Биография Виталия Манского
Виталий Манский – популярный режиссер-кинодокументалист, чьи сильные работы неизменно вызывают общественный резонанс. Президент международного фестиваля «Артдокфест», также возглавлял российскую премию «Лавровая ветвь» в области неигрового кино и телевидения.
Режиссёр Виталий Манский
Снял более тридцати документальных картин, в числе которых фильмы о российских лидерах – Михаиле Горбачеве, Борисе Ельцине, Владимире Путине, а также фильм о жизни школьницы из Северной Кореи «В лучах солнца» и лента, анализирующая корни конфликта между «постмайданной» Украиной и Россией «Родные».
В 2022 году стал фигурантом уголовного дела по обвинению в клевете на режиссера Никиту Михалкова, был объявлен в розыск правоохранительными органами РФ, однако с 2015 года Виталий проживает с семьей в Риге.
Виталий Манский в юности
Уже школьником Виталий начал задумываться о том, что происходит в стране, почему люди живут по-разному. Он хорошо запомнил еще один момент из своего подросткового возраста, о котором через много лет рассказывал в интервью:
У нас рядом со школой во Львове была часовая мастерская, в ней сидел часовщик, его звали дядя Сеня. Его столик всегда стоял перед окном, ты проходил мимо и всегда мог увидеть его. И вдруг в какой-то день дядя Сеня исчез. Оказалось, уехал в Израиль. Спустя какое-то время он опять появился в мастерской. Как-то он чинил часы, которые подарили мне родители, я набрался смелости и спросил у него, почему он вернулся. Он объяснил мне: понимаешь, я сижу здесь, чиню я часы, не чиню я часы, но 5-го и 20-го получаю зарплату, а там я буду также сидеть, но если мне не будут приносить часы, я ничего не заработаю. Это несправедливо, пожаловался он мне.
Эти и другие эпизоды, отпечатавшиеся в памяти, Манский вспомнил, когда решил, что будет снимать кино. В 18 лет он переехал в Москву, а немногим позже поступил на операторский факультет ВГИКа. Учился Виталий на курсе Сергея Медынского, там и получил знания и навыки режиссерского и операторского дела. В 1990 году окончил учебу и поступил на работу в операторскую мастерскую Александра Гальперина.
Виталий Манский в молодости
Международное признание к Манскому пришло вместе с документальной лентой «Благодать» (1996), завоевавшей несколько наград на фестивалях. Это трагическая 50-минутная зарисовка быта умирающей русской деревушки, в центре сюжета которой – две женщины преклонных лет, одна из которых карлица.
Параллельно работая на телевидении, режиссер стал первым архивариусом всех любительских съемок, которые велись на территории Советского Союза, начиная с тридцатых годов.
Виталий Манский в программе «Час пик» (1996 год)
Манский трудился на разных телеканалах, в частности, на первой кнопке вел передачу «Реальное кино», благодаря которой телезрители смогли посмотреть немало лучших документальных фильмов.
Начало двухтысячных ознаменовалось для режиссера выпуском целой серии о лидерах новой России: «Горбачев. После империи», «Ельцин. Другая жизнь», «Путин. Високосный год», «Открытый Кремль». Картины были восприняты неоднозначно, но с большим интересом.
Резонансными стали и ленты «Бродвей. Черное море», «Анатомия “Тату”», «Девственность», главной героиней которого стала интернет-звезда Карина Барби. Последний фильм вызвал немало негативных откликов, к примеру, обозреватель Александр Мельман обвинил режиссера в бездушии:
Девушка, одна из трех героинь, хочет эту свою девственность продать. …Она в машине у Манского. Он везет ее туда, где это должно случиться. К тому самому человеку. И вот здесь… Ну скажи, поговори с ней. Может, еще не поздно. Объясни, хотя бы попробуй. Ты же такой нравственный, такой опытный, а она…Но нет… Если бы Виталий ее разубедил, фильм бы не получился. То есть не вышел. То есть режиссер не получил бы своей славы.
В 2009 году, наряду со знаменитыми режиссерами художественного кино Алексеем Германом, Эльдаром Рязановым и Александром Сокуровым, Манский стал соучредителем альтернативного Союза кинематографистов России.
К своему новому фильму «Труба» (2013), повествующем о людях, живущих на всём протяжении газопровода из Сибири в Европу, Виталий Всеволодович впервые написал литературный сценарий. Картина получила приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре», национальную кинематографическую премию «Ника», а также награды в Чехии, Германии, Хорватии, Румынии.
Виталий Манский в фильме «Труба»
Следом за этим Манский отправился в Северную Корею, где снял документальный фильм «В лучах солнца», который в 2015 году стал самым резонансным и обсуждаемым событием отечественным документалистики.
