С 8 по 13 июля 2018 года в городе Светлогорске Калининградской области проходит 15 Международный кинофестиваль «Балтийские дебюты». Впервые в рамках киносмотра состоялся конкурс российских дебютов. В программу секции было отобрано восемь новых картин молодых режиссеров. Большинство фильмов — драмы, но также есть и трагикомедии. Интернет-портал «ПрофиСинема» начинает знакомить читателей с картинами-участницами конкурса российского дебютного кино.
Один из самых громких российских дебютов — историческая драма «Собибор» Константина Хабенского. Известный актер впервые выступил в качестве режиссера и сценариста, а также исполнил главную роль в своем фильме. Коллегой артиста по площадке стал знаменитый американо-французский исполнитель Кристофер Ламберт. Мировая премьера картины состоялась в Варшаве 23 апреля этого года, в российском прокате фильм вышел 3 мая, а 10 мая «Собибор» был представлен в рамках кинорынка Marche du Film на Каннском фестивале. Также его показы прошли в Вашингтоне, в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке и в Совете Европы в Страсбурге. Кроме того, «Собибор» стал и фильмом открытия фестиваля.
В основе картины — реальная история единственно успешного восстания, случившегося в 1943 году в нацистском лагере смерти в Польше. Собибор — один из самых лютых концлагерей, настоящая фабрика смерти. Именно он, по словам автора, становится главным героем картины. Основной блок съемок фильма прошел в Литве, где по чертежам, сделанным участниками раскопок в Собиборе, были выстроены декорации лагеря смерти. «После съемок «Собибора» выдохнул и сказал себе: «Я на сегодняшний день ничего выше и больше в этой профессии сделать не могу». Мне кажется, фильм получился честным, эмоциональным, и мне не стыдно показать эту историю обычному зрителю», — рассказал Константин Хабенский в одном из своих интервью.
Российско-литовская картина «Сердце мира» Натальи Мещаниновой одержала победу, а также получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков России на 29 Кинотавре.
Наталья Мещанинова, стартовавшая в игровой режиссуре с дерзкой, нецензурной картиной «Комбинат «Надежда»», в этой работе заговорила на ином киноязыке и сняла фильм о собаках и людях. Ее «Сердце мира» словно выхватывает из действительности главного персонажа — теперь не мечущегося и взрывного (как герои ее первого фильма), но закрытого в себе, интровертного, неявного героя, почти аутиста, спрятавшего ото всех свой внутренний мир. За воплощение образа этого персонажа Степан Девонин получил приз за лучшую мужскую роль на Кинотавре.
Действие картины разворачивается на тренировочной станции для охотничьих собак посреди леса, где главный герой Егор работает ветеринаром. За кров и небольшую зарплату он ухаживает за лисами, барсуками, оленями и собаками, да и вообще берется за любую работу. Егор, который не может говорить о своем прошлом, находит в молчаливом и теплом зверином мире отдушину, однако где-то внутри мечтает стать частью человеческого мира, частью чьей-то семьи. Поиски сердца этого мира, пристальное вслушивание в его стук и создают движение драматургической мысли.
«Когда мы с оператором Женей Цветковым обсуждали еще на подготовительной стадии, как должен выглядеть фильм, как именно нужно снимать, я ему говорила, что кадр должен быть тактильным. Вещественным. С ощущением шерсти, с ощущением мокрого собачьего носа. После «Комбината “Надежда”» мне хотелось снять кино совсем по-другому. Взять другую оптику. С одной стороны, хотелось документальности в том, что касается актерского существования. Но при этом же хотелось эту документальность деформировать. Дать возможность для сохранения поэтичности формы и языка. Как будто это сон», — рассказала о работе над картиной Наталья Мещанинова.
Фильм, продолжающий развивать тему взаимодействия человека с животным миром — «Царь-птица» якутского режиссера Эдуарда Новикова. Картина была тепло принята прессой на юбилейном 40 Московском Международном кинофестивале и выиграла главный приз, а также забрала награду ФИПРЕССИ.
