родилась 27 ноября 1939 года в Москве за полтора года до начала войны. Своих родителей она практически не помнит. Галине было всего три года, когда ее отец погиб на фронте. Мать во время войны заболела туберкулезом, - на работу ее не брали, и вскоре в 1947 году она умерла.
Галина ПольскихГалина ПольскихДевочка попала сначала в детский дом, но затем ее взяла на воспитание родная бабушка. Жили они тогда на Сретенке, в 9-метровой полуподвальной комнатке в доме напротив магазина «Грибы-ягоды», где бабушка работала уборщицей и каждую копейку тратила на внучку. «Ты, главное, Галя, учись», - часто говорила она ей.
Галина ПольскихУчеба. Первый брак
Окончив школу, девушка решила выучиться на артистку... По наивности. Тогда ей казалось, что у всех артистов красивая жизнь. Да и так хотелось помочь бабушке. Тогда она совершенно не понимала, что актерство - не просто игра, а профессия, труд. На первом туре в комиссии сидели Геннадий Шпаликов, как студент, и Наталья Защипина, которую девчонки боготворили и которой жутко завидовали. Еще бы: кинозвезда! Когда прочла стихотворение, Защипина показала большой палец - мол, все отлично. Это тогда для девушки было гораздо важнее мнения педагогов.
Вот так поступила во ВГИК, на курс к Михаилу Ильичу Ромму… Училась она в знаменитой мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой на звездном курсе вместе с Жанной Прохоренко, Сергеем Никоненко, Николаем Губенко, Лидией Федосеевой-Шукшиной. В будущем все они станут знаменитыми актерами…
Здесь же, во ВГИКе, Галина нашла свою любовь. Она училась на первом курсе, а он – Фаик Гасанов – на третьем, на режиссуре. Галина Алексеевна вспоминает: «Умный, начитанный. Ухаживал очень красиво. Ночевал на лестнице в моем подъезде, чтобы утром ехать со мной в институт. А потом пришел к бабушке, попросил моей руки. Пока я спала, измерил потихоньку размер моего пальца, купил два обручальных кольца…»
Потом была скромная студенческая свадьба и свадебное путешествие в Ялту. Это была заветная мечта Галины, и для ее осуществления Фаик специально накопил денег. «Он часто так делал – вспоминает Галина Алексеевна, - подкопит, узнает, чего мне хочется, и купит. Однажды я ему сказала, что очень хочу пальто красное. Он на следующий день занял денег и купил! Умел сделать все красиво...»
Первые роли в кино
Учась во ВГИКе, молодая актриса снялась в роли Тани Сабанеевой в своем первом фильме «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Роль была не простой. И дело даже не в драматургии. Двадцатидвухлетняя , имевшая к тому времени полуторагодовалую дочку, ни комплекцией, ни темпераментом не походила на пятнадцатилетнюю героиню. Но что значит талант! Миллионы зрителей поверили в ее Таню, полюбили ее.
Фильм высоко оценили и за рубежом – призы кинофестивалей в Венеции, Вене, Лондоне. На Венецианском кинофестивале Галине Польских довелось повстречаться с самим Феллини. Великий режиссер был в восторге от молодой актрисы. В конце приема он подарил ей свою фотографию с автографом и предложил сниматься в его следующем фильме. Это были не пустые слова. Феллини затем не раз слал телеграммы в Госкино с просьбой отпустить Галину на съемки, но наши чиновники отвечали, что актриса занята. Конечно же, это была ложь. Просто в то время получить разрешение сниматься за рубежом, было практически нереально.
Тем временем, снялась в замечательном фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Удивительно светлая, жизнерадостная картина, где главные роли исполнили молодые Никита Михалков, Алексей Локтев и Евгений Стеблов. Польских досталась в фильме небольшая, но очень заметная роль – Алены, продавщицы пластинок. В пределах крохотного эпизода актриса показала, что способна играть тонкие переходы настроения, превосходно владеет интонацией, мимикой, психологическим жестом. Ее Алена олицетворяла идеал девушки 60-х – женственная, чистая и чуть-чуть отстраненная.