Режиссер нарушил все мыслимые договоренности с соответствующими ведомствами КНДР, снимал не по оговоренному сценарию, тайно. Власти Пхеньяна направили ноту протеста в МИД России, когда картина вышла на экраны. Но сам режиссер, сравнивая КНДР со Швейцарией, заявил в одном из интервью:
…мне кажется, северные корейцы тоже заслуживают того, чтобы жить в Швейцарии. Их руководитель Ким Чен Ын знает, что такое Швейцария не понаслышке, он учился там. Но в своей стране он почему-то предпочитает выстраивать другое общество. То есть он сам жил в Швейцарии, а его народ должен жить в Северной Корее. Это несправедливо. Подобная несправедливость в каком-то смысле начинает доминировать и в России. Когда люди, управляющие государством, вроде бы тоже живут в Швейцарии, а нам предлагают жить в казарме.
В том же году Манский вместе с семьей переехал в Латвию и уже оттуда отправился в Украину – снимать документальную ленту «Родные». Он нашел свою многочисленную родню, живущую в разных городах и регионах страны – Львове, Одессе, Севастополе, на Донбассе. Лейтмотивом картины стало исследование причин конфликта, из-за которого люди начали враждовать, после чего в обществе произошел раскол.
Виталий Манский в фильме «Родные»
Еще одна картина, получившая премии кинофестивалей в Стокгольме и Карловых Варах – «Свидетели Путина». Фильм дошел и до российских зрителей, вызвав неоднозначную реакцию. Лента рассказывала историю первых лет путинского правления, в неё вошли эксклюзивные кадры, снятые самим режиссёром. В России лента была представлена на фестивале «Артдокфест» (президентом которого является Манский).
Пока что последней на сегодняшний день стала документальная лента «Горбачев. Рай», показавшая последние годы жизни единственного президента СССР.
Виталий Манский и Михаил Горбачёв
Манский признается: сейчас ему затруднительно проводить в России фестиваль «Артдокфест». Так, 2021 году организаторам пришлось снять с показа в Москве фильм «Тихий голос» о жизни чеченского гомосексуала, бежавшего в Бельгию, и заменить его картиной «Бессмертный». Тем не менее, лента демонстрировалась в интернете. Возможно, из-за нее в том году не состоялся «Артдокфест» в Санкт-Петербурге, хотя официально его отменили из-за нарушений антиковидных ограничений.
Виталий Манский с женой и дочками
Их дочери-погодки – Полина и Ника – радуют родителей своими успехами. Полина в свое время окончила Школу-студию МХАТ, затем стала профессиональным поваром и гастрономическим журналистом, а также автором собственного кулинарного проекта Food&Food – интернет-журнала о вкусной еде и путешествиях. Младшая дочь Ника стала архитектором, занимается дизайном и фотографией.
Виталий Манский в 2022 году
Осенью СМИ распространили информацию о том, что Виталий Манский объявлен МВД в розыск в связи с заведением на него уголовного дела по заявлению Никиты Михалкова. Мэтр советского и российского кинематографа обвинил режиссера в клевете, имея в виду его заявление в программе «Осторожно. Собчак». В беседе с Ксенией Собчак Манский обвинил организаторов Московского международного кинофестиваля в воровстве денег и резко высказался в адрес самого Никиты Сергеевича.
Комментируя происходящее, он заявил:
Отношение к объявлению в розыск у меня странное. Я понятным образом отношусь к происходящему в России, и к действиям России в Украине – и то, и другое заставляет меня от нее дистанцироваться, стараться жить и работать вне задаваемого им контекста. А это, скажем так, действие как будто хочет меня втянуть обратно – и от этого я испытываю если не дискомфорт, то диссонанс… Отказываться от своих слов я, конечно, не буду.
Интересные факты
- Снимая документальный фильм под названием «Книга», Виталий Манский побывал в десяти странах: России, Америке, Аргентине, Израиле, Ливане, Таиланде, Австралии, Армении, Зимбабве и Франции. Режиссер был поражен тем, насколько в Зимбабве государство вмешивается в личную жизнь человека, лишая его элементарных прав и свобод. Президент Мугабе правил там около тридцати лет и на каждых выборах, по словам Манского, избирался абсолютно демократично, поскольку перед ними менял конституцию таким образом, что другим претендентам попросту не предоставлялась возможность баллотироваться или занять эту должность.
- Рассказывая о нашумевшей картине «В лучах солнца», Виталий Манский отмечал, что съемки в КНДР могли быть остановлены в любое время. Поэтому он втайне копировал весь отснятый материал. Корейцы, следуя инструкциям властей, установили в гостинице монтажную и удаляли большинство кадров. К примеру, был удален эпизод, как на молокозаводе вывозят помятые бидоны.
