О знаменитости
Дата рождения
18 сентября 1894 г.Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, Абрама Роома и Михаила Ромма, Ивана Пырьева и Сергея Герасимова. Однако обессмертила актера фраза: «Муля, не нервируй меня!», сказанная в адрес его персонажа героиней Фаины Раневской в комедии «Подкидыш».
Детство и юность
Будущий артист родился 18 сентября 1894 года в Санкт-Петербурге. Отец мальчика был успешным фотографом, мать занималась хозяйством и воспитанием детей (у Петра был брат и сестра Мария). По примеру родителя и крестного отца — Василия Сокорнова — Петя увлекался фотографией. Любил парень и живопись и в юности окончил два класса Художественной школы Барона Штиглица (сейчас это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица), однако главной страстью Петра были театр и делавший первые шаги кинематограф.
Петр Репнин в молодости / кадр из фильма «Когда пробуждаются мертвые»
Биография Репнина сделала резкий поворот после смерти отца: чтобы помочь семье, юноша несколько лет отработал в конторе Сормовских заводов. После начала Первой мировой войны Петр начал играть в любительской антрепризе, а в 1915–1918 годах выходил на подмостки Петроградского театра миниатюр.
Театр и фильмы
Сценическая карьера Репнина не сложилась: артист регулярно ругался с режиссерами, не избежал этой участи даже Всеволод Мейерхольд. Самым счастливым для Петра Петровича как театрального актера был год, проведенный после войны в Театре советских войск в Германии. Уроженец Санкт-Петербурга, великолепно знавший язык Фридриха Шиллера, охотно общался с местными жителями. Контакты Репнина с немцами насторожили театральное руководство, и вскоре актера вернули в Советский Союз.
Многие фильмы, в которых Репнин играл в молодости, к сожалению, не сохранились. Среди них и комедия Абрама Роома «Гонка за самогонкой», в которой сын фотографа выступил не только исполнителем центральной роли, но и автором сценария. Такая же судьба постигла и 6-серийную революционную ленту «Из искры — пламя», где Петр перевоплощался в сыщика Свистулькина, и короткометражку «Даешь радио!», и молодежную оптимистическую драму «На верном следу», в которой уроженец Санкт-Петербурга играл своего тезку и почти однофамильца Петьку Репина, и военно-приключенческий фильм «Крылья», премьера которого состоялась в 1932 году.
Петр Репнин и Фаина Раневская в фильме «Подкидыш» / кадр из фильма
В 1926-м на экраны вышла революционно-приключенческая драма «Эх, яблочко, куды котишься?», в которой персонажа Репнина — секретаря одесской анархистской банды — звали Чарли Чапля, роль тапера в картине исполнил композитор Дмитрий Покрасс. Не менее причудливое имя — Ардальон Медальонов — носил и герой Петра Петровича в комедии Алексея Дмитриева «Когда пробуждаются мертвые», обличавшей лицемерие и алчность священнослужителей.
В 1934 году состоялась премьера экранизации новеллы Ги де Мопассана «Пышка», выполненная Михаилом Роммом, в котором Репнин впервые встретился на съемочной площадке с Фаиной Раневской. Автором музыки к фильму стал композитор Михаил Чулаки — будущий отец писателя и публициста Михаила Чулаки, а оператором — Борис Волчек, отец актрисы и режиссера Галины Волчек.
В двух следующих экранизациях — «Строгий юноша» Абрама Роома и «Дети капитана Гранта» Владимира Вайнштока — роли Репнина были такими маленькими, что актер даже не упоминался в титрах. Однако судьба у этих фильмов оказалась разной. Первая картина через год после выхода была запрещена и лишь в 1974 году стала широко демонстрироваться в рамках ретроспективного показа лент Роома. Вторая не только стала одним из лидеров кинопроката 1936 года, но и попала в короткий перечень советских лент, демонстрировавшихся немцами мирным гражданам на оккупированных территориях.
В 1939 году фильмография Репнина пополнилась тремя комедиями. В картине Константина Юдина «Девушка с характером» актер перевоплотился в директора фабрики патефонных пластинок Цветкова; на этом предприятии во время пребывания в Москве работала центральная героиня ленты Катя Иванова, сыгранная Валентиной Серовой. В комедии Николая Садковича «Шуми, городок» Петр Петрович создал образ эталонного бюрократа — секретаря горсовета Александра Павловича Сидорова. Но по популярности все эти ленты обогнал фильм «Подкидыш», в котором Раневская и Репнин сыграли бездетную еврейскую пару: взбалмошную, мечтающую о ребенке жену Лялю и мужа-подкаблучника Мулю. На авторство фразы: «Муля, не нервируй меня!» впоследствии претендовали как Раневская, так и каждая из сценаристок (Агния Барто и Рина Зеленая).
