19 января открывается фестиваль независимого кино Сандэнс / Sundance, первый и пока единственный из крупнейших кинофорумов заявивший о том, что он хоть и возвращается к очной форме проведения, но и из виртуального мира уходить не планирует. Также это первое мероприятие сезона — именно тут стартует показ фильмов, которые могут стать главными событиями года.
Фестиваль в Парк-Сити пройдет с 19 по 29 января. Программа нынешнего года — это секции короткометражного кино и телеконтента, но прежде всего 110 игровых и документальных полнометражных фильмов, представляющих 23 страны. 94% — мировые премьеры. Более четверти (28%) - дебюты. Пятая часть всех фильмов, премьера которых пройдет на фестивале, уже проданы.
В жанровом смысле отборщики продолжают продвигать комедии и хорроры, их много и в конкурсах, и в популярных у публики программах Премьеры и Полночь. В содержательном смысле Санднэс всегда старается заполучить к себе фильмы на самые острые темы. В прошлом году, напомним, главным событием в Парк-Сити был признан «Навальный» Дэниэла Роэра (сейчас он претендует на оскаровскую номинацию). В этом году в конкурсе мирового документального кино покажут украинский фильм «20 Days in Mariupol» и украино-немецкий «Iron Butterflies», и они также могут претендовать минимум на премии аудитории фестиваля. Ходили слухи, что в Парк-Сити состоится и премьера фильма Шона Пенна о Владимире Зеленском, но этого не случилось. Вполне вероятно, что создатели планируют премьеру в рамках Берлинале.
Главная особенность нынешнего Сандэнса — он не собирается отказываться от приобретенного в пандемическую эпоху опыта. Выпуск 2023 года знаменует возвращение фестиваля в физическое пространство Юты после двух лет виртуальных показов. Но руководство не планирует сдавать онлайн-позиции. В этом году фильмы всех программ снова можно посмотреть и виртуально, правда, только на территории США.
«Мы рады возвращению в Парк-Сити к совместному опыту просмотра в кинотеатрах, - говорит директор Sundance Institute Джоана Висенте. - Но не хотелось бы забывать о том, что позволило нам пережить эти годы. Мы продолжим представлять наше кино более инклюзивной и молодой аудитории, которая, возможно, просто не может себе позволить лично приехать на фестиваль».
И все же пока общее мнение кинокритики таково: программа нынешнего фестиваля выглядит слабее обычного. Тем интереснее попытаться угадать, что может выстрелить и стать хитом. Выбранные 15 фильмов ПрофиСинема разделила на три группы. Первая — звездные проекты, в титрах которых именитые актеры или режиссеры. Вторая — самые многообещающие дебютанты или авторы, работающие не так давно, по тем или иным причинам заставляющие обратить на них внимание. Третья — документальное кино.
«Бескрайний бассейн» / «Infinity Pool», режиссер Брэндон Кроненберг (Полночь)
Новый хоррор Брэндона Кроненберга, уже не просто сына прославленного Дэвида Кроненберга, но самостоятельной творческой единицы, самобытной, хотя все же подверженной отцовскому влиянию в его интересе к телесному. Это хоррор о писателе и его жене, которые отправляются на дорогой курорт, там знакомятся с фанаткой писателя, и до добра это знакомство не доведет. Александр Скарсгард в роли писателя, Мия Гот в роли его фанатки.
«Эйлин» / «Eileen», режиссер Уильям Олдройд (Премьеры)
Именитый британский театральный режиссер Уильям Олдройд продолжает свой роман с кинематографом. «Эйлин» — его второй полный метр. Это криминальный триллер о сотруднице тюрьмы, которая живет своей унылой жизнью, но однажды у нее появляется новая коллега, яркая и опасная женщина, и толкает ее на преступление. В главных ролях Томасин Маккензи (открытая когда-то в Сандэнсе же Деброй Граник) и Энн Хэтэуэй. Фильм снят по одноименной книге Отессы Мофше, ее дебютному роману, попавшему в свое время в шорт-лист Букеровской премии.
«Беги, кролик, беги» / «Run Rabbit Run», режиссер Дана Рид (Полночь)
Последние десять лет Дана Рид работала с телеконтентом, снимала эпизоды громких сериалов, например, «Рассказа служанки». И вот она возвращается в полный метр с сюжетом из классики психологического триллера — о матери и ее очень странном ребенке. Это история о враче, которую пугает способность ее маленькой дочери вспоминать подробности своей прошлой жизни. Сначала на главную роль планировали Элизабет Мосс, удостоенную в свое время Эмми за «Рассказ служанки». Но в итоге ее заменила звезда «Наследников» Сара Снук.