Фильм, принесший несчастье
В 1964 окончила ВГИК и стала актрисой Театра-студии киноактера. Все было прекрасно – работа, счастливая семья. Правда у Фаика Гасанова не все ладилось. Молодой режиссер, что называется, был в поиске. Но вот, казалось, и ему улыбнулось счастье. Дождавшись своей очереди, он отправился на съемки в Одессу, где и случилась трагедия. Фаик погиб в автомобильной катастрофе…
в это время снималась в фильме «Журналист» Сергея Герасимова. Тяжелейший удар! К тому же за десять дней до этого умерла ее бабушка. Галина осталась совершенно одна с четырехлетней дочкой. Но, собрав волю в кулак, она продолжала работать.
Роль Шурочки Окаемовой в «Журналисте» Сергей Герасимов писал специально под свою талантливую ученицу. Отсюда и достоверность характера. В каждом кадре актриса чувствовала, где правда, а где нет, и то, что было пережито в ее реальной жизни, очень помогло ей при создании образа.
Много лет спустя Галина Алексеевна на вопрос: «Какие фильмы для вас наиболее дороги?» ответит: «Да все они, как пальчики на руках, дороги по-своему», а затем добавит: «Конечно же, «Дикая собака Динго». Первая роль всегда незабываема. Там такая любовь! В фильме «Журналист» роль для меня написал Герасимов. Специально. Я училась на его курсе. Сниматься у любимого педагога, да еще в только для тебя написанной роли - разве такое забывается?! И конечно, фильм Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Роль та небольшая, но удивительно светлая».
Актриса из жизни
В начале 70-х была приглашена на роль Клавдии Никулиной в телесериал «Тени исчезают в полдень», имевший впоследствии грандиозный зрительский успех. В нем актриса продемонстрировала, что прекрасно может играть героинь на длительном протяжении их жизни.
В последующие годы снималась много и регулярно, играла социально-бытовые роли, приближенные к ее характеру. Героини актрисы были любимы зрителями, но в какой-то степени похожи друг на друга, - один и тот же образ милой, женственной хозяйки семейного очага: Клавдия в мелодраме Гавриила Егиазарова «Портрет с дождем», Марина Петровна в лирической комедии Аллы Суриковой «Суета сует».
Основным жанром актрисы были: мелодрама и кинороман. Но порой вырывалась из поставленных рамок, прекрасно чувствуя себя и в комедиях, и даже в фарсе. Одна из лучших работ актрисы - Галина Аркадьевна в комедии «По семейным обстоятельствам». Здесь был и юмор, и острохарактерность, что делало ее героиню незабываемой. А в комедии Ролана Быкова «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» она сыграла совсем другой характер - такую сумасшедшую мать троих детей.
Стоит заметить, что актриса практически всегда появлялась в положительных образах, отрицательные персонажи в ее биографии – большая редкость. Однако были и такие. Так в детективе Вениамина Дормана «Ночное происшествие» (1980) сыграла казнокрадку-аферистку Галину Семёновну Укладову, инсценировавшую покушение на себя и свалившую вину на шофера такси.
И все-таки режиссеры предпочитали эксплуатировать образ уютной хозяйки. Среди работ 80-х, можно отметить: вдову Кайсу Кархутар, в которую влюбляется Юсси Ватанен в исполнении Вячеслава Невинного, в комедии Леонида Гайдая «За спичками»; Марусю, жену Василия, в лирической комедии Игоря Добролюбова «Белые росы»; Клавдию Матвеевну, мать Нины, в детском фильме «Витя Глушаков – друг апачей»; Зосю в детективе Александра Муратова «Гонки по вертикали»; Нину, сестру Павла, в криминальной мелодраме «Змеелов»; многодетную мать Мисс Томсон в комедии «Человек с бульвара Капуцинов».
Конечно, актриса должна играть разные роли, замкнутость на одном амплуа губит актера. Опять-таки разноплановый актер больше востребован. Было в биографии актрисы несколько картин, снятых в ГДР, - это в первые годы кинокарьеры, а позднее уже она принимала участие в американских проектах «История Аляски» и «Три дня в августе». Потом польский режиссер Анджей Пиотровский снял актрису в картине «Дорожные знаки». Актрису часто интересовал вопрос, почему пригласили именно ее? Ведь кругом столько красивых актрис. Оказывается, ответ был прост: нужна была актриса из ЖИЗНИ.
Возрастные роли
С годами в репертуар актрисы пришли женщины мудрые, зрелые, немало повидавшие на своем веку, но сумевшие сохранить женственность и душевную чистоту. Именно такой образ Катерины Ивановны, женщины надежной и верной, старающейся обустроить свой дом, жить по-людски, создала в трилогии Евгения Матвеева «Любить по-русски».
В этом фильме действительно заключена русская национальная идея: взращивать свой сад, защищать свою землю. Матвеев был тот человек, который искренне любил свою родину, свою землю. Для него важно было рассказать о том, что ему близко: о рабочих, о крестьянах, о жизни деревни, о настоящей любви и дружбе, о Человеке. И первая часть «Любить по-русски» была отражением этих его мыслей. Снималась она ужасно. В то время российское кино испытывало дефицит во всем, «Мосфильм» не предоставил практически ничего. Зарплаты у артистов почти не было, камера была старая, поломанная, оператор очень дешевый, потому что лучшие профессионалы ушли в коммерческие проекты. Съемки проходили под Обнинском, и там помогали простые люди: кто даст корову для съемок, кто принесет какие-то вещи, кто - одежду для актеров, кто пустит снимать в свой дом или на подворье.
Успех был невероятный. Вторую и третью серии Матвеев снимал уже по просьбе народа - народ же и собрал деньги. на протяжении всех съемок была и главной героиней Катериной Ивановной и главным помощником режиссера.
Спасительным кругом в 90-е годы для многих хороших актеров стали также телесериалы «Петербургские тайны» и «Развязка Петербургских тайн». Актеры смогли поработать с интересным материалом, а также, что весьма немаловажно, подзаработать. Галине Польских досталась в них драматургически богатая роль Эльзы Францевны. Кроме того, в 90-е годы актриса снималась в главной роли в комедийном сериале «Клубничка».
В новом веке
Новый возрождающийся российский кинематограф не оставил без внимания Галину Польских. Она вновь стала очень востребованной. И что радует - расширился диапазон актрисы. В фильме «Женщин обижать не рекомендуется» она примерила на себя роль деловой современницы. Как признается сама актриса, роль была для нее не совсем обычна, но тем и хороша. Всегда приятно делать что-то неожиданное.
Много снимается в сериалах. В сериале «Леди Босс» сыграла еще одну редкую для себя отрицательную роль - нечестную чиновницу, мэра провинциального городка. Затем были: Лариса в «Трое против всех», тетя Лиза в «Любовь слепа», Ульяна Ковригина в «Талисмане любви», мама Шаталина в «Моей прекрасной няне» и другие «сериальные» работы. Попала актриса и в суперпопулярный сериал «Ранетки», сыграв Копейкину - учительницу по литературе, которой трудновато понять своих «современных» учеников.
Конечно, сериалы - это не всегда то, чего достойна большая актриса, но таковы реалии жизни. Когда же предлагают по-настоящему интересный материал, готова отказаться от любого выгодного «мыла». Так было и с «Доктором Живаго». В этой картине актриса сыграла сразу три роли: сестер Микулицыных. Одна - жена управляющего, другая - библиотекарь, а третья - монашенка, все в одном лице.
Поздний дебют на сцене
признается, что очень долго отказывалась от ролей в театре, потому что боялась. Да и театр особо не любила. Новое время – новые веяния. Все вдруг бросились в антрепризы. В постсоветской России антреприза была халтура. Но позднее стали появляться действительно отличные постановки, антреприза поднялась на достойный уровень.
И решила попробовать. Ее дебютом на театральной сцене – стал спектакль «Держись, Голливуд!». Роли в этом спектакле актриса немного стеснялась, потому что не могла проявить в ней себя. Но она значима для нее, ей было важно привыкнуть к зрителям, к сценическому пространству. Театралы оценили талант актрисы. Последовали новые работы в спектаклях «Последняя попытка» и «Динь-динь».
Личная жизнь
После смерти Фаика Гасанова вышла второй раз замуж за режиссера Александра Сурина, сына директора «Мосфильма». Но тот брак оказался неудачным и недолговечным. Единственное, что он принес Галине Алексеевне – это вторую дочку.
После развода она воспитывала дочерей сама. Актриса вспоминает: «Чтобы не потерять работу, везде с собой дочек возила. Русский народ у нас отзывчивый, добрый. Один посидит, другой, пока я снимаюсь». А замуж Галина Алексеевна так больше и не вышла. Нет, предложения, конечно, были, но дочери не позволяли, ревновали очень. Сейчас, когда они выросли, Галина Алексеевна иногда жалеет. Бывают моменты жгучего одиночества, когда она понимает, что нужно было переступить через их желания и делать то, что сама считала нужным. Но - поздно...
А в чем оно истинное женское счастье? Актриса безумно любит своих дочерей, внука... Любит одежду покупать, в ванне нежиться. А больше всего любит уют в квартире. И чтобы вокруг все было красивенько, удобненько, уютненько. Обожает свою квартирку - это ее маленькая норка, ее скорлупка, куда она забивается, закрывает дверь и забывает обо всем...
Ее руки многое умеют! И всю жизнь деньги зарабатывают, которые она никуда не тратит – копит для детей, и хочет, чтобы после ее смерти у них были сбережения - небольшой стартовый капитал. Поэтому порой и на себе экономит.
«Я не скажу, что я состоятельный человек, но живу нормально. Хотелось бы и особняк иметь, и машину шикарную, но зачем мечтать о невозможном? Я никому не завидую… Ну... Дочерей родила, дачу построила, сад посадила. Многие и этого не успевают совершить. Но планка высока, и хочется чего-то большего». А чего – пока, не знает...
А силы жить дает актрисе сама жизнь. Она обожает одиночество, единственное состояние, в котором можно сохранить свое человеческое достоинство и творческое лицо. Ездит на дачу, любит копаться в земле. И никогда не пропадает желание получить хорошую настоящую роль.
родилась 27 ноября 1939 года в Москве за полтора года до начала войны. Своих родителей она практически не помнит. Галине было всего три года, когда ее отец погиб на фронте. Мать во время войны заболела туберкулезом, - на работу ее не брали, и вскоре в 1947 году она умерла. Галина Польских Галина Польских Девочка попала сначала в детский дом, но затем ее взяла на воспитание родная бабушка. Жили они тогда на Сретенке, в 9-метровой полуподвальной комнатке в доме напротив магазина «Грибы-ягоды», где бабушка работала уборщицей и каждую копейку тратила на внучку. «Ты, главное, Галя, учись», - часто говорила она ей. Галина Польских Учеба. Первый брак Окончив школу, девушка решила выучиться на артистку. По наивности. Тогда ей казалось, что у всех артистов красивая жизнь. Да и так хотелось помочь бабушке. Тогда она совершенно не понимала, что актерство - не просто игра, а профессия, труд. На первом туре в комиссии сидели Геннадий Шпаликов, как студент, и Наталья Защипина, которую девчонки боготворили и которой жутко завидовали. Еще бы: кинозвезда! Когда прочла стихотворение, Защипина показала большой палец - мол, все отлично. Это тогда для девушки было гораздо важнее мнения педагогов. Вот так поступила во ВГИК, на курс к Михаилу Ильичу Ромму… Училась она в знаменитой мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой на звездном курсе вместе с Жанной Прохоренко, Сергеем Никоненко, Николаем Губенко, Лидией Федосеевой-Шукшиной. В будущем все они станут знаменитыми актерами… Здесь же, во ВГИКе, Галина нашла свою любовь. Она училась на первом курсе, а он – Фаик Гасанов – на третьем, на режиссуре. Галина Алексеевна вспоминает: «Умный, начитанный. Ухаживал очень красиво. Ночевал на лестнице в моем подъезде, чтобы утром ехать со мной в институт. А потом пришел к бабушке, попросил моей руки. Пока я спала, измерил потихоньку размер моего пальца, купил два обручальных кольца…» Потом была скромная студенческая свадьба и свадебное путешествие в Ялту. Это была заветная мечта Галины, и для ее осуществления Фаик специально накопил денег. «Он часто так делал – вспоминает Галина Алексеевна, - подкопит, узнает, чего мне хочется, и купит. Однажды я ему сказала, что очень хочу пальто красное. Он на следующий день занял денег и купил! Умел сделать все красиво.» Первые роли в кино Учась во ВГИКе, молодая актриса снялась в роли Тани Сабанеевой в своем первом фильме «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Роль была не простой. И дело даже не в драматургии. Двадцатидвухлетняя имевшая к тому времени полуторагодовалую дочку, ни комплекцией, ни темпераментом не походила на пятнадцатилетнюю героиню. Но что значит талант! Миллионы зрителей поверили в ее Таню, полюбили ее. Фильм высоко оценили и за рубежом – призы кинофестивалей в Венеции, Вене, Лондоне. На Венецианском кинофестивале Галине Польских довелось повстречаться с самим Феллини. Великий режиссер был в восторге от молодой актрисы. В конце приема он подарил ей свою фотографию с автографом и предложил сниматься в его следующем фильме. Это были не пустые слова. Феллини затем не раз слал телеграммы в Госкино с просьбой отпустить Галину на съемки, но наши чиновники отвечали, что актриса занята. Конечно же, это была ложь. Просто в то время получить разрешение сниматься за рубежом, было практически нереально. Тем временем, снялась в замечательном фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Удивительно светлая, жизнерадостная картина, где главные роли исполнили молодые Никита Михалков, Алексей Локтев и Евгений Стеблов. Польских досталась в фильме небольшая, но очень заметная роль – Алены, продавщицы пластинок. В пределах крохотного эпизода актриса показала, что способна играть тонкие переходы настроения, превосходно владеет интонацией, мимикой, психологическим жестом. Ее Алена олицетворяла идеал девушки 60-х – женственная, чистая и чуть-чуть отстраненная. Фильм, принесший несчастье В 1964 окончила ВГИК и стала актрисой Театра-студии киноактера. Все было прекрасно – работа, счастливая семья. Правда у Фаика Гасанова не все ладилось. Молодой режиссер, что называется, был в поиске. Но вот, казалось, и ему улыбнулось счастье. Дождавшись своей очереди, он отправился на съемки в Одессу, где и случилась трагедия. Фаик погиб в автомобильной катастрофе… в это время снималась в фильме «Журналист» Сергея Герасимова. Тяжелейший удар! К тому же за десять дней до этого умерла ее бабушка. Галина осталась совершенно одна с четырехлетней дочкой. Но, собрав волю в кулак, она продолжала работать. Роль Шурочки Окаемовой в «Журналисте» Сергей Герасимов писал специально под свою талантливую ученицу. Отсюда и достоверность характера. В каждом кадре актриса чувствовала, где правда, а где нет, и то, что было пережито в ее реальной жизни, очень помогло ей при создании образа. Много лет спустя Галина Алексеевна на вопрос: «Какие фильмы для вас наиболее дороги?» ответит: «Да все они, как пальчики на руках, дороги по-своему», а затем добавит: «Конечно же, «Дикая собака Динго». Первая роль всегда незабываема. Там такая любовь! В фильме «Журналист» роль для меня написал Герасимов. Специально. Я училась на его курсе. Сниматься у любимого педагога, да еще в только для тебя написанной роли - разве такое забывается?! И конечно, фильм Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Роль та небольшая, но удивительно светлая». Актриса из жизни В начале 70-х была приглашена на роль Клавдии Никулиной в телесериал «Тени исчезают в полдень», имевший впоследствии грандиозный зрительский успех. В нем актриса продемонстрировала, что прекрасно может играть героинь на длительном протяжении их жизни. В последующие годы снималась много и регулярно, играла социально-бытовые роли, приближенные к ее характеру. Героини актрисы были любимы зрителями, но в какой-то степени похожи друг на друга, - один и тот же образ милой, женственной хозяйки семейного очага: Клавдия в мелодраме Гавриила Егиазарова «Портрет с дождем», Марина Петровна в лирической комедии Аллы Суриковой «Суета сует». Основным жанром актрисы были: мелодрама и кинороман. Но порой вырывалась