12 октября 2017 года было объявлено, что объединенная сеть «Синема парк» и «Формула кино» не будет демонстрировать новый фильм с Томом Крузом «Сделано в Америке» (в кино с 12 октября). Как отмечают сотрудники нескольких кинокомпаний, российский офис дистрибьютора UPI недоволен комиссией в 10% к цене билета, которую начал недавно брать сервис «Рамблер.Касса», пишут
Ведомости.
Этот сервис входит в одноименный холдинг и, как и объединенная сеть, контролируется бизнесменом Александром Мамутом. Компания UPI предложила сети внести изменения в договор и разделить деньги, получаемые дополнительно благодаря комиссии, но сеть отказалась это сделать. Тогда прокатчик не стал отдавать сети фильм с Крузом.
Представитель объединенной сети подтвердил, что фильм не выйдет в этих кинотеатрах, но причины отмены проката картины раскрывать не стал, сославшись на нежелание раскрывать условия коммерческих договоренность с партнерами.
В начале сентября «Рамблер. Касса» вернула комиссию при продаже билетов в кино, от которой отказалась полтора года назад. Комиссия составляет 10% к стоимости билета. Пока сервис договорился о такой комиссии только с одной крупной сетью - кинотеатрами, которые принадлежат Мамуту. По словам представителя объединенной сети, через интернет продается около 20% билетов на сеансы в этих кинотеатрах. Также с комиссией сервис продает билеты в региональной киносети «Монитор».
В распоряжении ПрофиСинема поступило заявление Ассоциации владельцев кинотеатров по возникшей ситуации. Приводим его полностью:
Заявление Ассоциации владельцев кинотеатров
В ответ на требования ряда дистрибьюторов - правообладателей фильмов для кинотеатрального проката о включении в базу расчета кассового сбора, подлежащего распределению между кинотеатром (показчиком) и дистрибьютором (кинопрокатчиком), сумм наценки к цене билета за услуги онлайн-сервисов по реализации кинобилетов, Ассоциация владельцев кинотеатров, объединяющая сегодня владельцев и топ-менеджеров более половины всех частных кинозалов России, заявляет о неприемлемости внесения существенных изменений в договорные условия одной из сторон в ультимативной форме без предварительного обсуждения.
Внедрение услуг онлайн-продаж электронных билетов позволило расширить возможности зрительского выбора фильмов и доступа в кинозалы, как в интересах кинотеатров, так и в интересах дистрибьюторов-правообладателей. Сервис онлайн-продаж кинобилетов высокотехнологичен и требует существенных затрат на его внедрение и обслуживание, поэтому в подавляющем большинстве случаев услуга онлайн-продаж предоставляется специальными сервисами специализированных сторонних компаний, такими как «Рамблер-касса», «Яндекс», «Киноход» и другими.
Очевидно, что оплата услуг стороннего сервиса онлайн-продаж является платой зрителя за специальную дополнительную услугу, которую оказывает не кинотеатр, а третье лицо - онлайн-сервис, поэтому наценка онлайн-сервиса к стоимости кинобилета не является частью кассового сбора кинотеатра и не может быть включена в сумму выручки от продажи билетов, которая подлежит распределению между прокатчиком и кинопоказчиком. Обращаем внимание, что сложившаяся за многие годы деловая практика распределения долей дохода между кинотеатром и дистрибьютором предполагает, что разделению подлежит именно доход от реализации кинотеатром кинобилетов, т.н. кассовый сбор.
Мы, владельцы кинотеатров и кинопредприниматели, как никто другой на собственном опыте знаем, что кинотеатральный бизнес требует постоянной модернизации. Именно владельцы кинотеатров несут основные затраты на обновление кинооборудования, на оснащение зон отдыха и кинобаров, на кассовое обслуживание, на рекламное обеспечение, на маркетинговые акции и мероприятия по привлечению зрителей и многое другое, благодаря чему зритель приходит в кинотеатр. Но время не стоит на месте, и для того, чтобы привлечь зрителей в кинотеатры сегодня и дистрибьютор-прокатчик, и кинотеатр-кинопоказчик должны совместно прилагать огромные усилия.
Мы предлагаем членам Ассоциации кинодистрибьюторов в ближайшее время воздержаться от любых ультимативных изменений существующих договоров проката фильмов и создать совместную рабочую группу Ассоциации кинодистрибьюторов и Ассоциации владельцев кинотеатров для выработки общих принципов кинотеатрального проката фильмов в Российской Федерации без привлечения в качестве регуляторов органов государственной исполнительной власти в лице Министерства культуры РФ, Федеральной антимонопольной службы и т.д.
Мы уверены, что только соблюдение этики деловых переговоров, основанное на взаимном уважении всех сторон, совместное поэтапное решение всех сложных и чувствительных вопросов поможет нам впредь не только избежать конфликтов, но и сделает климат для развития российской киноиндустрии более благоприятным.