Главными актерскими киноработами Репнина во время войны стали образ Адольфа Гитлера в «Боевом киносборнике № 1» и эпизодическая роль в фильме Владимира Петрова «Кутузов». В первые послевоенные годы актер сыграл золотоискателя в картине Александра Згуриди «Белый клык», безымянного железнодорожника в «Молодой гвардии» и зрителя на концерте в «Кубанских казаках». В середине 50-х годов Петр Петрович преображался в гостя на балу в драме Исидора Анненского «Анна на шее» и в дворника в детской комедии «Девочка и крокодил».
Нина Гребешкова, Петр Репнин и Александр Демьяненко в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» / кадр из фильма
В год полета Юрия Гагарина в космос Репнин сыграл кинокритика в прологе комедийного альманаха «Совершенно серьезно», где на экране впервые появилась троица Трус, Балбес и Бывалый, с которой пожилой артист вновь пересекся через 5 лет в ленте «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Хотя в картине Гайдая, кроме Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова, блистали такие звезды, как Фрунзик Мкртчян, Владимир Этуш и Михаил Глузский, Петр Петрович, исполнивший роль главврача психбольницы, не затерялся на их фоне. В том же 1966 году Репнин перевоплотился в члена ученого совета в спортивной комедии Юрия Чулюкина «Королевская регата».
Личная жизнь
Большую часть жизни актер провел в огромной коммунальной квартире в Серповом переулке, где у него было 57 соседей, с сестрой одного из которых он даже заключил брак, быстро завершившийся разводом. Репнин дружил с такими коллегами, как Андрей Абрикосов, Павел Гуров и Евгений Самойлов, любил дружеские посиделки и шумные застолья.
У Петра Петровича было много романов, один из которых привел к рождению дочки Оленьки. О существовании девочки актер узнал после смерти ее матери. Взяв малышку к себе, мужчина перевоплотился в нежного и заботливого отца, стиравшего и гладившего одежду, читавшего Оле сказки и певшего песенки. Петр Петрович отказал бездетной сестре в просьбе отдать ей девочку. Поскольку было необходимо отлучаться на съемки, Репнин был вынужден нанять для дочки няню, к выбору которой отнесся со всей тщательностью. Первые две кандидатуры актер отверг, остановив свой выбор на Наталье Ивановне Павловой, снимавшейся в массовке на «Мосфильме».
Когда Ольга выросла, то, по совету Ивана Пырьева, стала монтажером фильмов. Ради счастья дочери Репнин попросил предоставить ему двухкомнатную квартиру, но чиновники выделили маленькой семье только однокомнатную.
Смерть
Исполнитель роли Мули скончался 24 июля 1970 года. Причина смерти не обнародовалась, но подкосили актера одиночество и невостребованность: Петр Петрович настоял, чтобы повзрослевшая дочь устроила личную жизнь, и остался один в отдельной квартире, а роли в кино становились все реже и незначительнее. Хотя Ольга Петровна прожила еще 46 лет, на памятнике над могилой актера на Ваганьковском кладбище, кроме фамилии и имени артиста и дат рождения и смерти, сразу появилась надпись «…и его дочь Ольга».
В 2023 году Петр Репнин «ожил» на экране в сериале «Раневская»: в артиста ХХ века перевоплотился его коллега Константин Лавроненко. Заглавную героиню Фаину Раневскую сыграла дочь Любови Полищук Мариэтта Цыгаль-Полищук, Василия Качалова — Александр Домогаров, Юрия Завадского — Даниил Спиваковский, а Василия Меркурьева — Андрей Бутин, уже создававший этот образ в документально-игровом фильме «Любимое кино. Верные друзья».
Фильмография
- 1926 — «Винтик из другой машины»
- 1926 — «Когда пробуждаются мертвые»
- 1936 — «Дети капитана Гранта»
- 1939 — «Девушка с характером»
- 1940 — «Подкидыш»
- 1946 — «Белый клык»
- 1958 — «Девушка без адреса»
- 1959 — «Верные сердца»
- 1967 — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
- 1968 — «Щит и меч»
- 1970 — «Преступление и наказание»
Интересные факты
- Однофамилец актера — русский генерал-фельдмаршал Никита Иванович Репнин — упоминается Александром Пушкиным в строках поэмы «Полтава» среди «птенцов гнезда Петрова»: «И Шереметьев благородный, и Брюс, и Боур, и Репнин». Петр Петрович подозревал о родстве с полководцем, а сфотографировав бюст фельдмаршала, выставленный в Русском музее, и сравнив результат со своим фото в таком же возрасте, пришел к выводу об обоснованности своих подозрений.
- В фильмографии Петра Петровича, кроме «Девушки с характером», есть и другая комедия с похожим названием — лента Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», в которой пожилой актер сыграл безымянного проводника.
- Имя самого известного персонажа Репнина — уменьшительная форма еврейского имени Самуил.