«Друг в океане» / «Blueback», режиссер Роберт Коннолли (Дети)
Морской биолог размышляет о прошлом, вернувшись в родные места, вспоминает детскую дружбу с редкой рыбкой, а также мамину борьбу за охрану окружающей среды. Экранизация австралийского бестселлера Тима Уинтона от Роберта Коннолли, автора «Города тайн», одного из самых кассовых австралийских фильмов. В ролях Миа Васиковска и Рада Митчелл. Строго говоря, «Друг в океане» не премьера нынешнего фестиваля, еще в сентябре это кино показали в Торонто. Но это один из немногих проектов Сандэнса, о котором точно известно, что его можно будет увидеть в России. Собственно, в нашем прокате этот фильм уже идет с 5 января (дистрибьютер — компания Парадиз).
«Ночь, когда Логан проснулся» / «The Night Logan Woke Up», режиссер Ксавье Долан (Indie episodic)
33-летний канадец Ксавье Долан, режиссер, открытый Каннами - шесть из восьми его полнометражных фильмов показывали на Лазурном берегу и лишь «Тома на ферме» он отдал Венеции, а англоязычную «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» Торонто. И вот он впервые снял сериал. Разумеется, о семье и конечно же с самим собой в одной из главных ролей. Это адаптация пьесы Мишеля Марка Бушара о семье из Квебека, людях уже взрослых, относящихся друг к другу непросто, но все же о семье, о едином целом. Когда умирает мать семейства, чтение ее завещания вызывает серию шокирующих откровений, уходящих корнями в далекое прошлое.
«Недостатки» / «Shortcomings», режиссер Рэндалл Пак (Американская драма)
Бен и Мико — пара кинематографистов из Калифорнии. Он начинающий режиссер и управляющий артхаусного кинотеатра, она работает на кинофестивале азиатского кино в США, он зациклен на недоступных блондинках, а она однажды уезжает в Нью-Йорк и оставляет его наедине с самим собой. Комедия про американцев азиатского происхождения и одновременно про кинематограф определенно должна стать хитом фестиваля. Это режиссерский дебют актера Рэндалла Пака (агент Джимми Ву из «Аквамена» и «Ванда/Вижн») - Пак разрабатывает тему американских азиатов для ТВ по заказу Universal и вот теперь выходит и на большой экран.
«Театральный лагерь» / «Theater Camp», режиссеры Молли Гордон, Ник Либерман (Американская драма)
Комедия о том, как внезапно впала в кому педагог летнего театрального лагеря, известного места встречи начинающих актеров и актрис, и несколько ее эксцентричных заместителей теперь должны руководить постановкой. По мнению программного директора фестиваля Ким Ютани, именно «Театральный лагерь» может стать главным хитом кинорынка и объектом жгучего интереса покупателей — логично, учитывая с каким успехом все последние годы тут продавались комедии («Бриттани бежит марафон», «Зависнуть в Палм-Спрингс»). Режиссеры Молли Гордон и Ник Либерман — дебютанты в полном метре, Либерман известен съемками музыкального видео, а Гордон популярная комедийная актриса, резидент SNL
«Грязь дороги вкуса соли» / «All Dirt Roads Taste of Salt», режиссер Рэйвен Джексон (Американская драма»)
«Пейзаж невидимой руки» / «Landscape With Invisible Hand», режиссер Кори Финли (Премьеры)
Фильм, созданный при участии компании Брэда Питта Plan B. Абсурдистская фантастика о захвативших землю и одержимых классической земной культурой инопланетянах и о подростках, бросивших им вызов. Фильм снят по одноименному бестселлеру мастера литературы для детей и юношества М.Т. Андерсона, получившему в свое время национальную книжную премию. Этот третий фильм Кори Финли, драматурга и режиссера (второй - «Безупречный» с Хью Джекманом — в 2019 году получил Эмми). Права на дистрибуцию в США у MGM United Artists Releasing, а значит скорее всего фильм появится на Amazon.