- Манский любит дегустировать новые алкогольные напитки хорошего качества. Но употребляет, по его словам, в меру.
- Супруги путешествуют по миру вместе, иногда им составляет компанию любимый питомец породы сиба-ину по кличке Локи.
Важные события в жизни
- 1986 год: поступил на операторский факультет ВГИКа. Родилась дочь Полина от жены Натальи Манской.
- 1987 год: родилась дочь Ника. Выпустил документальные фильмы «Собаки», «Бумеранг», «Парк культуры».
- 1990 год: снял художественный фильм «Еврейское счастье».
- 1993 год: снял фильм «Срезки очередной войны». Удостоен приза «Серебряный голубь» на международном фестивале документального кино в Лейпциге.
- 1995 год: стал автором программы «Семейные кинохроники» на ТВ.
- 1996 год: снял фильм «Благодать». Удостоен нескольких международных призов, в том числе – «Золотой шпиль» в Сан-Франциско.
- 1999 год: снял фильм «Частные хроники. Монолог». Удостоен специального приза жюри «Серебряный кентавр» в Санкт-Петербурге.
- 2004 год: стал художественным руководителем студии «Вертов. Реальное кино».
- 2007 год: стал президентом фестиваля документального кино «Артдокфест».
- 2009 год: стал соучредителем альтернативного Союза кинематографистов РФ. Снял фильм «Николина гора».
- 2013 год: снял фильм «Труба». Удостоен нескольких премий и призов на МКФ, в том числе приза за лучшую режиссуру на кинофестивале «Кинотавр».
- 2015 год: снял фильм «В лучах солнца». Удостоен нескольких наград МКФ, в том числе – в Италии, Китае, Бразилии.
- 2016 год: снял документальный фильм «Родные» об Украине.
- 2018 год: снял документальный фильм «Свидетели Путина».
- 2020 год: снял документальный фильм «Горбачев. Рай».
- 2022 год: объявлен в розыск правоохранительными органами РФ как фигурант уголовного дела о клевете по заявлению Никиты Михалкова.
Биография Виталия Манского Виталий Манский – популярный режиссер-кинодокументалист, чьи сильные работы неизменно вызывают общественный резонанс. Президент международного фестиваля «Артдокфест», также возглавлял российскую премию «Лавровая ветвь» в области неигрового кино и телевидения. Режиссёр Виталий Манский Снял более тридцати документальных картин, в числе которых фильмы о российских лидерах – Михаиле Горбачеве, Борисе Ельцине, Владимире Путине, а также фильм о жизни школьницы из Северной Кореи «В лучах солнца» и лента, анализирующая корни конфликта между «постмайданной» Украиной и Россией «Родные». В 2022 году стал фигурантом уголовного дела по обвинению в клевете на режиссера Никиту Михалкова, был объявлен в розыск правоохранительными органами РФ, однако с 2015 года Виталий проживает с семьей в Риге. Виталий Манский в юности Уже школьником Виталий начал задумываться о том, что происходит в стране, почему люди живут по-разному. Он хорошо запомнил еще один момент из своего подросткового возраста, о котором через много лет рассказывал в интервью: У нас рядом со школой во Львове была часовая мастерская, в ней сидел часовщик, его звали дядя Сеня. Его столик всегда стоял перед окном, ты проходил мимо и всегда мог увидеть его. И вдруг в какой-то день дядя Сеня исчез. Оказалось, уехал в Израиль. Спустя какое-то время он опять появился в мастерской. Как-то он чинил часы, которые подарили мне родители, я набрался смелости и спросил у него, почему он вернулся. Он объяснил мне: понимаешь, я сижу здесь, чиню я часы, не чиню я часы, но 5-го и 20-го получаю зарплату, а там я буду также сидеть, но если мне не будут приносить часы, я ничего не заработаю. Это несправедливо, пожаловался он мне. Эти и другие эпизоды, отпечатавшиеся в памяти, Манский вспомнил, когда решил, что будет снимать кино. В 18 лет он переехал в Москву, а немногим позже поступил на операторский факультет ВГИКа. Учился Виталий на курсе Сергея Медынского, там и получил знания и навыки режиссерского и операторского дела. В 1990 году окончил учебу и поступил на работу в операторскую мастерскую Александра Гальперина. Виталий Манский в молодости Международное признание к Манскому пришло вместе с документальной лентой «Благодать» (1996), завоевавшей несколько наград на фестивалях. Это трагическая 50-минутная зарисовка быта умирающей русской деревушки, в центре сюжета которой – две женщины преклонных лет, одна из которых карлица. Параллельно работая на телевидении, режиссер стал первым архивариусом всех любительских съемок, которые велись на территории Советского Союза, начиная с тридцатых годов. Виталий Манский в программе «Час пик» (1996 год) Манский