1930-е годы. В глухой тайге, посреди лиственного леса, вдали от гражданской войны красных и белых, в юрте живет старик Миккипэр со своей старухой Оппуос. В начале зимы их простой уклад, состоящий из ухода за скотиной, охотой и рыбалкой, нарушает Царь-птица - орел, поселившийся на одинокой лиственнице возле дома. Сначала герои пугаются крылатого зверя, но не смеют прогнать его. Всю зиму они подкармливают орла, и вскоре между птицей и людьми наступает гармония.
Кинопритча «Царь-птица», история которой почти фольклорна, выполнена в лучших традициях старого, «олдскульного» кинематографа, и вместе с тем уникальна. Смысловая многофактурность сюжета позволит каждому зрителю отыскать в этой истории что-то свое — неизвестное, но близкое, пришедшее из якутского бытия и вместе с тем родное, сказочное и одновременно подлинное. «Мы лишь хотели показать, насколько чисты душой — даже наивны — были наши предки, раз чувство вины за маленькую оплошность, допущенную в детстве, чуть не свело старика в могилу», — подчеркнул Эдуард Новиков в одном из интервью.
В своей дебютной работе под названием «Глубокие реки» выпускник мастерской Александра Сокурова — Владимир Битоков сосредоточился на взаимоотношениях внутри одной семьи, живущей в доме на отшибе в горах Кабардино-Балкарии, из поколения в поколение промышляющей заготовкой леса. Каждый день отец с сыновьями отправляются в лес рубить деревья. Смакуя каждый момент быта героев, заключенного в непосильном труде, автор показывает не романтические горные пейзажи, а непокорную стихию, соседствуя с которой людям постоянно грозит опасность. Когда на отца падает дерево и он теряет возможность работать, из города приезжает третий, младший сын. Чужой среди своих, не привыкший к тяжелому физическому труду, он сталкивается с тотальным непониманием в этом суровом патриархальном мире. Неумение выражать чувства приводит героев к нарастающей нелюбви друг к другу. Фильм стал победителем на 29 Кинотавре в секции «Кинотавр. Дебют». Владимир Битоков рассказал «ПрофиСинема» о том, что средства художественной выразительности в его фильме подчеркивали характеры героев: «Для меня самым главным были характеры героев, их взгляды, интонации, жесты, их поведение в лесу и в доме, их взаимоотношения друг с другом. В фильме нет пейзажей, снятых ради «красивости» кадра. Пейзаж не передает внутренние переживания персонажей, а показывает, что все вокруг настроено против них. В этом заключался весь замысел: все, начиная от природы и заканчивая людьми, противостоит героям, и в итоге выживает либо сильнейший, либо самый хитрый. Самое важное, о чем я хотел сказать — это герои, их поведение и, в первую очередь, отсутствие у них рефлексии».
«Пусть будет Лиза» дебютанта Игоря Каграманова тоже рассказывает о взаимоотношениях внутри семьи, но переносит действие в более привычную нам городскую среду. По сюжету, Катя живет с мужем и матерью в небольшом провинциальном городке и работает на заводе. Когда мать заболевает и решает переписать все имущество на сына, героиня из чувства обиды начинает борьбу за наследство. Однако основной конфликт фильма, созвучного темой ленте Андрея Звягинцева «Елена», строится не на погоне героини за материальным благополучием. В своей ленте режиссер сосредотачивается на психологических мотивах персонажа, показывая тех внутренних демонов в человеке, которые могут толкнуть его на самый отчаянный поступок. В интервью для «ПрофиСинема» Игорь Каграманов отметил: «В картине раскрывается тема человеческих взаимоотношений. Противостояние героев фильма усиливается тем, что происходит внутри семьи. Как ни странно, именно семейные конфликты — самые острые, ведь близкие люди могут с одинаковой силой любить и ненавидеть друг друга. В этом — парадоксальность семьи».
