того времени.