«рождение/возрождение» / «birth/rebirth», режиссер Лаура Мосс (Полночь)
Роуз — патологоанатом, предпочитающая работу с трупами социальной жизни. Сили — акушерка, которую в жизни волнует лишь ее шестилетняя дочурка. Однажды они встретятся и пойдут дорогой тьмы. Это полнометражный дебют нью-йоркской постановщицы Лауры Мосс. По мнению фестивальных отборщиков, «рождение/возрождение» станет самым шокирующим событием нынешнего фестиваля. ПрофиСинема конечно же доверяет их мнению, учитывая, что именно секция Полночь дарит публике особенно дикие истории, такие, например, как «Мэнди» Паноса Косматоса. «рождение/возрождение» — оригинальный продукт стримингового сервиса хорроров Shudder, в его сетке и выйдет в прокат.
«До сих пор: Фильм о Майкле Дж. Фоксе» / «Still: A Michael J. Fox Movie», режиссер Дэвис Гуггенхайм (Премьеры)
Гуггенхайм — оскароносец, создатель «Неудобной правды», но с момента выхода его последнего фильма прошло уже более семи лет. На сей раз режиссер взялся за историю голливудской суперзвезды Майкла Дж. Фокса. Уже в апреле в проект вступила Apple — а ведь компания чаще производила шум в Юте, покупая такие фильмы, как «CODA: Ребенок глухих родителей» и «В ритме ча-ча-ча», чем участвуя в премьерах в статусе правообладателя или создателя. Детали проекта авторы «До сих пор» не разглашали. Известно, что фильм будет сочетать архивные, документальные и игровые элементы, рассказывая о профессиональном и личном пути звезды «Назад в будущее» после того, как у него диагностировали болезнь Паркинсона.
«АУМ: Культ конца света» / «AUM: The Cult at the End of the World», режиссеры Бен Браун, Тияки Янагимото (Американская документалистика)
Самый интригующий документальный проект Сандэнса, фильм основан на известном исследовании от 1996 года, название которого говорит само за себя: «Культ на краю света: ужасающая история Аум, от токийского метро до ядерного арсенала России». Это история о фанатиках новой эры, стремящихся уничтожить мир и использующих для этого самые современные технологии. Важный проект, как отмечается в релизе фестиваля, показывающий фундаментальную уязвимость общества. «Аум» - режиссерский дебют в документальном кино для продюсеров и актеров Бена Брауна и Тиаки Янагимото. В кадре появятся и авторы книги, журналист-расследователь Дэвид Э. Каплан и лауреат Пулитцеровской премии Эндрю Маршалл.
«Самое долгое прощание» / «The Longest Goodbye», режиссер Идо Мизрахи (Мировая документалистика)
Совместный проект NASA и американского документалиста Идо Мизрахи - фильм, посвященный не романтике, а практике межпланетных полетов, к которым человечеству надо постепенно готовиться. В своем созерцательном документальном фильме Мизрахи размышляет о конфликте между потребностью человека в общении и стремлением познать неизвестное. Ученые предсказывают, что в следующем десятилетии у нас будет возможность отправлять людей на Марс (и безопасно возвращать их обратно). Психологи NASA пытаются понять, каковы будут последствия длительной изоляции астронавтов на космических кораблях, какие способы поддержки и реабилитации им можно предложить.
«Литл Ричард: Я все сразу» / «Little Richard: I Am Everything», режиссер Лиза Кортес (Американская документалистика)
Один из самых ожидаемых музыкальных фильмов года, «Я все сразу» расскажет о легенде рок-н-ролла, революционере, преодолевающем расовые, гендерные и религиозные предрассудки своего времени, о Ричарде Уэйне Пеннимане, более известном как Литл Ричард. Оскаровская номинантка и обладательница Эмми Лиза Кортес в своем фильме собрала в том числе неизвестные фрагменты интервью легендарных музыкантов и деятелей культуры того времени, а также самого героя. Права на фильм у CNN Films и HBO Max (последний, как мы помним, работает с Амедиатекой).
«Еда и страна» / «Food and Country», режиссер Лаура Габберт (Премьеры)
Фильмы про еду давно и прочно утвердились в мировом документальном кино (даже такие экстравагантные, как «Двойная порция» Моргана Сперлока). На сей раз речь о современном состоянии фермерского сельского хозяйства в США, поварах slow foods и их традиционном противостоянии с системой быстрого питания, дешевой и некачественной едой, о том, как пандемия усугубила все старые противоречия. Ведущая - американская телезвезда и шеф Рут Райхл. Режиссер — Лаура Габберт, создательница «Города Голда» (кстати, фильма о ресторанах — американских заведениях высокой кухни в Лос-Анджелесе), обладательница многих премий, завсегдатай крупнейших фестивалей документального кино.