Рената Джало: «Фильм "На этой земле" про то, как человек стремится к трансгрессии» - «Интервью»

13.02.25, 08:15

Рената Джало: «Фильм "На этой земле" про то, как человек стремится к трансгрессии» - «Интервью»


9 февраля завершился 54 Международный Роттердамский кинофестиваль, в рамках которого — в программе Bright Future, где ежегодно представляют работы молодых, перспективных кинематографистов — состоялась мировая премьера драмы Ренаты Джало «На этой земле». Это дебютный полнометражный фильм режиссера, спродюсированный кинокомпанией Алексея Учителя РОК





«Именно таким я видела свой первый игровой проект. Это стало для меня своеобразным вызовом — снять в качестве дебютной работы полнометражное историческое кино, так как дебют — это первая попытка большого кинопроизводства. Наверное, здесь сказалась моя привычка работать широкими жестами. Но я бы не смогла сделать проект без поддержки киностудии РОК и моей съемочной команды, — отметила Рената Джало. — На Роттердамском фестивале мне удалось познакомиться со множеством талантливых кинематографистов из разных стран. Обмениваться опытом и впечатлениями с близкими тебе по духу людьми, при этом не ощущая каких-либо барьеров — это одно из самых ярких впечатлений об интернациональных фестивалях. Более того, премьера фильма стала для меня особенной и эмоциональной еще и потому, что на нее приехал мой отец, с которым мы никогда не виделись».










Действие фильма происходит в конце XVIII века, а сюжет разбит на несколько историй-глав, которые переплетаются между собой. Беглый крестьянин пытается оторваться от земли, смастерив самодельные крылья из веток и камыша. А юная девушка, которую обвиняют в том, что она «высасывает жизненную силу» из своей неизлечимо больной сестры-близняшки, теперь одержима идеей полета. Беда следует за жителями деревни по пятам, урожай пропадает из-за засухи, а крестьяне начинают впадать в истерию, называют Антихристом местного «Икара» и обвиняют во всех бедах юродивых и скоморохов. Двое господ приезжают сюда, чтобы зафиксировать факт пропажи урожая, а натыкаются в поле на мертвое тело. Вся деревня застыла в ожидании чего-то жуткого и необратимого…





«Когда только прочитал сценарий, я сказал, что подобный дебютный фильм невозможно снять с производственной точки зрения. Но у Ренаты была потрясающая группа — включая оператора Екатерину Смолину и художника-постановщика Рузанну Оганесян, для которых эта работа стала также дебютом в полнометражном кино — они немыслимыми усилиями все смогли воплотить, — сказал продюсер Алексей Учитель. — Включение в программу Роттердамского кинофестиваля, где ежегодно представляют работы двадцати лучших молодых режиссеров мира — это настоящий успех не только для нас и для Ренаты, но и для всего российского кино».










Кино сделано в сдержанном, минималистичном черно-белом цвете, в то же время насыщено исторической фактурой и пропитано атмосферой болезненного упадка той эпохи, полной необузданных предрассудков и страхов перед неизвестным или непонятным, дополненной пропастью неравенства между помещиками и крестьянами. Воссозданный на экране мир не полностью уходит корнями в прошлое, он оказывается актуален и перекликается с современностью. Здесь не обстоятельства — сам человек оказывается палачом, а свобода либо имеет фатальные последствия, либо не проявляется вовсе.





Российская премьера ленты прошла на фестивале Маяк, где картина выиграла приз за Лучшую работу оператора (Екатерина Смолина) и была награждена Особым упоминанием жюри основного конкурса. 








Корреспондент:
Расскажите про показ в Роттердаме, как аудитория принимала ваш фильм? Каким стал ваш первый опыт участия в международном киносмотре?



Рената Джало:
Именно здесь на фестивале мне удалось познакомиться со множеством талантливых кинематографистов из разных стран. Я более 10 лет не была в Европе, поэтому приехать сюда вновь, тем более со своим фильмом оказалось вдвойне приятно. Обмениваться опытом и впечатлениями с близкими тебе по духу людьми, при этом не ощущая каких-либо барьеров — это одно из самых ярких впечатлений об интернациональных фестивалях.





Более того, премьера фильма стала для меня особенной и эмоциональной еще и потому, что на нее приехал мой отец, с которым мы никогда не виделись.





Было несколько показов моей картины и, соответственно, несколько сессий Q&A со зрителями. Не знаю, как оценить, насколько зрителям понравился фильм, но от них было много интересных и вдумчивых вопросов. Я не заметила сильных отличий в восприятии между российской и иностранной аудиторией.





Корреспондент:
Учитывая, что вы снимали историю из XVIII века, насколько глубоко вам пришлось окунуться в изучение различных исторических источников перед написанием сценария?





Рената Джало:
Источники изучала очень избирательно и точечно, исходя из диктуемых фильмом художественных требований. Например, мне очень пригодился рассказ «Юдоль» Николая Лескова, в котором представлен антропологический взгляд на человека, проведено исследование разложения деревни и всех ее жителей, находящихся в ожидании неминуемой, близкой катастрофы. 









Также я вдохновлялась произведениями некоторых русских философов. Но не слишком погружалась именно в исторические источники, так как реальность моего фильма можно назвать психической, а не достоверно исторической. История здесь только как декорация. 





Корреспондент:
Известно, что вы изначально хотели сделать историю про человека, который пытается создать летательный аппарат, но в итоге зритель его лица даже практически не видит, он уходит на второй план, а на первый выходят другие персонажи, например, сестры-близнецы. Почему вы решили изменить историю?





Рената Джало:
Сценарий я писала достаточно быстро, поэтому не могу точно сказать, в какой момент изменилась история и в ней появились новые персонажи. Анализировала свой сценарий я уже постфактум, чтобы осознать значение каждого героя в этой истории. К примеру, только на съемках поняла, откуда в фильме появилась сюжетная линия про сестер-близнецов. У меня тоже есть сестра, с которой в детстве мне также нельзя было общаться, но когда я писала сценарий, то сознательно не держала это в голове, все происходило интуитивно. Более того, в первом варианте сценария первая строчка была посвящена именно сестрам, через них зритель попадал в мир фильма, и только потом я решила сделать открывающей сцену крестного хода. 





К тому же очень сложно сделать полный метр лишь про одного человека, который весь фильм долго и упорно делает крылья и экспериментирует с полетами, а именно такую картину я изначально хотела снять…










Корреспондент:
Но в итоге все равно именно крылья стали связующим звеном всей истории. В этом вы остались верны себе.





Рената Джало:
Безусловно, тема крыльев проходит красной нитью через весь фильм. Так как изначально мне важно было со всех сторон рассмотреть явление «русского Икара», который стал достаточно условным образом и метафорой стремления к свободе. Я же хотела «оживить» этот образ, сделать из метафоры бытовой процесс — конструирование летательного аппарата — в деталях. 





Корреспондент:
Хоть фильм и исторический, но вы были ограничены скромным производственным бюджетом, что для фильмов подобного жанра большая проблема. Даже Алексей Ефимович Учитель в начале работы отметил, что снять этот фильм — практически непостижимая задача. Как приходилось выходить из положения, на чем пришлось экономить?





Рената Джало:
Действительно, те финансовые обстоятельства, в которых мы оказались, делали производство фильма практически невозможным. Но мне повезло, для меня это был первый опыт подобного кинопроизводства и я просто не осознавала того факта, что это невозможно. Если бы я в полной мере все понимала и просчитывала, то, наверное, и не решилась бы на подобную авантюру. 





Условия, в которых мы оказались, во многом сказались и на художественных решениях фильма. К тому же мы уложились в 18 смен, потому что больше позволить себе просто не могли. И это катастрофически мало. Отдельные сложнейшие сцены приходилось снимать за 3 часа. Решение работать длинными кадрами тоже возникло из предложенных нам производственных обстоятельств. Но я получила огромную поддержку и помощь от своей команды, которую составили мои близкие друзья.





Корреспондент:
В начале и в конце фильма человек пытается оторваться от земли на самодельных крыльях, землю видно с высоты полета, зритель будто бы парит над деревьями и домами. Этот образ надолго врезается в память и может поэтому фильм получил такое объемное, «обширное» название — «На этой земле»?





Рената Джало:
Да, довольно часто зритель приобретает точку зрения будто бы с высоты полета, чтобы посмотреть и оценить все свысока. К тому же в истории нет главных героев, есть стремление к совокупному восприятию происходящего здесь — на этой земле. 










Корреспондент:
Жители деревни полны суеверий и предрассудков, что, как ни странно, остается актуальным и для современности. Во многих вещах люди винят судьбу, злой рок или других людей, которые, возможно, в чем-то от них отличаются. Можно ли сказать, что даже несмотря на многовековую историю развития, человечество по сути своей сложно изменить и именно поэтому историческое кино остается актуальным? В чем этот сюжет еще перекликается с современностью?





Рената Джало:
В этом нет диссонанса. У меня нет предрассудков относительно предрассудков. Хотя в предрассудках, конечно, есть пагубное воздействие. Знаковым эпизодом, как мне кажется, становится тот, в котором один из помещиков моет лицо, а пожилые женщины говорят ему, что беглый крестьянин действительно летал. Складывается ощущение, что они врут намеренно, чтобы настроить господина против крестьянина. Но, скорее, они на самом деле верят, что он летал. Это сильно перекликается с когнитивным искажением, которое свойственно и для современности. Иллюзия — думать, что человечество от этого освободилось только потому, что мы теперь живем в XXI веке. Я и сейчас замечаю за собой своеобразное магическое восприятие реальности, и это обосновано — мы слишком многого не знаем об этом мире, в котором живем.





Корреспондент:
Российская премьера прошла на кинофестивале Маяк, где фильм не только выиграл несколько призов, но и удостоился неофициального звания самого радикального участника конкурса. Почему, на ваш взгляд, зрители сочли фильм радикальным? Какой посыл вы сами вкладывали в свою работу?





Рената Джало:
Фильм складывался естественно, не было попыток сделать его радикальным. Но он может казаться таковым, потому что в нем нет главного героя и намеренно ослаблен нарратив. Картина по-своему воздействует со зрителем.





Одной из моих главных задач было зафиксировать волю человека к прорыву, к освобождению. Сделать кино не про то, как его подавляют, а про то, как он преодолевает границу между возможным и невозможным, стремится к трансгрессии.










Корреспондент:
Вы окончили ВГИК. В мастерской Алексея Учителя, где вы учились, студенты снимают обязательно и документальное, и игровое кино. Как вам помог опыт работы в неигровом кино в работе, в частности, над картиной «На этой земле»?





Рената Джало:
Мне сложно оценить, насколько на меня, как на режиссера игрового кино, влияет мой опыт в документалистике, но, например, на съемках картины «На этой земле» мы пытались привить камере документальную логику. Более того, опыт в неигровом кино мне помогает в работе с актерами, среди которых много непрофессиональных, а также добиваться достоверности от каждого кадра. Документалистика дает режиссеру по-своему прочувствовать правду и, соответственно, донести ее до зрителя.





Корреспондент:
После фестивалей фильм однозначно выйдет на большие экраны, пусть и в ограниченном прокате. Каким вы видите своего зрителя? Для кого вы снимали? 





Рената Джало:
Мне очень хочется показать фильм в Ельцин-центре в Екатеринбурге и в Перми. Я уже презентовала там свой предыдущий документальный фильм, и мне невероятно понравилась местная публика — открытые люди, горячо любящие кино. Примерно таким я и представляю своего зрителя. Я мечтаю туда вернуться со своим следующим фильмом.


9 февраля завершился 54 Международный Роттердамский кинофестиваль, в рамках которого — в программе Bright Future, где ежегодно представляют работы молодых, перспективных кинематографистов — состоялась мировая премьера драмы Ренаты Джало «На этой земле». Это дебютный полнометражный фильм режиссера, спродюсированный кинокомпанией Алексея Учителя РОК. «Именно таким я видела свой первый игровой проект. Это стало для меня своеобразным вызовом — снять в качестве дебютной работы полнометражное историческое кино, так как дебют — это первая попытка большого кинопроизводства. Наверное, здесь сказалась моя привычка работать широкими жестами. Но я бы не смогла сделать проект без поддержки киностудии РОК и моей съемочной команды, — отметила Рената Джало. — На Роттердамском фестивале мне удалось познакомиться со множеством талантливых кинематографистов из разных стран. Обмениваться опытом и впечатлениями с близкими тебе по духу людьми, при этом не ощущая каких-либо барьеров — это одно из самых ярких впечатлений об интернациональных фестивалях. Более того, премьера фильма стала для меня особенной и эмоциональной еще и потому, что на нее приехал мой отец, с которым мы никогда не виделись». Действие фильма происходит в конце XVIII века, а сюжет разбит на несколько историй-глав, которые переплетаются между собой. Беглый крестьянин пытается оторваться от земли, смастерив самодельные крылья из веток и камыша. А юная девушка, которую обвиняют в том, что она «высасывает жизненную силу» из своей неизлечимо больной сестры-близняшки, теперь одержима идеей полета. Беда следует за жителями деревни по пятам, урожай пропадает из-за засухи, а крестьяне начинают впадать в истерию, называют Антихристом местного «Икара» и обвиняют во всех бедах юродивых и скоморохов. Двое господ приезжают сюда, чтобы зафиксировать факт пропажи урожая, а натыкаются в поле на мертвое тело. Вся деревня застыла в ожидании чего-то жуткого и необратимого… «Когда только прочитал сценарий, я сказал, что подобный дебютный фильм невозможно снять с производственной точки зрения. Но у Ренаты была потрясающая группа — включая оператора Екатерину Смолину и художника-постановщика Рузанну Оганесян, для которых эта работа стала также дебютом в полнометражном кино — они немыслимыми усилиями все смогли воплотить, — сказал продюсер Алексей Учитель. — Включение в программу Роттердамского кинофестиваля, где ежегодно представляют работы двадцати лучших молодых режиссеров мира — это настоящий успех не только для нас и для Ренаты, но и для всего российского кино». Кино сделано в сдержанном, минималистичном черно-белом цвете, в то же время насыщено исторической фактурой и пропитано атмосферой болезненного упадка той эпохи, полной необузданных предрассудков и страхов перед неизвестным или непонятным, дополненной пропастью неравенства между помещиками и крестьянами. Воссозданный на экране мир не полностью уходит корнями в прошлое, он оказывается актуален и перекликается с современностью. Здесь не обстоятельства — сам человек оказывается палачом, а свобода либо имеет фатальные последствия, либо не проявляется вовсе. Российская премьера ленты прошла на фестивале Маяк, где картина выиграла приз за Лучшую работу оператора (Екатерина Смолина) и была награждена Особым упоминанием жюри основного конкурса. Корреспондент: Расскажите про показ в Роттердаме, как аудитория принимала ваш фильм? Каким стал ваш первый опыт участия в международном киносмотре? Рената Джало: Именно здесь на фестивале мне удалось познакомиться со множеством талантливых кинематографистов из разных стран. Я более 10 лет не была в Европе, поэтому приехать сюда вновь, тем более со своим фильмом оказалось вдвойне приятно. Обмениваться опытом и впечатлениями с близкими тебе по духу людьми, при этом не ощущая каких-либо барьеров — это одно из самых ярких впечатлений об интернациональных фестивалях. Более того, премьера фильма стала для меня особенной и эмоциональной еще и потому, что на нее приехал мой отец, с которым мы никогда не виделись. Было несколько показов моей картины и, соответственно, несколько сессий Q
Понравилось:
Автор: Morrison
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Биография Ренаты Литвиновой - Российские
19.07.17, 08:25
Кинофестивали и премии в эпоху пандемии:
09.05.21, 08:15
ПрофиСинема — официальный пресс-агент
10.02.25, 08:15
Back to The Future - Трейлеры
21.07.17, 22:15
Люди Икс: Дни минувшего будущего (2014)
21.07.17, 01:16
Олег Иванович Даль - Биографии
29.07.17, 23:18
Полезно знать


Ванда Сайкс - Биография
О знаменитости Дата рождения 7 марта 1964 г. ...  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up