С 14 по 15 октября 2017 года в Каннах проходит ежегодный Международный рынок телевизионных программ и мультсериалов для детей MIPJunior, предваряющий MIPCOM (16-19 октября) и являющийся одним из ключевых событий года в области анимации. Ежегодно он объединяет самых влиятельных продавцов, покупателей и производителей со всего мира для общения, обмена опытом и идеями и заключения сделок. На MIPJunior традиционно представлены анимационные студии из России, а также кино- и телекомпании. Казалось бы, в 2016 году отечественные компании на MIPJunior установили рекорды по количеству участников и успешному продвижению и продажам своего контента. Однако новый рынок, судя по его первому дню, превзойдет эти показатели.
Российское присутствие на MIPJunior и MIPCOM в этом году особенно ощутимо. Приезд представителей анимационных студий в Канны предваряли анонсы в российских СМИ, также материалы о Made in Russia опубликовали ряд зарубежных изданий, среди которых журналы Total Licencing и MIPCOM Preview, что значительно повысило осведомленность потенциальных закупщиков.
По словам участников рынка, анимация из России еще никогда не была представлена так широко. Во-первых, как отмечают зарубежные эксперты, ее разнообразие и качество говорит само за себя. Более того, российские анимационные сериалы уже не нуждаются в особом представлении – иностранные байеры, неоднократно закупавшие проекты из России, по успешному опыту сотрудничества знают, чего ждать от российского контента, и заключают сделки без всяких опасений получить «кота в мешке».
Немаловажную роль при продвижении аудиовизуальной продукции играет и подача материала – в этом смысле российские анимационные студии находятся в очень выгодном положении. Благодаря поддержке Российского Экспортного Центра рекламные поверхности с отечественным анимационным контентом занимают ведущие позиции сразу на нескольких площадках, начиная от Дворца фестивалей, где красуется масштабная афиша объединенного стенда Made in Russia (по соседству с ней располагается реклама сериалов «Троцкий» и «Хождение по мукам»), заканчивая отелем JW Mariott, где располагается штаб и основная площадка рынка MIPJunior. В зоне переговоров и скрининг-руме можно обнаружить красочные афиши таких проектов, как «Джинглики», «Маша и Медведь», «Смешарики», «Лео и Тиг» и многих других, студии «Союзмультфильм», компании «Рики» и т.д.
«Честно говоря, я немного удивлен. MIPJunior отмечает 25-летний юбилей, из которых последние 8 лет я регулярно езжу в Канны, но еще ни разу у русских не было такой агрессивной – в хорошем смысле этого слова – рекламы. Я даже не уверен, что нахожусь в Каннах, теперь это словно филиал российской столицы. Российский контент везде и повсюду!», - говорит журналист из Мексики.
Впрочем, такая позитивная оценка – не единственная возможная реакция. «Конечно, я обратил внимание на рекламу российской анимации – ее сложно не заметить. Но я бы посоветовал ее авторам быть креативнее, так как презентация материала – это уже половина успеха. Многие могут не захотеть ознакомиться с самим контентом, если он не обладает достаточно яркой обложкой. Хотя в самом качестве анимационных сериалов из России не сомневаюсь – к сожалению, пока не было возможности ознакомиться с ними», - делится своими впечатлениями шведский продюсер.
«У меня много друзей среди российских аниматоров, поэтому я всегда радуюсь их успехам, и в этом году результаты просто потрясающие. Одна реклама на фасаде Дворца фестивалей чего стоит, да и по пути от Palais до Mariott неоднократно сталкиваешься с афишами российских анимационных или игровых проектов! Наша компания базируется в Швейцарии, мы развиваем проект «Альпийские приключения», и два эпизода нашего сериала дублированы на русский язык. Мы плотно работаем с российскими аниматорами над производством контента, и не можем не отметить растущую популярность мультсериалов из России. Я считаю, это хороший знак для индустрии», - уверена Мадлен Керри, руководитель компании MK Production.
Организаторы MIPJunior делают все возможное, чтобы переговоры участников проходили успешно. В этом помогает удобно организованное пространство. Стендов как таковых на MIPJunior нет – но их отсутствие с лихвой восполняется огромным числом meeting point’ов, где заинтересованные в сотрудничестве стороны могут обсудить детали в формате один-на-один. Поскольку деловое общение проходит в течение двух дней практически в режиме нон-стоп, в лобби Mariott с 8 до 18 часов организован кофе-брейк – каждый участник рынка может в любой удобный ему момент в перерыве между встречами выпить кофе, чай, воду или фруктовый сок, не тратя дополнительное время на посещение кафе и ресторанов. Для тех, кто предпочитает находиться на свежем воздухе, есть и такая опция – на террасе второго этажа отеля Mariott организовано еще одно пространство для встреч (здесь можно встретить и журналистов, сидящих в тени пальм и отправляющих тексты по электронной почте со своих ноутбуков).
Конференции, в отличие от MIPCOM, по большей части проходят в небольших залах, вмещающих не более 50 участников, и на некоторые мероприятия из-за ограниченного количества мест необходима предварительная регистрация (например, встречи с экспертами индустрии Content strategies: fireside chat пользовались таким успехом, что регистрация на них закрылась за неделю до начала рынка). Впрочем, самые важные презентации проходят в большом зале Grand Theatre, где хватает места всем желающим. К ним относятся питчинг MIPJunior – к сожалению, в этот раз в нем не принимают участие российские проекты (впрочем, это легко объясняется тем, что отечественные анимационные сериалы входили в число финалистов два года подряд, и организаторы питчинга не без основания могли решить, что российский контент способен привлечь внимание зарубежных экспертов и без участия в таких мероприятиях).