68-й Берлинский международный кинофестиваль (15-25 февраля) открыл «Остров собак» Уэса Андерсона, история о мальчике и его псе на фоне антиутопической Японии. Фильм, забитый звездами, которые озвучили героев, и порой подбор актера для персонажа даже озадачивал, убедился корреспондент «ПрофиСинема» после просмотра ленты в Берлине. Прекрасный, но не умильный, забавный, но не смешной, и технически и идейно – определенно самый амбициозный фильм Андерсона. Впервые фестиваль в немецкой столице открылся кукольным фильмом. Если этот год действительно станет финальным для Дитера Косслика на посту главы фестиваля, это интересное начало его последнего Берлинале.
Кошки против собак
Недалекое будущее, Кобаяши, большой любитель кошек и мэр одного японского города, под предлогом борьбы с опасным заболеванием, «собачим гриппом» издает указ о депортации всех собак на специальный остров, по сути – на гигантскую мусорную свалку. И, подавая личный пример, первым депортирует собаку своего осиротевшего племянника. Псы мучаются и умирают от голода. Передовая общественность (в основном это совсем юные персонажи) возражает и митингует. Ученые изобретают вакцину, способную вылечить животных. Но все напрасно. Тем более, что главный сторонник возвращения собак, изобретший вакцину ученый умирает при странных обстоятельствах, отведав любимые и всегда совершенно безопасные суши. Но этот мир, конечно же, будет разрушен. Его крах начнется с того, что искать своего пса на остров отправится тот самый 12-летний племянник мэра.
Для Уэса Андерсона этот фильм – определенно шаг вперед, проект в котором сошлось сразу многое, в идейном и в техническом смысле очень амбициозный, может быть, самый амбициозный в творчестве режиссера. «Остров собак» вполне глубокий, ни разу не легкомысленный и не просто симпатичный, пожалуй, даже вообще не симпатичный. Анимационному фильму про собак положено быть милым, но сложно назвать таковыми персонажей, которые отплевывают блох, чешутся, чихают, скалят гнилые зубы, подозреваются в поедании друг друга и даже почти ощутимо пованивают.
Тут и превосходно сделанные куклы, от мальчиков-барабанщиков с поблескивающими на плечах оспинами до мэра Кобаяши, обладателя грязных и грубых ногтей. И виртуозно созданный мир мусорного острова. Мелькают черты разных жанров – от вестерна до антиутопии и постапокалиптики. Много по-андерсоновски простых деталей: если планируется флешбэк, то перед ним идет титр, на котором так и написано – «флешбэк». Для синефилов будут цитаты из всего, в частности, из японского культурного наследия: от поп-культуры до чего-то более классического, типа Куросавы и Миядзаки. В кадре – роботы и восстание машин (вернее, против машин), политические убийства и общественная борьба. Собаки будут умирать, воскресать, находить пропавших братьев. Имеются остроумные диалоги («Эта собака видит будущее? / Нет, просто она понимает телевизор»). И конечно же звездная озвучка, которой российский зритель традиционно будет лишен – Билл Мюррей, Скарлетт Йоханссон, Лив Шрайбер, Эдвард Нортон, Брайан Крэнстон. Диктатора озвучивает соавтор сценария японский режиссер Кунити Номура. Порой выбор актера озадачивал: Тильда Суинтон, к примеру, озвучила мопса, и представить ее в этом образе решительно невозможно. В идейном смысле тут – и экологические проблемы, и коррупция и борьба с нечистоплотными политиками, и кризис мигрантов. При желании этот фильм можно счесть «кошконенавистническим», но это не так. Кошек в кадре почти нет, есть плохие люди, которые любят кошек. Еще привлекательнее тот факт, что все эта богато сконструированная история сводится к простому сюжету о мальчике и его собаке, и о той любви, которую они друг к другу испытывают просто потому, что это в их природе. Устоять против такого кино сложно.
Политика по обе стороны экрана
Берлинале, как всегда, отличается большим количеством фильмов на политические темы. В его программах в этом году – сюжеты о терроризме, например, конкурсная «Утёйя 22» о теракте Андреаса Брейвика. Важная тема фестиваля – сопротивление мачизму. Об этом, например, сразу несколько лент «Панорамы». О миграции, расовых проблемах современности и в целом отношении обывателя к чужому, иному – «Генезис», художественный фильм, рассказывающий о реально случившейся десять лет назад серии нападений и убийств цыган в Венгрии. А также немецкая документальная картина «Центральный аэропорт», рассказывающая о повседневной жизни беженцев в лагере на территории парка Темпльхоф и в ангарах бывшего аэропорта (оба фильма также заявлены в «Панораме»).
Политика на Берлинале вышла и за пределы киноэкрана. Незадолго до начала фестиваля южнокорейская актриса упрекнула его руководство в лицемерии, так как в его программу включен новый фильм Ким Ки Дука «Человек, пространство, время и снова человек». Между тем ранее актриса обвиняла режиссера в насилии, в том, что он избивал ее и принуждал сниматься обнаженной, а после отказа вырезал сцены с ее участием. Назвать себя она отказалась из-за страха позора, но известно, что речь идет о ленте «Мебиус». Суд отклонил обвинения в сексуальном насилии, сославшись на отсутствие доказательств, но режиссеру было предписано заплатить штраф за недопустимые шлепки, которые он себе позволил в отношении актрисы и в которых он сознался. Южнокорейские правозащитные организации утверждают, что жалобы на Ким Ки Дука – это лишь вершина айсберга в патриархальной стране, где многие работающие в киноиндустрии женщины вынуждены страдать молча. Руководство фестиваля наоборот считает, что Берлинале очень чутко реагирует на современную реальность, а в этом году вообще был под влиянием движения #MeToo. За несколько недель до открытия на пресс-конференции Дитер Косслик говорил, что #MeToo наложило отпечаток на все фестивальные программы нынешнего года.
Еще одна политическая тема, вышедшая за пределы кинозалов, касается самого Косслика. Этот год может стать последним для него на посту главы фестиваля, в мае 2019-го истекает его контракт с Берлинале, и продлевать контракт он не планирует. В ожидании часа икс еще в ноябре выступили представители немецкой индустрии кино, написав открытое письмо о необходимости перемен, о том, что Берлинский фестиваль отстает от Каннского и Венецианского, что он слишком разбрасывается в поисках интересных тем и лишен фокуса, не занимается прицельно немецким кинематографом, слишком заинтересован в рынке и в звездных гостях. Письмо подписали 79 деятелей немецкой киноиндустрии, в том числе, например, режиссер Фатих Акин. На январской пресс-конференции Косслик снова коснулся этой темы, сказав, что устал от критики, что всегда открыт для новых инициатив, но никаких конкретных предложений от тех, кто его критикует, не получал. «Если нет дискуссии, то я не могу ничего сделать, не могу же я критиковать собственный фестиваль», - считает он. Планы фестиваля по поводу того, кто придет на смену Дитеру Косслику, возглавлявшему Берлинале с 2002 года, пока не ясны. Но имя его преемника может быть обнародовано уже в этом году.
68-й Берлинский международный кинофестиваль продлится до 25 февраля. Победителей назовет международное жюри под руководством немецкого режиссера Тома Тыквера.
Следите за репортажами ПрофиСинема из столицы Германии - мы будем держать вас в курсе самых интересных новостей Берлинале и Европейского кинорынка.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Марина Латышева[/u]