На 71 Каннском кинофестивале был показана очередная новаторская картина Жана-Люка Годара Le livre d'image. Революционер, патриарх Новой волны, автор 76 фильмов, неоднократный участник Каннского фестиваля, призывавший в далеком 1968 году к бойкоту и скорейшему закрытию кинофестиваля как проводника буржуазных ценностей, через 50 лет снова в Каннах. На этот раз со своей новой картиной, а не в виде экранного образа, как в прошлом году в картине «Молодой Годар» (Le Redoutable) Мишеля Хазанавичуса.
В последние годы Годар продолжает работать в присущей ему манере, уже получившей от критиков название - «поздний Годар». Такая же как «Социализм» 2010 года и «Прощай, речь 3D» 2014 (кстати говоря, получившая Приз жюри) новая картина состоит из нескольких не очень связанных между собой частей. Все те же экскурсы в историю цивилизации далекую и недавнюю, какофония света и цвета, причудливая мозаика эпизодов из фильмов мирового кинематографа, начиная от «Прибытия поезда» братьев Люмьер и «Войны и мира» Сергея Бондарчука до современных картин, которые перемежаются шокирующими документальными кадрами террористических атак и постоянными затемнениями в самых неожиданных местах. Изображение нарочито искажено, временами суперконтрастное, временами темное. Звук соответствует изображению, становится то громче, то тише, то чище, то неразборчивее, звучит с совершенно неожиданных сторон, все это сопровождается закадровым голосом с навязчивым нарративом.
В картине множество включений из российской и советской классики, помимо упомянутой «Войны и мира» есть эпизоды из картин Эйзенштейна, звучит целый куплет «Охоты на волков» в исполнении Владимира Высоцкого: «Рвусь из сил и из всех сухожилий, Но сегодня - опять, как вчера,- Обложили меня, обложили, Гонят весело на номера».
Годар остался верен себе, и сам на фестиваль не приехал. Представитель оргкомитета с телефоном стоял около микрофона, а Годар с экрана смартфона отвечал журналистам. Все это прилежно снимали фотографы и телегруппы. Формат для Канн, мягко говоря, необычный. На пресс-конференции Годару задали вопрос о том, почему так много российского материала в фильме. Маэстро ответил: «В России есть что-то, что очень трогает меня. Мы должны быть добрее к России. Достоевский говорит, что мы не должны много просить от души, а быть к ней добры и милосердны. И я всегда так буду относиться к России».
Смотреть Le livre d'image довольно сложно, фильм загадывает загадки и мысленно к нему возвращаешься снова и снова, чтобы проникнуть в скрытый смысл предлагаемых автором картин. Возможно, подсказка находится в самом названии. Le livre d'image можно перевести как «Книга образов», а толковые словари дают еще один вариант – иллюстрированное учебное пособие.
В неофициальном рейтинге прессы журнала Screen daily фильм пока обходит своих конкурентов. Впрочем, ненамного – ближайшие конкуренты «Холодная война» Павла Павликовского и «Пепельный – самый чистый белый» Цзя Чжанкэ отстают от работы Годара всего на 0,1 балла.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Матвей Ромодановский[/u]