Первоначальная идея этого довольно провокационного фильма, из-за которого студия Уолта Диснея была готова чуть ли не судиться с одной из своих дочерних компаний «Дименшн Филмс», принадлежала известной парочке любителей чёрного юмора — Итэну и Джоэлу Коэну, на сей раз ограничившихся лишь функциями исполнительных продюсеров. А сценарий доверили писать молодым авторам, Гленну Фикарре и Джону Рекуа, которым было, видимо, наплевать на репутацию в Голливуде, как и солидному по возрасту, 55-летнему режиссёру Терри Звайгоффу, несмотря на то, что «Плохой Санта» — только вторая его игровая лента, последовавшая за «Миром призраков».
Между прочим, Звайгофф до своего дебюта в 1986 году в документальном кино испробовал немало профессий — был музыкантом, служащим на корабле, печатником и даже работником благотворительной организации, что объясняет знание им изнутри вовсе не фасадной жизни в Америке, а также мотивирует упорное нежелание вписываться в голливудские стандарты. Он отказался от ряда перспективных постановок, включая эстетизированный ретро-проект «Девственницы-самоубийцы», потом реализованный Софией Копполой. Кстати, дочь Фрэнсиса Форда Копполы как бы перешла дорогу Терри Звайгоффу, переманив актёра Билла Марри на съёмки в картине «Потери при переводе» / «Трудности перевода». Но если разобраться, для Марри роль грабителя в обличье Санта-Клауса стала бы отчасти вторичной, поскольку он уже играл в 1990 году в «Быстрой смене масок» преступника, воспользовавшегося клоунским костюмом, чтобы захватить банк.
Теперь-то Звайгофф пытается уверить, что 47-летний Билли Боб Торнтон являлся единственной кандидатурой для этого самого «плохого Санты». Ибо после просмотра фильма Торнтон представляется практически идеальным исполнителем (Джек Николсон, которому тоже показывали сценарий, был бы хорош лишь во времена своего бурного прошлого), сочетающим невоздержанность, грубость и подчас вульгарность поведения с неожиданно трогательной удивлённостью во взгляде. Его Уилли Т. Стоукс, пьяница, матерщинник и бабник, который вскрывает накануне Рождества сейфы супермаркетов, а до этого в целях маскировки вынужден изображать перед детьми Санта-Клауса, просто теряется, сталкиваясь с наивностью и непосредственностью восьмилетнего мальчишки-толстяка, третируемого пацанами с улицы за то, что будто бы верит в доброго и сказочного Деда Мороза в англосаксонской интерпретации.
Как раз судя по актёрскому имиджу Билли Боба Торнтона, который он нередко поддерживает и в своей реальной жизни весьма экстравагантными или не очень-то приличными поступками, дальнейшее превращение героя отнюдь не выглядит ожидаемым, зато более убедительным, нежели это принято в рождественской сказочке, пусть и с поправкой на то, что здесь всё вывернуто наизнанку. Поскольку это человек, который не станет особо притворяться ни в образе Санта-Клауса, ни в собственном качестве неприкаянного прощелыги. Он, что называется, положил с большим прибором на всех и вся, живёт так, как взбредёт в забубённую, вечно пьяную голову (кстати, Торнтон не опровергал сплетни о том, что сам во время съёмок находился в состоянии алкогольной интоксикации). Однако посмотрит хмельным рассеянным взором на тупо пристающего с вопросами про санки и оленей, вроде бы дебильного по виду парнишку — и вспомнит своё безрадостное детство с пьяницей-отцом, который раздавал на Рождество не подарки, а зуботычины. Уилли словно узнаёт в нём себя — и впервые начинает испытывать чувство стыда, что ничего путного никому не сделал, а собственную жизнь пустил под откос.
И если действию «Плохого Санты» порой недостаёт энергичности и мускулистости, а режиссёр немножко недобирает по яркой отшлифованности и блеску рассказываемой истории, то с точки зрения диалогов лента почти безупречна. Пусть и балансирует на грани очевидного фола (как подсчитали фанаты, слово fuck в разных вариациях употребляется 147 раз, а в полном варианте, названном «Худший Санта» — даже 170!). Актёр же вовсе не случайно номинировался на премии «Золотой глобус» и «Золотой сателлит» — вот только на соискание «Оскара» его выдвинуть всё-таки не осмелились!
Наконец, эта слишком дерзкая для Рождества картина (один из пользователей imdb пошутил, что «Санта-Клаус не пожелает, чтобы вы это смотрели!») имела большой успех в американском прокате, почти втрое превзойдя свой бюджет в размере $23 млн. Но выпуск в других странах был по неким обстоятельствам отложен ровно на год — лишь накануне 2005-го она начала новый предрождественский «крестовый поход» за пределами Америки. Можно ожидать, что Билли Боба Торнтона в облике плохого Санты, прежде всего, оценят те, кого уже воротит от слащавых голливудских фантазий про ёлки, подарки и волшебные перемены аккурат под Новый год.
Первоначальная идея этого довольно провокационного фильма, из-за которого студия Уолта Диснея была готова чуть ли не судиться с одной из своих дочерних компаний «Дименшн Филмс», принадлежала известной парочке любителей чёрного юмора — Итэну и Джоэлу Коэну, на сей раз ограничившихся лишь функциями исполнительных продюсеров. А сценарий доверили писать молодым авторам, Гленну Фикарре и Джону Рекуа, которым было, видимо, наплевать на репутацию в Голливуде, как и солидному по возрасту, 55-летнему режиссёру Терри Звайгоффу, несмотря на то, что «Плохой Санта» — только вторая его игровая лента, последовавшая за «Миром призраков». Между прочим, Звайгофф до своего дебюта в 1986 году в документальном кино испробовал немало профессий — был музыкантом, служащим на корабле, печатником и даже работником благотворительной организации, что объясняет знание им изнутри вовсе не фасадной жизни в Америке, а также мотивирует упорное нежелание вписываться в голливудские стандарты. Он отказался от ряда перспективных постановок, включая эстетизированный ретро-проект «Девственницы-самоубийцы», потом реализованный Софией Копполой. Кстати, дочь Фрэнсиса Форда Копполы как бы перешла дорогу Терри Звайгоффу, переманив актёра Билла Марри на съёмки в картине «Потери при переводе» / «Трудности перевода». Но если разобраться, для Марри роль грабителя в обличье Санта-Клауса стала бы отчасти вторичной, поскольку он уже играл в 1990 году в «Быстрой смене масок» преступника, воспользовавшегося клоунским костюмом, чтобы захватить банк. Теперь-то Звайгофф пытается уверить, что 47-летний Билли Боб Торнтон являлся единственной кандидатурой для этого самого «плохого Санты». Ибо после просмотра фильма Торнтон представляется практически идеальным исполнителем (Джек Николсон, которому тоже показывали сценарий, был бы хорош лишь во времена своего бурного прошлого), сочетающим невоздержанность, грубость и подчас вульгарность поведения с неожиданно трогательной удивлённостью во взгляде. Его Уилли Т. Стоукс, пьяница, матерщинник и бабник, который вскрывает накануне Рождества сейфы супермаркетов, а до этого в целях маскировки вынужден изображать перед детьми Санта-Клауса, просто теряется, сталкиваясь с наивностью и непосредственностью восьмилетнего мальчишки-толстяка, третируемого пацанами с улицы за то, что будто бы верит в доброго и сказочного Деда Мороза в англосаксонской интерпретации. Как раз судя по актёрскому имиджу Билли Боба Торнтона, который он нередко поддерживает и в своей реальной жизни весьма экстравагантными или не очень-то приличными поступками, дальнейшее превращение героя отнюдь не выглядит ожидаемым, зато более убедительным, нежели это принято в рождественской сказочке, пусть и с поправкой на то, что здесь всё вывернуто наизнанку. Поскольку это человек, который не станет особо притворяться ни в образе Санта-Клауса, ни в собственном качестве неприкаянного прощелыги. Он, что называется, положил с большим прибором на всех и вся, живёт так, как взбредёт в забубённую, вечно пьяную голову (кстати, Торнтон не опровергал сплетни о том, что сам во время съёмок находился в состоянии алкогольной интоксикации). Однако посмотрит хмельным рассеянным взором на тупо пристающего с вопросами про санки и оленей, вроде бы дебильного по виду парнишку — и вспомнит своё безрадостное детство с пьяницей-отцом, который раздавал на Рождество не подарки, а зуботычины. Уилли словно узнаёт в нём себя — и впервые начинает испытывать чувство стыда, что ничего путного никому не сделал, а собственную жизнь пустил под откос. И если действию «Плохого Санты» порой недостаёт энергичности и мускулистости, а режиссёр немножко недобирает по яркой отшлифованности и блеску рассказываемой истории, то с точки зрения диалогов лента почти безупречна. Пусть и балансирует на грани очевидного фола (как подсчитали фанаты, слово fuck в разных вариациях употребляется 147 раз, а в полном варианте, названном «Худший Санта» — даже 170!). Актёр же вовсе не случайно номинировался на премии «Золотой глобус» и «Золотой сателлит» — вот только на соискание «Оскара» его выдвинуть всё-таки не осмелились! Наконец, эта слишком дерзкая для Рождества картина (один из пользователей imdb пошутил, что «Санта-Клаус не пожелает, чтобы вы это смотрели!») имела большой успех в американском прокате, почти втрое превзойдя свой бюджет в размере $23 млн. Но выпуск в других странах был по неким обстоятельствам отложен ровно на год — лишь накануне 2005-го она начала новый предрождественский «крестовый поход» за пределами Америки. Можно ожидать, что Билли Боба Торнтона в облике плохого Санты, прежде всего, оценят те, кого уже воротит от слащавых голливудских фантазий про ёлки, подарки и волшебные перемены аккурат под Новый год.