трудился на разных телеканалах, в частности, на первой кнопке вел передачу «Реальное кино», благодаря которой телезрители смогли посмотреть немало лучших документальных фильмов. Начало двухтысячных ознаменовалось для режиссера выпуском целой серии о лидерах новой России: «Горбачев. После империи», «Ельцин. Другая жизнь», «Путин. Високосный год», «Открытый Кремль». Картины были восприняты неоднозначно, но с большим интересом. Резонансными стали и ленты «Бродвей. Черное море», «Анатомия “Тату”», «Девственность», главной героиней которого стала интернет-звезда Карина Барби. Последний фильм вызвал немало негативных откликов, к примеру, обозреватель Александр Мельман обвинил режиссера в бездушии: Девушка, одна из трех героинь, хочет эту свою девственность продать. …Она в машине у Манского. Он везет ее туда, где это должно случиться. К тому самому человеку. И вот здесь… Ну скажи, поговори с ней. Может, еще не поздно. Объясни, хотя бы попробуй. Ты же такой нравственный, такой опытный, а она…Но нет… Если бы Виталий ее разубедил, фильм бы не получился. То есть не вышел. То есть режиссер не получил бы своей славы. В 2009 году, наряду со знаменитыми режиссерами художественного кино Алексеем Германом, Эльдаром Рязановым и Александром Сокуровым, Манский стал соучредителем альтернативного Союза кинематографистов России. К своему новому фильму «Труба» (2013), повествующем о людях, живущих на всём протяжении газопровода из Сибири в Европу, Виталий Всеволодович впервые написал литературный сценарий. Картина получила приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре», национальную кинематографическую премию «Ника», а также награды в Чехии, Германии, Хорватии, Румынии. Виталий Манский в фильме «Труба» Следом за этим Манский отправился в Северную Корею, где снял документальный фильм «В лучах солнца», который в 2015 году стал самым резонансным и обсуждаемым событием отечественным документалистики. Режиссер нарушил все мыслимые договоренности с соответствующими ведомствами КНДР, снимал не по оговоренному сценарию, тайно. Власти Пхеньяна направили ноту протеста в МИД России, когда картина вышла на экраны. Но сам режиссер, сравнивая КНДР со Швейцарией, заявил в одном из интервью: …мне кажется, северные корейцы тоже заслуживают того, чтобы жить в Швейцарии. Их руководитель Ким Чен Ын знает, что такое Швейцария не понаслышке, он учился там. Но в своей стране он почему-то предпочитает выстраивать другое общество. То есть он сам жил в Швейцарии, а его народ должен жить в Северной Корее. Это несправедливо. Подобная несправедливость в каком-то смысле начинает доминировать и в России. Когда люди, управляющие государством, вроде бы тоже живут в Швейцарии, а нам предлагают жить в казарме. В том же году Манский вместе с семьей переехал в Латвию и уже оттуда отправился в Украину – снимать документальную ленту «Родные». Он нашел свою многочисленную родню, живущую в разных городах и регионах страны – Львове, Одессе, Севастополе, на Донбассе. Лейтмотивом картины стало исследование причин конфликта, из-за которого люди начали враждовать, после чего в обществе произошел раскол. Виталий Манский в фильме «Родные» Еще одна картина, получившая премии кинофестивалей в Стокгольме и Карловых Варах – «Свидетели Путина». Фильм дошел и до российских зрителей, вызвав неоднозначную реакцию. Лента рассказывала историю первых лет путинского правления, в неё вошли эксклюзивные кадры, снятые самим режиссёром. В России лента была представлена на фестивале «Артдокфест» (президентом которого является Манский). Пока что последней на сегодняшний день стала документальная лента «Горбачев. Рай», показавшая последние годы жизни единственного президента СССР. Виталий Манский и Михаил Горбачёв Манский признается: сейчас ему затруднительно проводить в России фестиваль «Артдокфест». Так, 2021 году организаторам пришлось снять с показа в Москве фильм «Тихий голос» о жизни чеченского гомосексуала, бежавшего в Бельгию, и заменить его картиной «Бессмертный». Тем не менее, лента демонстрировалась в интернете. Возможно, из-за нее в том году не состоялся «Артдокфест» в Санкт-Петербурге, хотя официально его отменили из-за нарушений антиковидных ограничений. Виталий Манский с женой и дочками Их дочери-погодки – Полина и Ника – радуют родителей своими успехами. Полина в свое время окончила Школу-студию МХАТ, затем стала профессиональным поваром и гастрономическим журналистом, а также автором собственного кулинарного проекта Food