22 февраля на Берлинале в основном конкурсе прошел показ фильма «Лимб» / «Limbo» Ивана Сена. Австралийский режиссер, для которого лента стала седьмой полнометражной работой, описывает жанр, как «пустынный нуар» или «нео-вестерн». Действие фильма разворачивается на фоне суровой австралийской пустыни, а в главной роли – почти неузнаваемый Саймон Бейкер.
Черно-белое изображение странного, почти неземного пейзажа задает настроение всему фильму: изуродованный ландшафт из кратеров, пещер и земляных насыпей напоминает какую-то бесплодную далекую планету. Действие происходит в южно-австралийском шахтерском городке Кубер-Педи – главном месте по добыче самых ценных в мире опалов, который здесь называют Лимб (Чистилище), и это название как нельзя лучше подходит местности. Вся жизнь местного населения связана с поиском опалов. Этим заняты все от мала до велика. В бывших шахтах устраивают церкви, отели, дискотеки, дома…
Приезжий детектив Тревис (Бейкер) получил задание начальства пересмотреть нераскрытое дело 20-летней давности об исчезновении девушки-представительницы коренного населения. Он регистрируется в отеле Limbo, тоже размещенного в бывшей опаловой шахте.
Полиция в свое время не особо старалась раскрыть дело, пытаясь повесить его на одного из своих обычных подозреваемых – аборигена, сводного брата девушки Чарли (Роб Коллинз), который живет в фургончике около своей шахты. Но местные всегда подозревали Леона, который, как было известно, «любил молодых чернокожих девушек». Работа приезжего детектива состоит в том, чтобы решить – есть ли смысл в возобновлении расследования.
Австралийский актер, известный своей ролью в «Менталисте» и других американских сериалах, в этом фильме выглядит так, как будто всю свою жизнь сталкивался с пыльным встречным ветром пустыни. Его персонаж брутален, умен, но и не лишен недостатков и слабостей.
«Мир этой картины одновременно ностальгичен и аутентичен, а Саймон (Бейкер) – потрясающе разносторонний и дисциплинированный актер, который сочетает в своей роли противоречивый стоицизм и уязвимость, на экране это поражает и создает непередаваемый магнетизм», – отмечает режиссер.
Сен обрамляет детективную историю знакомыми жанровыми рамками. Например, для зрителя узнаваем образ немногословного полицейского-аутсайдера, приезжающего в маленький городок, встречающегося с рядом свидетелей, не желающих разговаривать ни с ним, ни с кем-либо еще. И мы снова возвращаемся к названию фильма Limbo, что в переводе с английского означает неопределенную ситуацию, которую невозможно контролировать, и в которой нет прогресса или улучшения.
Режиссер также вплетает в сюжет темы расового неравенства, сломленных жителей и расколотых семей. Он делает акценты даже на мелочах – единственном уличном фонаре на пустынном шоссе, мрачном шахтерском поле, тусклом свете фар – создавая у зрителей тревожное чувство в месте, которое будто бы напоминает закоулки ада.
Иван Сен не просто режиссер, он взял на себя все обязанности – от сценариста и продюсера до композитора, оператора и монтажера. Как оператор он постоянно показывает персонажей на средних или общих планах, которые подчеркивают их крошечное место в огромном, негостеприимном окружении. Как сценарист Сен дает по мере развития истории много подсказок, что на самом деле произошло с девушкой, но в конечном счете, его больше интересует, каким образом все эти люди травмированы и как они это переживают. А как композитор он почти лишает фильм музыки, уступая место звукам ветра, поднимающего пыль мрачного городка.
«Лимб» – это не просто детектив, пытающийся открыть зрителю истину, это углубленное исследование травмы между поколениями и постколониальных последствий для коренных народов Австралии.