Берлинале 2019: Фатих Акин, который удивил всех

11.02.19, 14:25


С 7 февраля в немецкой столице проходит Берлинский международный кинофестиваль. Из показанного в выходные особенно запомнился критике новый фильм Фатиха Акина«Золотая перчатка», рассказывающий о реальном серийном убийце Фрице Хонке, действовавшем в 70-е в Гамбурге. Журналисты выходили из зала ошарашенные или возмущенные, оценки в рейтинге прессы у фильме одни из самых низких в конкурсе. Интересно, как он пройдет у публики – это большой немецкий коммерческий проект, в который вложился Warner, в прокат он выйдет сразу после Берлинале.





В первых же кадрах толком еще неизвестный зрителю Хонка кряхтит и пытается засунуть в пакет женское тело. Тело в пакет не помещается, и убийца принимает решение его распилить. Еще пара секунд, и в кадре появляется пила. Пила уже у шеи трупа, но замирает в руках у убийцы, возиться очень не хочется. Замирает и зритель - неприятно от такого конкретного наезда камеры на процесс. Убийца отложит пилу, выпьет для храбрости, покурит, потом снова возьмется за инструмент и таки справится с нервами. Но камера съедет в сторону, на протяжении всего фильма она зрителя в этом смысле вроде бы щадит, все будет почти что за кадром. Легче от этого не становится.





Хонка живет в убогой захламленной квартирке в Гамбурге, неподалеку от бара «Золотая перчатка», работает уборщиком на заводе, в свободное время пьет в упомянутом баре, где находит совсем уж опустившихся женщин в годах (и даже эти на него не всегда клюют, потому что урод он редкий – лицо рябое, нос переломан в нескольких местах, зубы скошены как-то совсем уж произвольно). Секс обычно кончается тем, что женщин Хонка от собственного бессилия и гнева убивает. Части тела покойниц выносит на улицу и выбрасывает, а самые тяжелые заворачивает и прячет в кладовке квартиры. Из-за чего тут стоит жуткий запах, долетает не только до соседей, но и до зрителей. Вообще в обонятельном смысле «Золотая перчатка» сделана мастерски, многое ощущается так, словно запах есть здесь и сейчас.





Жизнь Хонки показана эпизодически – ни тебе прошлого, ни четкого в хронологическом смысле повествования. В общем и целом так: в начале фильма вроде бы была первая жертва. Потом пробел на несколько лет. Потом случайный взгляд на молодую студентку и на долгое время одержимость ею. Далее бар и другие жертвы. Одну из встреченных в баре женщин он сразу не убил, ушел на работу, а когда вернулся, выяснилось, что она у него прибралась. На некоторое время завязка и работа ночным сторожем, новая одержимость, новая встреча со студенткой.








Это кино – очень злой гротеск, никакого психологизма, история серийного убийцы без попытки его объяснить, вроде бы фильм ужасов (Акин много раз говорил, что хотел снять хоррор) без важного элемента жанра – без попытки этого ужаса избежать, без варианта спасения. Хотя, в какой-то момент покажется, что одна из жертв вот-вот справится с убийцей - на этом эпизоде журналисты, кажется, единственный раз зааплодировали, - но это была иллюзия. Разок упоминается отец героя, бывший в концлагере, но это единственный намек на прошлое Хонки. Уродливы, низки и отвратительны тут почти все персонажи. Зато сам процесс их ловли и гибели обставлен с такой фантазией, что напрашивается эпитет «любовно». Вот автомобильная елочка кладется на труп с целью приглушить запах. Вот традиционная немецкая сосиска с горчицей пару раз сыграет так, что лучше зрителю этого не видеть (он и не видит – камера все еще щадящая, но все равно мерзко). Вот три жертвы послушным гуськом идут за убийцей к нему домой. Пила опять же. И музыка! Если вы вдруг подозревали, что немецкая эстрада и маньяки где-то рядом, то это недалеко от истины.





Реакция критики на всё это радикальная. Не очень выносливые уходили с пресс-показов. Оставшиеся забыли, что после фильма можно аплодировать или наоборот возмущенно букать. Рейтинг «Золотой перчатки» в фестивальных выпусках Screen пока один из самых низких. Но есть и истовые поклонники. Разошлась во мнениях и немецкая пресса. «Покинув кинотеатр хотелось принять душ и промыть рот с мылом», - пишет Spiegel Online. А вот Tagesspiegel наоборот назвал ленту «замечательным темным фильмом».