из поставленных рамок, прекрасно чувствуя себя и в комедиях, и даже в фарсе. Одна из лучших работ актрисы - Галина Аркадьевна в комедии «По семейным обстоятельствам». Здесь был и юмор, и острохарактерность, что делало ее героиню незабываемой. А в комедии Ролана Быкова «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» она сыграла совсем другой характер - такую сумасшедшую мать троих детей. Стоит заметить, что актриса практически всегда появлялась в положительных образах, отрицательные персонажи в ее биографии – большая редкость. Однако были и такие. Так в детективе Вениамина Дормана «Ночное происшествие» (1980) сыграла казнокрадку-аферистку Галину Семёновну Укладову, инсценировавшую покушение на себя и свалившую вину на шофера такси. И все-таки режиссеры предпочитали эксплуатировать образ уютной хозяйки. Среди работ 80-х, можно отметить: вдову Кайсу Кархутар, в которую влюбляется Юсси Ватанен в исполнении Вячеслава Невинного, в комедии Леонида Гайдая «За спичками»; Марусю, жену Василия, в лирической комедии Игоря Добролюбова «Белые росы»; Клавдию Матвеевну, мать Нины, в детском фильме «Витя Глушаков – друг апачей»; Зосю в детективе Александра Муратова «Гонки по вертикали»; Нину, сестру Павла, в криминальной мелодраме «Змеелов»; многодетную мать Мисс Томсон в комедии «Человек с бульвара Капуцинов». Конечно, актриса должна играть разные роли, замкнутость на одном амплуа губит актера. Опять-таки разноплановый актер больше востребован. Было в биографии актрисы несколько картин, снятых в ГДР, - это в первые годы кинокарьеры, а позднее уже она принимала участие в американских проектах «История Аляски» и «Три дня в августе». Потом польский режиссер Анджей Пиотровский снял актрису в картине «Дорожные знаки». Актрису часто интересовал вопрос, почему пригласили именно ее? Ведь кругом столько красивых актрис. Оказывается, ответ был прост: нужна была актриса из ЖИЗНИ. Возрастные роли С годами в репертуар актрисы пришли женщины мудрые, зрелые, немало повидавшие на своем веку, но сумевшие сохранить женственность и душевную чистоту. Именно такой образ Катерины Ивановны, женщины надежной и верной, старающейся обустроить свой дом, жить по-людски, создала в трилогии Евгения Матвеева «Любить по-русски». В этом фильме действительно заключена русская национальная идея: взращивать свой сад, защищать свою землю. Матвеев был тот человек, который искренне любил свою родину, свою землю. Для него важно было рассказать о том, что ему близко: о рабочих, о крестьянах, о жизни деревни, о настоящей любви и дружбе, о Человеке. И первая часть «Любить по-русски» была отражением этих его мыслей. Снималась она ужасно. В то время российское кино испытывало дефицит во всем, «Мосфильм» не предоставил практически ничего. Зарплаты у артистов почти не было, камера была старая, поломанная, оператор очень дешевый, потому что лучшие профессионалы ушли в коммерческие проекты. Съемки проходили под Обнинском, и там помогали простые люди: кто даст корову для съемок, кто принесет какие-то вещи, кто - одежду для актеров, кто пустит снимать в свой дом или на подворье. Успех был невероятный. Вторую и третью серии Матвеев снимал уже по просьбе народа - народ же и собрал деньги. на протяжении всех съемок была и главной героиней Катериной Ивановной и главным помощником режиссера. Спасительным кругом в 90-е годы для многих хороших актеров стали также телесериалы «Петербургские тайны» и «Развязка Петербургских тайн». Актеры смогли поработать с интересным материалом, а также, что весьма немаловажно, подзаработать. Галине Польских досталась в них драматургически богатая роль Эльзы Францевны. Кроме того, в 90-е годы актриса снималась в главной роли в комедийном сериале «Клубничка». В новом веке Новый возрождающийся российский кинематограф не оставил без внимания Галину Польских. Она вновь стала очень востребованной. И что радует - расширился диапазон актрисы. В фильме «Женщин обижать не рекомендуется» она примерила на себя роль деловой современницы. Как признается сама