Автор: Нинель Загребская
О знаменитости Дата рождения 18 сентября 1894 г. Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, Абрама Роома и Михаила Ромма, Ивана Пырьева и Сергея Герасимова. Однако обессмертила актера фраза: «Муля, не нервируй меня!», сказанная в адрес его персонажа героиней Фаины Раневской в комедии «Подкидыш».Детство и юность Будущий артист родился 18 сентября 1894 года в Санкт-Петербурге. Отец мальчика был успешным фотографом, мать занималась хозяйством и воспитанием детей (у Петра был брат и сестра Мария). По примеру родителя и крестного отца — Василия Сокорнова — Петя увлекался фотографией. Любил парень и живопись и в юности окончил два класса Художественной школы Барона Штиглица (сейчас это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица), однако главной страстью Петра были театр и делавший первые шаги кинематограф. Петр Репнин в молодости / кадр из фильма «Когда пробуждаются мертвые»Биография Репнина сделала резкий поворот после смерти отца: чтобы помочь семье, юноша несколько лет отработал в конторе Сормовских заводов. После начала Первой мировой войны Петр начал играть в любительской антрепризе, а в 1915–1918 годах выходил на подмостки Петроградского театра миниатюр. Театр и фильмы Сценическая карьера Репнина не сложилась: артист регулярно ругался с режиссерами, не избежал этой участи даже Всеволод Мейерхольд. Самым счастливым для Петра Петровича как театрального актера был год, проведенный после войны в Театре советских войск в Германии. Уроженец Санкт-Петербурга, великолепно знавший язык Фридриха Шиллера, охотно общался с местными жителями. Контакты Репнина с немцами насторожили театральное руководство, и вскоре актера вернули в Советский Союз. Многие фильмы, в которых Репнин играл в молодости, к сожалению, не сохранились. Среди них и комедия Абрама Роома «Гонка за самогонкой», в которой сын фотографа выступил не только исполнителем центральной роли, но и автором сценария. Такая же судьба постигла и 6-серийную революционную ленту «Из искры — пламя», где Петр перевоплощался в сыщика Свистулькина, и короткометражку «Даешь радио!», и молодежную оптимистическую драму «На верном следу», в которой уроженец Санкт-Петербурга играл своего тезку и почти однофамильца Петьку Репина, и военно-приключенческий фильм «Крылья», премьера которого состоялась в 1932 году. Петр Репнин и Фаина Раневская в фильме «Подкидыш» / кадр из фильмаВ 1926-м на экраны вышла революционно-приключенческая драма «Эх, яблочко, куды котишься?», в которой персонажа Репнина — секретаря одесской анархистской банды — звали Чарли Чапля, роль тапера в картине исполнил композитор Дмитрий Покрасс. Не менее причудливое имя — Ардальон Медальонов — носил и герой Петра Петровича в комедии Алексея Дмитриева «Когда пробуждаются мертвые», обличавшей лицемерие и алчность священнослужителей. В 1934 году состоялась премьера экранизации новеллы Ги де Мопассана «Пышка», выполненная Михаилом Роммом, в котором Репнин впервые встретился на съемочной площадке с Фаиной Раневской. Автором музыки к фильму стал композитор Михаил Чулаки — будущий отец писателя и публициста Михаила Чулаки, а оператором — Борис Волчек, отец актрисы и режиссера Галины Волчек. В двух следующих экранизациях — «Строгий юноша» Абрама Роома и «Дети капитана Гранта» Владимира Вайнштока — роли Репнина были такими маленькими, что актер даже не упоминался в титрах. Однако судьба у этих фильмов оказалась разной. Первая картина через год после выхода была запрещена и лишь в 1974 году стала широко демонстрироваться в рамках ретроспективного показа лент Роома. Вторая не только стала одним из лидеров кинопроката 1936 года, но и попала в короткий перечень советских лент, демонстрировавшихся немцами мирным гражданам на оккупированных территориях. В 1939 году фильмография Репнина пополнилась тремя комедиями. В картине Константина Юдина «Девушка с характером» актер перевоплотился в директора фабрики патефонных пластинок Цветкова; на этом предприятии во время пребывания в Москве работала центральная героиня ленты Катя Иванова, сыгранная Валентиной Серовой. В комедии Николая Садковича «Шуми, городок» Петр Петрович создал образ эталонного бюрократа — секретаря горсовета Александра Павловича Сидорова. Но по популярности все эти ленты обогнал фильм «Подкидыш», в котором Раневская и Репнин сыграли бездетную еврейскую пару: взбалмошную, мечтающую о ребенке жену Лялю и мужа-подкаблучника Мулю. На авторство фразы: «Муля, не нервируй меня!» впоследствии претендовали как Раневская, так и каждая из сценаристок (Агния Барто и Рина Зеленая). Главными актерскими киноработами Репнина во время войны стали образ Адольфа Гитлера в «Боевом киносборнике № 1» и эпизодическая роль в фильме Владимира Петрова «Кутузов». В первые послевоенные годы актер сыграл золотоискателя в картине Александра Згуриди «Белый клык», безымянного железнодорожника в «Молодой гвардии» и зрителя на концерте в «Кубанских казаках». В середине 50-х годов Петр Петрович преображался в гостя на балу в драме Исидора Анненского «Анна на шее» и в дворника в детской комедии «Девочка и крокодил». Нина Гребешкова, Петр Репнин и Александр Демьяненко в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» / кадр из фильмаВ год полета Юрия Гагарина в космос Репнин сыграл кинокритика в прологе комедийного альманаха «Совершенно серьезно», где на экране впервые появилась троица Трус, Балбес и Бывалый, с которой пожилой артист вновь пересекся через 5 лет в ленте «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Хотя в картине Гайдая, кроме Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова, блистали такие звезды, как Фрунзик Мкртчян, Владимир Этуш и Михаил Глузский, Петр Петрович, исполнивший роль главврача психбольницы, не затерялся на их фоне. В том же 1966 году Репнин перевоплотился в члена ученого совета в спортивной комедии Юрия Чулюкина «Королевская регата». Личная жизнь Большую часть жизни актер провел в огромной коммунальной квартире в Серповом переулке, где у него было 57 соседей, с сестрой одного из которых он даже заключил брак, быстро завершившийся разводом. Репнин дружил с такими коллегами, как Андрей Абрикосов, Павел Гуров и Евгений Самойлов, любил дружеские посиделки и шумные застолья. У Петра Петровича было много романов, один из которых привел к рождению дочки Оленьки. О существовании девочки актер узнал после смерти ее матери. Взяв малышку к себе, мужчина перевоплотился в нежного и заботливого отца, стиравшего и гладившего одежду, читавшего Оле сказки и певшего песенки. Петр Петрович отказал бездетной сестре в просьбе отдать ей девочку. Поскольку было необходимо отлучаться на съемки, Репнин был вынужден нанять для дочки няню, к выбору которой отнесся со всей тщательностью. Первые две кандидатуры актер отверг, остановив свой выбор на Наталье Ивановне Павловой, снимавшейся в массовке на «Мосфильме». Когда Ольга выросла, то, по совету Ивана Пырьева, стала монтажером фильмов. Ради счастья дочери Репнин попросил предоставить ему двухкомнатную квартиру, но чиновники выделили маленькой семье только однокомнатную. Смерть Исполнитель роли Мули скончался 24 июля 1970 года. Причина смерти не обнародовалась, но подкосили актера одиночество и невостребованность: Петр Петрович настоял, чтобы повзрослевшая дочь устроила личную жизнь, и остался один в отдельной квартире, а роли в кино становились все реже и незначительнее. Хотя Ольга Петровна прожила еще 46 лет, на памятнике над могилой актера на Ваганьковском кладбище, кроме фамилии и имени артиста и дат рождения и смерти, сразу появилась надпись «…и его дочь Ольга». В 2023 году Петр Репнин «ожил» на экране в сериале «Раневская»: в артиста ХХ века перевоплотился его коллега Константин Лавроненко. Заглавную героиню Фаину Раневскую сыграла дочь Любови Полищук Мариэтта Цыгаль-Полищук, Василия Качалова — Александр Домогаров, Юрия Завадского — Даниил Спиваковский, а Василия Меркурьева — Андрей Бутин, уже создававший этот образ в документально-игровом фильме «Любимое кино. Верные друзья». Фильмография 1926 — «Винтик из другой машины» 1926 — «Когда пробуждаются мертвые» 1936 — «Дети капитана Гранта» 1939 — «Девушка с характером» 1940 — «Подкидыш» 1946 — «Белый клык» 1958 — «Девушка без адреса» 1959 — «Верные сердца» 1967 — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 1968 — «Щит и меч» 1970 — «Преступление и наказание» Интересные факты Однофамилец актера — русский генерал-фельдмаршал Никита Иванович Репнин — упоминается Александром Пушкиным в строках поэмы «Полтава» среди «птенцов гнезда Петрова»: «И Шереметьев благородный, и Брюс, и Боур, и Репнин». Петр Петрович подозревал о родстве с полководцем, а сфотографировав бюст фельдмаршала, выставленный в Русском музее, и сравнив результат со своим фото в таком же возрасте, пришел к выводу об обоснованности своих подозрений. В фильмографии Петра Петровича, кроме «Девушки с характером», есть и другая комедия с похожим названием — лента Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», в которой пожилой актер сыграл безымянного проводника. Имя самого известного персонажа Репнина — уменьшительная форма еврейского имени Самуил. Автор: Нинель Загребская