Премьера картины состоялась на 29 Кинотавре в рамках конкурса «Кинотавр. Дебют».
«Дар» — сатирическая трагикомедия Михаила Кукушкина. До своего режиссерского дебюта автор картины работал в качестве продюсера, в частности, на таких успешных проектах, как «Неадекватные люди» и «Вдребезги» Романа Каримова. Идея сделать собственный фильм пришла к Михаилу Кукушкину после прочтения эпатажного романа Сергея Жмакина «Золотая струя», по мотивам которого и снималась картина. Главный герой — Толя Сидоров — стареющий непризнанный художник, живет в нищете и пребывает творческом кризисе. Неожиданно его отец курьезным образом обнаруживает у себя талант к концептуальной живописи и становится настоящей сенсацией в современном искусстве. В своей провокативной картине режиссер Михаил Кукушкин, пусть и орудуя необычными красками, попытался сатирически нарисовать образ провинциальной России.
«Хотелось сделать такое, в хорошем смысле, советское кино. Понятно, что вспоминались разные фильмы, например, кино Георгия Данелия. Он же освоил жанр «лирическая комедия». Хотя, казалось бы, это несопоставимые вещи. Кроме того, было еще условие автора книги, с которым я полностью согласен, не уходить в сторону жесткого показа процесса, того, как герой рисует свои картины. Автор хотел, чтобы это было сделано легко и мягко. И это тоже уводило нас к традициям советского кинематографа», — рассказал Михаил Кукушкин.
Основой сценария фильма «Голова. Два уха» послужила реальная история, которую автору рассказал Иван Лашин, простой деревенский парень, в итоге исполнивший в картине главную роль, сыграв самого себя. «Иван Лашин работает с сердцем. Я подумал, что мне бы хотелось рассказать про него большую историю. Потому что это интересная судьба, любопытный характер. Мы с Иваном подружились, начали общаться. Время от времени я приезжал к нему в деревню, и в один из визитов он рассказал реальную историю, которая легла в основу фильма «Голова. Два уха». Снимали мы в Воронеже, где все это произошло, и в его деревне», — рассказал режиссер Виталий Суслин в интервью для «ПрофиСинема».
По сюжету, пастух Иван Сергеевич живет в деревне и кормит коров, которые не приносят ему никакого дохода. Однажды в село приезжает незнакомец, предлагает Ивану хорошую работу и забирает счастливого парня в город. Однако оказывается, что наивный герой доверился обычному аферисту.
Трагикомедия «Голова. Два уха» — второй полнометражный фильм Виталия Суслина, выпускника ВГИКа мастерской Карена Шахназарова и Олега Шухера. В своей работе режиссер не побоялся поэкспериментировать и создал картину на стыке документального и игрового видов, что, несомненно, выделяет ее на фоне конкурентов. В 2017 году фильм завоевала приз за лучший сценарий на 28 Кинотавре.
Фильм «Репетиция» — дебют в полнометражном кино выпускника ВГИКа Николая Соколова. Картина повествует о рок-музыкантах за тридцать, не перестающих мечтать о настоящем творческом прорыве. Однако успех не приходит к героям, и даже участие в очередном конкурсе оказывается на грани срыва.
«Репетиция» — камерная история, где акцент делается прежде всего на актерскую игру. Артисты существуют здесь в специфической атмосфере маленькой звукозаписывающей студии. Эта история — несколько часов из жизни не самого удачливого музыкального коллектива, предпринимающего очередную и, возможно, последнюю попытку оправдать свое существование», — рассказал для нашего портала Максим Фролов, автор сценария и исполнитель одной из ролей в фильме. История, предложенная в картине, основана на его личном опыте. Максим был автором песен и вокалистом музыкальной группы «Игры в темноте». В картине прозвучат несколько песен из репертуара коллектива.
В этом материале мы рассказали о фильмах конкурса российских дебютов, еще один будет посвящен картинам международного конкурса.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Дарья Осташева[/u]