В выходные стали известны итоги фестиваля независимого кино Сандэнс, после пандемии и двух лет онлайн-выпусков вернувшегося к физическим показам в Парк-Сити в штате Юта. В программах американского и игрового кино, по мнению и жюри и публики победили фильмы, посвященные непростым отношениям с детьми.
В программе Американская драма гран-при жюри досталось фильму «Тысяча и одна» / «A Thousand and One» дебютантки Эй Ви Рокуэлл с певицей Тейяной Тейлор в главной роли. Это история о матери, которая выкрала своего ребенка из приемной семьи. Действие происходит в течение десятилетия, за это время мальчик вырастает, и однажды необходимость предоставить документы о его рождении ставит перед ним непростые вопросы по поводу того, насколько честной с ним была мама.
Приз зрительских симпатий в этой программе получила еще одна история о матери и ее ребенке, «Персидская версия» / «Persian Version» Марьям Кешаварц. Тут речь о семье выходцев из Ирана, давно перебравшихся в Америку, и в этой семье дочь-бунтарка никак не может найти общий язык с матерью. «Персидская версия» — мюзикл, ловко перепрыгивающий от грустного к смешному, от политических и социальных проблем в Иране к семейным тайнам. Она оказалась единственным фильмом, к которому были благосклонны и зрители и члены жюри — фильм также получи премию Уолдо Солта за сценарий.
В программе Мировая драма приза зрительских симпатий удостоилась еще одна история, связанная с иранскими семьями за границей, это «Шайда» / «Shayda» со звездой «Убийцы «Святого паука» и обладательницей приза Канн Зарой Эбрахими в главной роли. По сюжету героиня временно живет в Австралии и пытается развестись со своим жестоким мужем, пока он не увез ее и ее дочь обратно в Иран. Муж не принимает ее решения, пытается манипулировать ребенком, и женщина с дочерью вынуждены прятаться в убежище для жертв насилия. Для постановщицы Нуры Ниасари это также первый фильм, к тому же основаный на реальных событиях — когда-то она была той самой девочкой, чья мама вместе с ней скрывалась от папы в австралийском шелтере.
Гран-при в Мировой драме получил «Сорванец» / «Scrapper» британки Шарлотт Риган, также дебютантки в полном метре. Он уже об отношениях дочери и отца. После смерти матери двенадцатилетняя Лола оказывается одна, ухитряется обмануть всех, включая соседей, учителей и соцработников и живет в своем доме без всякой опеки. Она сама платит за квартиру, зарабатывая кражей велосипедов. Но однажды на пороге появляется ее отец, парень чуть за тридцать, по сути большой ребенок. Им двоим придется искать точки соприкосновения, ему надо будет взрослеть, а ей вспомнить о том, что она все же еще маленькая девочка.
Наконец, фильмом-фаворитом фестиваля был признан «Радикал» / «Radical» Кристофера Залла. Он посвящен школьникам из бедного приморского городка в Мексике, у которых в будущем перспектива постоянно рожать в нищете, собирать хлам по помойкам или торговать наркотиками. И их новому учителю, который использует не вполне традиционные методы преподавания, хочет дать своим ученикам другую перспективу и становится им почти отцом. Главную роль сыграл Эухенио Дербес («За бортом», «CODA: Ребенок глухих родителей»). Это кино основано на истории реальных детей и их учителя, в конце фильма на титрах их фото, в том числе фото одной конкретной ученицы, которую на страницах национальных журналов сегодня называют не иначе как «Новый Стив Джобс».
Что касается документальных программ, то тут призы распределились следующим образом. Гран-при жюри в секции Американской документалистики получил «Полет на Марс: проект Никки Джованни» / «Going to Mars: The Nikki Giovanni Project» Джо Брюстера. Приз зрительских симпатий — «За пределами утопии» / «Beyond Utopia» Мадлен Гэвин. В разделе Мировой документалистики гран-при жюри получила чилийская «Вечная память» / «The Eternal Memory» Майти Альберди, а приз публики фестиваля — украинский фильм «20 дней в Мариуполе» / «20 Days in Mariupol» Мстислава Чернова.