3 декабря 2020 года в российский прокат выходит психологический триллер с элементами черной комедии «Илиана. Верь мне» производства кинокомпании Домино фильм, дистрибьютор — кинокомпания Вверх. Режиссер и сценарист Владимир Койфман и продюсер Наталия Манькова рассказали, как возникла идея картины и из чего складывался образ Илианы, как проходил кастинг и съемки фильма,про таинственную картину «Улыбка поляницы», которая стала важной деталью в сюжете, и многое другое.
Корреспондент:
Триллер «Илиана. Верь мне» отличается непредсказуемым сюжетом и рассказывает достаточно нетривиальную историю взаимоотношений мужчины и женщины. Как возникла идея фильма и как много времени прошло, прежде чем она получила воплощение в виде сценария?
Владимир Койфман:
В 2017 году перерыв между съемками оказался для меня очень плодотворным — за короткое время я написал сразу три сценария, в том числе «Илиану». Первоначальное название — «Усмешка поляницы».
Внимательно наблюдая за жизнью вокруг, я часто ловил себя на мысли — действительно ли даже близкие люди такие, какими мы их себе представляем? Знаем ли мы истинное лицо того, кто рядом? Так у меня возник образ главной героини — загадочной и противоречивой натуры, истинная сущность которой скрыта от всех. Мне было интересно заглянуть в бездну, которую может скрывать душа человека.
Это настолько меня увлекло, что история об Илиане достаточно быстро получила свое воплощение. Она была написана практически без сценарного плана, я просто следовал за героиней, которая вела меня сквозь все хитросплетения сюжета.
Корреспондент:
Съемки фильма заняли несколько месяцев и проходили в различных локациях Санкт-Петербурга и на киностудии Ленфильм, в частности. Можете вспомнить, что стало самой сложной частью съемочного процесса?
Владимир Койфман:
Период между написанием сценария и формированием творческой группы был совсем небольшим. Сама подготовка к съемкам заняла намного больше времени, чем съемочный процесс.
Подготовка была очень подробной и основательной, поэтому, можно сказать, фильм во многом был готов еще до выхода на съемочную площадку, оставалось его только снять. Мы долго работали над созданием дома главных героев, прорабатывая каждую сцену буквально шаг за шагом. Нам было нужно создать пространство, в котором каждая деталь не случайна и играет важную роль в картине.
Нам удалось собрать удивительную команду неравнодушных и творческих людей, благодаря энергии, профессионализму и заинтересованности каждого из них проект и состоялся. Поэтому, если и говорить о сложностях, то они касались только поиска необходимых технических решений при ограниченных средствах.
Наталия Манькова:
Наш фильм, как долгожданный ребенок, рождался в любви и гармонии. Я вспоминаю каждый день работы над картиной с большой теплотой и благодарностью к каждому из участников съемочной группы.
Корреспондент:
Давайте подробнее поговорим именно о рождении фильма — о съемочном процессе и актерах. Главные роли исполняли американская актриса Ина Баррон и сербский актер Иван Босильчич, задействовано много и российских артистов. Как сложился такой интернациональный состав и легко ли было взаимодействовать с актерами на съемочной площадке и им между собой?
Наталия Манькова:
Международный каст сложился во многом случайно, у нас не было цели найти на роли главных персонажей иностранных артистов.
Все началось с поиска исполнительницы главной роли. По сценарию нужна была актриса, образ которой был бы неожиданным и загадочным для российского зрителя.
Владимир Койфман:
Мы проводили кастинги в Москве и Санкт-Петербурге, на которых посмотрели много актрис, замечательных и хорошо знакомых российскому зрителю. Но была цель найти «темную лошадку», актрису яркую, талантливую, да еще и с двойным обаянием. Когда мы увидели в интернете фотографию Ины, то нам показалось, что она может идеально подойти на роль Илианы.
Наталия Манькова:
Чуть позже стало известно, что она живет и работает в Америке, тогда и возникли некоторые сложности. Сначала я попыталась связаться с ее агентом, но, возможно, он не воспринял российский проект всерьез. Тогда я написала Ине напрямую в Facebook. Она заинтересовалась нашим предложением. Ина достаточно быстро прочитала сценарий, история ее заинтриговала, и она согласилась пробоваться на роль Илианы. Мы организовали пробы по видеосвязи, по результатам которых у нас не осталось сомнений в том, что мы нашли главную героиню.
Владимир Койфман:
Ине очень близка русская культура, она училась по программе обмена в школе-студии МХАТ, знает многих российских актеров. Хотя русский язык для Ины не родной, она неплохо им владеет и постоянно поддерживает его на хорошем уровне.
Наталия Манькова:
Как для Ины Баррон, так и для Ивана Босильчича русский язык — иностранный, поэтому подготовка к съемкам у них была намного сложнее, но они отлично справились. Ина должна была прилететь из Лос-Анджелеса в Санкт-Петербург за месяц до начала съемок, но трудности с оформлением документов и получением визы внесли свои коррективы. Она оказалась на месте всего лишь за два дня до выхода на площадку. Поэтому в кратчайшие сроки ей пришлось освоиться и подготовиться к съемкам. У Ины главная роль, поэтому ей предстояло проделать громадную работу.
Буквально в первый съемочный день Ина вышла на площадку с нашим мэтром, Виктором Сухоруковым. Для нее это было настоящим испытанием. Ина хорошо знакома с работами Виктора Ивановича в театре и кино, поэтому она волновалась. Но ее переживания оказались напрасными, Виктор Иванович и Ина сразу нашли общий язык. Он помог ей освоится на площадке: дал несколько советов и сделал все, чтобы Ине было комфортнее работать в кадре.
Корреспондент:
Виктор Сухоруков в фильме исполнил сразу две роли — братьев-близнецов Севу и Макса, достаточно противоречивых персонажей. Изначально рассматривали только его на эти роли? И, может быть, Сухоруков привнес что-то свое в образ героев?
Наталия Манькова:
Да, с самого начала мы хотели пригласить на эти роли именно Виктора Сухорукова. Мы даже не хотели рассматривать другие варианты и просто надеялись, что все сложится так, как задумали. И все получилось!
Мы с Владимиром Койфманом встретились с Виктором Ивановичем задолго до начала съемок и более двух часов они проговорили о персонажах, которых ему предстояло сыграть, и о сценарии в целом. Режиссер и сценарист Владимир Койфман успешно прошел кастинг.
Владимир Койфман:
Мне нравится, что Виктор Иванович человек не просто необыкновенно талантливый, но неравнодушный и очень требовательный к материалу. Он прекрасно работает с партнерами по съемочной площадке, заражая всех своей неиссякаемой энергией.
Сухоруков очень точно чувствует своих персонажей, что делает их необычайно яркими и живыми. У него всегда много предложений по своей роли, он называет это «блоха актерская». Виктор Иванович всегда на сто процентов включен в своего персонажа, а если их два — то на двести.
Корреспондент:
Давайте поговорим про картину «Улыбка поляницы». Можете рассказать подробнее про историю этой и других картин художника Ивана Бодрова?
Владимир Койфман:
С начала написания сценария у меня в голове возникали образы гордых и неукротимых амазонок, а затем я вспомнил о давно забытой героине русской мифологии — полянице, но речь идет не об украинском хлебе, а о женщине-воине, по силе и боевым навыкам не уступающей мужчинам-богатырям. Мне захотелось, чтобы в фильме появилась поляница изображенная на картине. Живописное полотно — произведение искусства, как образ сильной и независимой женщины.
Вместе с картиной частью сценария стала и трагическая судьба ее создателя — художника Ивана Бодрова.
Корреспондент:
В «Илиане» неожиданный финал. Как часто бывает с остросюжетными лентами, концовка фильма зачастую претерпевает изменения в процессе работы, в сценарий вносятся коррективы. Случилось ли такое в этот раз или финал был заранее определен и оставался неизменен?
Владимир Койфман:
Какие-то моменты в сценарии в процессе работы менялись, даже учитывая то, что до начала съемок он был тщательно проработан. Реальность всегда вносит свои коррективы. Но существенно ничего не изменилось. Все повороты сюжета и диалоги остались на своих местах.
Наталия Манькова:
Макар Запорожский на озвучивании своего персонажа удивился, что все сцены без исключения вошли в фильм. Мы собирали картину прямо на площадке. Кроме режиссера Владимира Койфмана и оператора Ярослава Процко, за кадром пристально следил режиссер монтажа Андрей Першин, поэтому финальная версия не претерпела значительных изменений. И, соответственно, финал остался таким, как был изначально задуман.
Корреспондент:
В настоящее время фильмы, где центральной фигурой становится сильная и независимая женщина, устанавливающая свои правила, — своего рода тренд. В картине «Илиана. Верь мне», главная героиня еще и, по вашему собственному признанию, «многоликая». Как рождался образ Илианы, и что в нем самое основное?
Владимир Койфман:
Как я уже говорил, в людях, мне в первую очередь интересно то, что скрыто от посторонних глаз, то в чем они даже сами себе боятся признаться. Как узнать, что скрывается за внешне спокойной и невозмутимой внешностью. В нашем фильме мы открываем пыльные шкафы, где спрятаны скелеты каждого из наших героев. Нам удается немного приоткрыть завесу тайны, и это зрелище завораживает и страшит одновременно.
Наталия Манькова:
Илиана – сильная женщина, которая точно знает, чего хочет, и ни смотря ни на что, идет к своей цели.
Когда мы проводили кастинги, одна из претенденток заметила, что Илиана — по-настоящему звездная роль, которая глубоко раскрывает внутренний мир женщины. Каждый человек — это неведомая нам вселенная, и в нашем фильме мы попытались исследовать этот скрытый мир.
Корреспондент:
Вы уже многое рассказали о фильме «Илиана. Верь мне», а сейчас хотелось бы поговорить в целом о вашей работе. Владимир, вы трудились над многочисленными сериалами, такими как «Профиль убийцы», «Авария», «Агата и сыск» и другими, «Илиана. Верь мне» — ваш первый полный метр. Расскажите, в чем для вас заключались принципиальные отличия в работе над этими двумя форматами.
Владимир Койфман:
Технических различий не так уж много. Сериалы снимаются быстрее, возможностей проработки каких-то отдельных сцен и деталей намного меньше. К тому же, они не рассчитаны на большие экраны, и это диктует выбор определенных выразительных средств. Зритель часто не так внимательно смотрит сериал, как фильм, поэтому требуются акценты на определенных вещах и событиях. Кино предполагает более подробную и детальную проработку истории, здесь присутствует и большая степень творческой свободы. Я стремился сделать так, чтобы фильм не отпускал зрителя ни на секунду.
Наталия Манькова:
С самых первых кадров фильм «Илиана. Верь мне» захватывает внимание зрителя, втягивает его в происходящее и держит в напряжении до самой последней минуты. Это не та история, где можно отвлечься и пойти заварить себе чай, здесь важен каждый взгляд, каждая деталь, каждое слово. Я уверена, что зрители получат гораздо большее удовольствие от просмотра фильма в кинотеатре, чем дома. Прекрасная операторская работа Ярослава Процко, тщательная работа над всеми деталями художественного цеха во главе с художником-постановщиком Павлом Новиковым, будоражащая и атмосферная музыка Виталия Истомина и непредсказуемый сюжет от Владимира Койфмана — все это стоит увидеть на большом экране!
Корреспондент:
Наталия, а ведь «Илиана. Верь мне» это также ваш первый продюсерский проект полнометражного фильма. Как пришли к решению поменять сферу деятельности и как попали в киноиндустрию? И насколько было сложно работать над своим дебютным проектом?
Наталия Манькова:
Все замечательные вещи со мной происходят случайно, так абсолютно случайно я попала в киноиндустрию. Сначала в качестве локейшн-менеджера. Потом была продюсером небольшого проекта под названием «Black Man in a White Room», над которым мы работали в Амстердаме. Это неожиданно увлекательное путешествие сквозь лабиринты сознания художника, где триллер и приключения переплетаются с философией жизни и времени. По этому проекту был снят 10-минутный фильм для питчинга, который можно увидеть на Youtube. Мне очень дорог этот проект, и я надеюсь, что мы обязательно вернемся к этой истории и завершим ее. Затем уже случилась «Илиана». Работать было, конечно, сложно, так как проект большой, но мне повезло — у нас сложилась прекрасная увлеченная творческая команда, и в итоге все получилось. А результат наших совместных усилий можно будет увидеть в кинотеатрах уже с 3 декабря 2020 года.
Корреспондент:
Да, фильм «Илиана. Верь мне» уже готовится к выходу на российские экраны, и, наверное, все мысли пока заняты грядущей премьерой. Но можете рассказать и о планах на будущее?
Владимир Койфман:
Сейчас я нахожусь в самом разгаре съёмочного периода очень интересного проекта. Одновременно с этим заканчиваю работу над предыдущим проектом. Но, и конечно, по возможности, занимаюсь подготовкой к выходу в прокат «Илианы», ведь от этого во многом будет зависеть судьба следующих проектов.
Наталия Манькова:
У нас в планах много интересных проектов: один из сценариев — остросюжетный триллер, другой — криминальная комедия. Есть также проект, действие которого происходит сразу в нескольких странах, он может быть интересен для копродукции. Надеюсь, удастся в скором времени порадовать зрителей новыми захватывающими историями.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса