На открытии программы Панорама 75 Берлинского международного кинофестиваля показали арт-хоррор Андреаса Прохаски «Добро пожаловать домой, детка» / «Welcome Home Baby» о живущей в Берлине девушке, которая получила в наследство домик в австрийских Альпах и поехала его посмотреть. Самая обширная программа Берлинале началась красиво, увлекательно и страшно.
Джудит работает фельдшером на скорой помощи — в первых же кадрах она по вызову принимает у кого-то роды, и то, что подробная демонстрация процесса деторождения в завязке неспроста, станет ясно довольно быстро. Пока же Джудит, у которой кроме работы на скорой есть любящий парень и приличная арендованная квартирка в немецкой столице, думает, что ей предпринять дальше. Дело в том, что недавно по наследству от папы (кстати, тоже врача) ей достался домик в австрийских Альпах. Если бы девушка выросла в обычной семье, вероятно она отправила бы в деревню оценщика и поручила бы ему решить вопрос с продажей дома. Но у Джудит проблема — она не понимает, почему в глубоком детстве ее отдали приемным родителям. Так что, прихватив своего парня, героиня сама отправляется в иностранную деревню посмотреть, что такого особенного было в ее биологической семье и в фамильном гнезде. Все начинает рассыпаться довольно быстро, ничего не выходит даже из попытки вселиться в съемное жилье рядом с пунктом назначения. Хозяйка просто им не открывает, прячась в сумраке дома. Прибывшие вынуждены ночевать в унаследованной недвижимости, а на утро Джудит окружат немолодые и очень любезные местные жительницы.
Уроженец Вены Андреас Прохаска — известный австрийский режиссер, снимающий как дома, так и в Германии. На заре своей карьеры он перепробовал много профессий в индустрии, в 90-е трудился монтажером у Михаэля Ханеке, а несколько лет назад возглавлял теле-адаптацию бестселлера «Алекс Райдер» для Amazon. Он делает кино одновременно качественное и успешное в прокате — у него есть и приз Австрийской киноакадемии, и Баварская кинопремия (вторая по значимости после национальной немецкой), и Эмми.
Его новый фильм обладает всеми необходимыми достоинствами. Тут отличная операторская работа Кармен Трейхль — убедительны и контраст между гудящим Берлином и тихой природой австрийской провинции на протяжении всего фильма, и блестяще снятая ключевая подводная сцена (исполнительница главной роли Юлия Франц Рихтер для ее съемки смогла задержать дыхание под водой на две с лишним минуты). Это конечно же и актерский праздник, так как в ролях демонических крестьянок — театральная звезда и постоянная актриса Ульриха Зайдля Мария Хофштеттер, а также Герти Драссль, у которой есть и теле- и кино- и театральные актерские награды (в кино она дебютировала в «Пианистке» Михаэля Ханеке). В оболочку жанра режиссер плотно упаковал разнообразные интересные идеи, а это всегда добавляет итоговому продукту привлекательности.
Можно и нужно прочитывать всю эту увлекательную жуть как феминистскую сказку о женщине, которая всегда сама за себя отвечала, но которой вдруг стали навязывать определенную роль. Причем претерпевает героиня от других женщин, старающихся сохранить тот порядок, к которому они привыкли (режиссер оговаривался, что его привлекала идея токсичной женственности внутри старого мироустройства, но он мужчина, а потому важно было, чтобы актриса разделяла его интерес, и он активно к ней прислушивался).
Но, в определенном смысле, это кино и универсальное тоже. «Идея жила в моей голове очень долго, я вспоминал историю школьного друга, тот унаследовал дом отца и после этого узнал об отце очень странные вещи, — рассказывал Андреас Прохаска. — Меня всегда завораживали эти вопросы: какое влияние оказывает на нас то, что мы понятия не имеем, откуда мы пришли? Какая часть нашей семьи находится внутри нас? Передается ли она подсознательно от одного поколения к другому и можно ли от этого освободиться?».
Это все — о наших страхах по поводу прошлого, которое развивалось без нас и которое мы не можем контролировать. О необходимости самоидентификации, манящего, но опасного занятия по выявлению родовых болячек. Вроде важно и интересно. Но никогда не знаешь, какими монстрами были твои предки и стоит ли самим процессом узнавания правды брать на себя некое бремя общей ответственности — речь именно о собственной психике, не о суде истории.
Впрочем, это может касаться как отдельного человека, так и целых государств, и в этом смысле «Добро пожаловать домой, детка» даже интереснее. Особенно если использовать привычную для немецкоязычного кино призму нацистского прошлого, за которое Германия покаялась, а Австрия, да и все остальные страны, где поддержали нацизм, в той или иной степени считают себя жертвами. От этой призмы немецкоязычным авторам трудно абстрагироваться, она возникает даже там, где вроде бы совсем про другое. При использовании подобной оптики у Прохаски получается противопоставление уже не просто города и деревни, но немецкого города и австрийской деревни. В кадре с одной стороны космополитичный свободный Берлин, говорящий на всех языках, звучит песня на французском, героиня говорит с мужем на английском. С другой — красивая как картина, австрийская провинция, пытающаяся ограничить эту свободу именно потому, что сама никак не может освободиться от своего прошлого. И пока этого не произойдет, красота ее будет зябкой и застывшей, по сути неживой.