«Золотая перчатка» - большой коммерческий проект, получивший финансирование сразу от нескольких немецких фондов (в общей сложности 1,4 млн, евро) и по линии Министерства культуры и массовых коммуникаций (еще 300 тыс. евро), а прокатчик – немецкое подразделение Warner. И в этом смысле, конечно, интересно, как будет воспринимать её местная публика, немецкий релиз намечен уже на 21 февраля. Фильм был снят по мотивам романа Хайнса Штрунка «У «Золотой перчатки», который вышел в Германии в 2016г., стал бестселлером и получил одну из самых уважаемых литературных премий в стране, приз Вильгельма Раабе. История о серийном убийце в книге основана на реальном деле Фрица Хонки, который в 70-е убивал и расчленял женщин. Акин прочел книгу почти сразу, как она вышла (еще бы – речь о его родном городе, плюс он с семьей сейчас живет в четырехстах метрах от места действия). Права на адаптацию режиссер получил почти сразу после публикации. «Всю жизнь я хотел снимать Чарльза Буковски, он оказал на меня огромное влияние. Когда я читал «Золотую перчатку», там было сильное эхо Буковски, – сказал Акин недавно в интервью немецкому B.Z. – Это был роман о серийном убийце, который жил в моем районе, так близко от меня, что не было никакого способа избежать этого шага».





Акин создал собственный сценарий, сконцентрировавшись именно на Хонке – книга все же посвящена бару и его обитателям, там есть и другие сюжетные линии. На главную роль позвали молодого и красивого Йонаса Дасслера, положив на него тонну грима, а кроме того он должен был носить огромную контактную линзу, это было болезненно, и каждый час приходилось делать перерыв и снимать ее. Фильм планировался именно хоррором («хотелось напугать публику, показать насилие, не прославлять его, но не делать его развлечением, показать правду, а не снимать очередной фильм Тарантино».) Получилось. В немецком кино богатая традиция серийных убийц и попытка анализа их поступков, целая галерея - «М» Фрица Ланга, «Нежность волков» Улли Ломмеля, «Убийца» Ромуальда Кормакара и многие другие. Акиновско-Дасслеровский Хонка, кажется, самый мерзкий.








Можно ли называть это кино вещью в себе, взглядом просто на насилие без каких-то дополнительных красок – вопрос. Даже если Акин не планировал снимать социальную драму, она была заложена в литературном первоисточнике. «Роман Штрунка делает попытку социограммы десятилетия, в котором конец войны высовывается как кровавый пень», - пишет Spiegel. Это было время экономического чуда и город, в котором те, у кого получилось приподняться на волне этого чуда и те, кто упал на самое дно, живут рядом. Это было время «Фракции Красной Армии». Кто-то жил в страхе перед их очередным терактом. А кому-то RAF открыли глаза на то, какой была Германия времен нацизма, страной, в которой практически не было невиновных. Не стоит забывать, какой массовой была поддержка RAF в среде молодежи, вдруг узнавшей, что Германия все еще не избавилась от наследия нацизма, что и после войны многие из среднего управленческого нацистского класса остались на своих постах и при своих карьерах или через некоторое время восстановили позиции. В этом смысле акиновский образ одноглазого экс-нациста, который помочился на студента – он как раз об этом. В такое темное время и сконцентрировался из воздуха Фриц Хонка, может быть, другого объяснения его появлению искать и не надо.





Вероятно, «Золотая перчатка»со всем ее бэкраундом появилась немного не в то время, в нашу эпоху #MeToo показывать такое насилие в отношении женщин, показывать таких жертв - занятие рискованное. Критик Frankfurter Allgemeinen так и написала, что считает продемонстрированную в кадре ненависть к женщинам «слишком болезненной» и «очень проблематичной». Но то, что Фатих Акин хотел сделать, он сделал – назвал вещи своими именами, назвал зло злом. Вопрос «зачем» в мире, в котором ужас убийства девальвируют, красиво или как минимум стильно рисуя его в каждом втором произведении киноискусства, да и в мейнстриме, задавать странно.









Подписывайтесь на наш Телеграм-канал




Автор: Марина Латышева[/u]


С 7 февраля в немецкой столице проходит Берлинский международный кинофестиваль. Из показанного в выходные особенно запомнился критике новый фильм Фатиха Акина«Золотая перчатка», рассказывающий о реальном серийном убийце Фрице Хонке, действовавшем в 70-е в Гамбурге. Журналисты выходили из зала ошарашенные или возмущенные, оценки в рейтинге прессы у фильме одни из самых низких в конкурсе. Интересно, как он пройдет у публики – это большой немецкий коммерческий проект, в который вложился Warner, в прокат он выйдет сразу после Берлинале. В первых же кадрах толком еще неизвестный зрителю Хонка кряхтит и пытается засунуть в пакет женское тело. Тело в пакет не помещается, и убийца принимает решение его распилить. Еще пара секунд, и в кадре появляется пила. Пила уже у шеи трупа, но замирает в руках у убийцы, возиться очень не хочется. Замирает и зритель - неприятно от такого конкретного наезда камеры на процесс. Убийца отложит пилу, выпьет для храбрости, покурит, потом снова возьмется за инструмент и таки справится с нервами. Но камера съедет в сторону, на протяжении всего фильма она зрителя в этом смысле вроде бы щадит, все будет почти что за кадром. Легче от этого не становится. Хонка живет в убогой захламленной квартирке в Гамбурге, неподалеку от бара «Золотая перчатка», работает уборщиком на заводе, в свободное время пьет в упомянутом баре, где находит совсем уж опустившихся женщин в годах (и даже эти на него не всегда клюют, потому что урод он редкий – лицо рябое, нос переломан в нескольких местах, зубы скошены как-то совсем уж произвольно). Секс обычно кончается тем, что женщин Хонка от собственного бессилия и гнева убивает. Части тела покойниц выносит на улицу и выбрасывает, а самые тяжелые заворачивает и прячет в кладовке квартиры. Из-за чего тут стоит жуткий запах, долетает не только до соседей, но и до зрителей. Вообще в обонятельном смысле «Золотая перчатка» сделана мастерски, многое ощущается так, словно запах есть здесь и сейчас. Жизнь Хонки показана эпизодически – ни тебе прошлого, ни четкого в хронологическом смысле повествования. В общем и целом так: в начале фильма вроде бы была первая жертва. Потом пробел на несколько лет. Потом случайный взгляд на молодую студентку и на долгое время одержимость ею. Далее бар и другие жертвы. Одну из встреченных в баре женщин он сразу не убил, ушел на работу, а когда вернулся, выяснилось, что она у него прибралась. На некоторое время завязка и работа ночным сторожем, новая одержимость, новая встреча со студенткой. Это кино – очень злой гротеск, никакого психологизма, история серийного убийцы без попытки его объяснить, вроде бы фильм ужасов (Акин много раз говорил, что хотел снять хоррор) без важного элемента жанра – без попытки этого ужаса избежать, без варианта спасения. Хотя, в какой-то момент покажется, что одна из жертв вот-вот справится с убийцей - на этом эпизоде журналисты, кажется, единственный раз зааплодировали, - но это была иллюзия. Разок упоминается отец героя, бывший в концлагере, но это единственный намек на прошлое Хонки. Уродливы, низки и отвратительны тут почти все персонажи. Зато сам процесс их ловли и гибели обставлен с такой фантазией, что напрашивается эпитет «любовно». Вот автомобильная елочка кладется на труп с целью приглушить запах. Вот традиционная немецкая сосиска с горчицей пару раз сыграет так, что лучше зрителю этого не видеть (он и не видит – камера все еще щадящая, но все равно мерзко). Вот три жертвы послушным гуськом идут за убийцей к нему домой. Пила опять же. И музыка! Если вы вдруг подозревали, что немецкая эстрада и маньяки где-то рядом, то это недалеко от истины. Реакция критики на всё это радикальная. Не очень выносливые уходили с пресс-показов. Оставшиеся забыли, что после фильма можно аплодировать или наоборот возмущенно букать. Рейтинг «Золотой перчатки» в фестивальных выпусках Screen пока один из самых низких. Но есть и истовые поклонники. Разошлась во мнениях и немецкая пресса. «Покинув кинотеатр хотелось принять душ и промыть рот с мылом», - пишет Spiegel Online. А вот Tagesspiegel наоборот назвал ленту «замечательным темным фильмом». «Золотая перчатка» - большой коммерческий проект, получивший финансирование сразу от нескольких немецких фондов (в общей сложности 1,4 млн, евро) и по линии Министерства культуры и массовых коммуникаций (еще 300 тыс. евро), а прокатчик – немецкое подразделение Warner. И в этом смысле, конечно, интересно, как будет воспринимать её местная публика, немецкий релиз намечен уже на 21 февраля. Фильм был снят по мотивам романа Хайнса Штрунка «У «Золотой перчатки», который вышел в Германии в 2016г., стал бестселлером и получил одну из самых уважаемых литературных премий в стране, приз Вильгельма Раабе. История о серийном убийце в книге основана на реальном деле Фрица Хонки, который в 70-е убивал и расчленял женщин. Акин прочел книгу почти сразу, как она вышла (еще бы – речь о его родном городе, плюс он с семьей сейчас живет в четырехстах метрах от места действия). Права на адаптацию режиссер получил почти сразу после публикации. «Всю жизнь я хотел снимать Чарльза Буковски, он оказал на меня огромное влияние. Когда я читал «Золотую перчатку», там было сильное эхо Буковски, – сказал Акин недавно в интервью немецкому B.Z. – Это был роман о серийном убийце, который жил в моем районе, так близко от меня, что не было никакого способа избежать этого шага». Акин создал собственный сценарий, сконцентрировавшись именно на Хонке – книга все же посвящена бару и его обитателям, там есть и другие сюжетные линии. На главную роль позвали молодого и красивого Йонаса Дасслера, положив на него тонну грима, а кроме того он должен был носить огромную контактную линзу, это было болезненно, и каждый час приходилось делать перерыв и снимать ее. Фильм планировался именно хоррором («хотелось напугать публику, показать насилие, не прославлять его, но не делать его развлечением, показать правду, а не снимать очередной фильм Тарантино».) Получилось. В немецком кино богатая традиция серийных убийц и попытка анализа их поступков, целая галерея - «М» Фрица Ланга, «Нежность волков» Улли Ломмеля, «Убийца» Ромуальда Кормакара и многие другие. Акиновско-Дасслеровский Хонка, кажется, самый мерзкий. Можно ли называть это кино вещью в себе, взглядом просто на насилие без каких-то дополнительных красок – вопрос. Даже если Акин не планировал снимать социальную драму, она была заложена в литературном первоисточнике. «Роман Штрунка делает попытку социограммы десятилетия, в котором конец войны высовывается как кровавый пень», - пишет Spiegel. Это было время экономического чуда и город, в котором те, у кого получилось приподняться на волне этого чуда и те, кто упал на самое дно, живут рядом. Это было время «Фракции Красной Армии». Кто-то жил в страхе перед их очередным терактом. А кому-то RAF открыли глаза на то, какой была Германия времен нацизма, страной, в которой практически не было невиновных. Не стоит забывать, какой массовой была поддержка RAF в среде молодежи, вдруг узнавшей, что Германия все еще не избавилась от наследия нацизма, что и после войны многие из среднего управленческого нацистского класса остались на своих постах и при своих карьерах или через некоторое время восстановили позиции. В этом смысле акиновский образ одноглазого экс-нациста, который помочился на студента – он как раз об этом. В такое темное время и сконцентрировался из воздуха Фриц Хонка, может быть, другого объяснения его появлению искать и не надо. Вероятно, «Золотая перчатка»со всем ее бэкраундом появилась немного не в то время, в нашу эпоху
Понравилось:
Автор: Антонида
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Кинофестивали и премии в эпоху пандемии:
09.05.21, 08:15
10 самых ожидаемых фильмов Берлинале по
07.02.19, 12:30
Берлинале 2018: Лучшие моменты фестиваля
21.02.18, 12:18
Берлинале 2019: фоторепортаж с церемонии
18.02.19, 12:22
Берлинале 2019: фоторепортаж с основных
14.02.19, 13:18
Декорации фильма "Титаник" (как
20.07.17, 04:13
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Полезно знать


Биография Михаила Жигалова -
Биография Михаила Жигалова Детство и семья Михаила Жигалова Городом, в котором Михаил появился на свет, был Куйбышев (Самара). Это не его родной город, просто там оказалась его мама в эвакуации. Когда же война закончилась, они вернулись в столицу. Папа мальчика был работником Госбезопасности,  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика