Премия АПКиТ вручается с 2013 года, и за минувшее десятилетие менялись как количество и состав номинаций и номинантов, так и предпочтения продюсеров. Так как премия отражает тренды в индустрии и выделяет самые интересные проекты, портал ПрофиСинема решил проанализировать и понять, какие проекты, форматы, жанры и темы выбирало за эти годы жюри из ведущих российских продюсеров, являющихся первыми лицами компаний, состоящих в Ассоциации.
Как стриминг ворвался в нашу жизнь… и в премию АПКиТ
За десять лет Премия АПКиТ прошла большой путь и стала масштабнее в прямом смысле этого слова – если в 2013 году было 11 номинаций, то к 2021 году их стало почти в два раза больше – 21. В этом году награды будут вручать сразу по итогам двух лет, поэтому количество номинаций решено было немного сократить – 17, но при этом отметить все самые яркие проекты 2021 и 2022 годов.
Уже на второй год существования премии Ассоциация ввела отдельную номинацию Лучший комедийный телевизионный сериал – одну из значимых категорий премии. С 2016 года продюсеры обратили внимание на анимацию – она постепенно стала завоевывать и зарубежных зрителей, а первым лауреатом в новой номинации стал проект «Маша и Медведь» (Анимаккорд, Россия-1), который обрел мировую славу и популярность у зрителей. С 2017 года призы стали вручать в категориях Лучшая компьютерная графика и Лучшая докудрама.
Начиная с 2013 года номинанты отбирались из числа всех телевизионных фильмов, премьера которых прошла на федеральных телеканалах, однако, учитывая нарастающую роль онлайн-сервисов в медиапространстве, в 2019 году Ассоциация продюсеров включает в список претендентов на премию проекты, релизы которых эксклюзивно состоялись на онлайн-платформах.
И в первый год «прихода онлайна» в Премию лидером по количеству номинаций стал не телевизионный, а именно онлайн-проект – комедия «Домашний арест» (Premier) производства Comedy Сlub Production была представлена в 12 категориях и победила в 8 из них.
Так как в этом году жюри будет оценивать проекты сразу двух лет, изменена традиционная система номинаций. В том числе выделены три отдельные номинации, где представлены только проекты видеосервисов: Лучший онлайн мини-сериал (1-5 серий), Лучший онлайн-сериал (6-12 серий), Лучший многосерийный онлайн-сериал (более 12 серий).
В номинантах последних двух лет почти половина (42%) – проекты онлайн-платформ.
От детективов и военных драм к драмеди; рекордсмены Премии
Премия АПКиТ – это не только признание профессионального сообщества, но и ориентир для продюсеров, режиссеров, сценаристов, позволяющий найти направление развития, новые темы и форматы работы. Поэтому из года в год все специалисты отрасли внимательно следят за объявлением лауреатов премии.
В течение десяти лет продюсерское жюри, голосуя за победителей, отдавало предпочтение различным жанрам, но интереснее проследить за динамикой их выбора. В первые шесть лет с огромным преимуществом и завидной регулярностью награды получали военные и исторические драмы, а также детективы и проекты криминальной тематики, тогда как в 2019 году триумфатором церемонии впервые становится комедия – «Домашний арест», а впоследствии призы забирают эксклюзивные драмы от онлайн-платформ с сильными и интригующими историями (семейная драма на фоне апокалипсиса «Эпидемия» (Premier) Павла Костомарова и драма «Шторм» (Start) Бориса Хлебникова в 2020 году взяли в сумме 10 наград).
Уже в 2021 году продюсеры выводят на первый план драмеди, которые соединили в себе лучшие черты комедий и драм, – все награды в главных категориях за лучшие проекты ушли сериалам в этом жанре: «Чики» от more.tv взяли 5 наград, «Мертвые души» от Иви – 2 приза, и, наконец, «257 Причин, чтобы жить» от Start выиграл в категории Лучший сериал (более 24 серий).
Один раз – в 2014 году – бесспорным победителем становится мелодрама – телевизионный мини-сериал (12 серий) Валерия Тодоровского «Оттепель» от Первого канала. Он же стал и одним из рекордсменов премии за все годы – взяв 8 призов из 15. Мелодрама с Евгением Цыгановым, Александром Яценко, Аней Чиповской, Викторией Исаковой в главных ролях про советских кинематографистов с Мосфильма была высоко оценена самими профессионалами отрасли.
Однако абсолютным рекордсменом в истории Премии стал проект «Троцкий» (Первый канал) про одного из лидеров русской революции Льва Троцкого в исполнении Константина Хабенского. Сериал в 2018 году получил 10 наград, включая номинации Лучший мини-сериал и Лучший исполнитель главной роли.
В шорт-листе премии каждый год традиционно много военных и криминальных драм, а также детективных историй. Причем чаще всего детективы попадают в номинацию Лучший сериал (более 24 серий), иногда – полностью составляю эту категорию (например, в 2020 году).
За всю историю премии самым малопредставленным жанром стал хоррор, точнее – любые проекты с элементами ужасов почти не попадают в номинации, а если попадают, то редко выигрывают. В 2020 году детектив с элементами ужасов «Гоголь» (ТВ-3) был заявлен в 9 номинациях, а одержал победу только в одной из них. Не взяли ни одной награды драмы про психотерапевтов, которые, в свою очередь, пользовались популярностью у зрителей – «Псих» (more.tv) и «Триггер» (Первый канал), в 2021 году в сумме претендовали на призы в 9 категориях.
В 2017 году во впервые появившейся номинации Лучший полнометражный фильм было 8 абсолютно разноплановых номинантов – от серьезного авторского кино «Ученик» Кирилла Серебренникова до масштабного экшена «Экипаж» Николая Лебедева. С тех пор «сочетать несочетаемое» в одной номинации вошло в традицию. И, несмотря на разнообразные проекты в категории Полнометражное кино, приз исправно достается из года в год зрелищным блокбастерам – «Экипаж», «Движение вверх», «Т-34», «Серебряные коньки». Исключением в череде блокбастеров стала картина Клима Шипенко «Текст», которая в 2020 году была названа продюсерским жюри лучшей и смогла обойти проект того же режиссера – «Холоп», один из самых кассовых отечественных фильмов последних десятилетий.
Мажор, физрук и сильные женщины
Если в номинации Премии включен эпичный проект по какому-либо знаменитому литературному произведению – то он берет, как правило, несколько наград, но не всегда в главных номинациях. Так, например, случилось в 2013 году: военная драма «Жизнь и судьба» (Россия-1) по роману Василия Гроссмана не взял главный приз, но стал триумфатором в персональных номинациях (4 награды); в 2016 году эпический сериал по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон» (Россия-1) взял 3 приза, но не в главных категориях; в 2017 году военная драма, основанная на повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» (Первый канал), получила одну награду.
Даже несмотря на то, что среди номинантов всегда много детективных и криминальных историй, часто именно нестандартные криминальные сериалы берут призы – уникальным примером стал «Мажор» (Первый канал) от продюсерской компании Среда – проект с Павлом Прилучным в главной роли взял 3 приза в 2015 году, а затем вернулся на Премию в 2017 еще за двумя трофеями. Оба раза сериал удостоился награды Лучший телевизионный мини-сериал. Проект про безответственного прожигателя жизни не только стал популярным, но и впоследствии получил продолжение в несколько полных метрах.
Хорошим примером «нестандартного криминального сериала» стала и комедия с криминальным налетом «Физрук» (ТНТ), которая смогла обойти в 2015 году постоянного лауреата премии – проект «Кухня» (СТС). Сериал про Фому – яркого представителя лихих 90-х – взял награду и за лучший сценарий.
С 2017 года фокус внимания продюсеров смещается в сторону образа сильных женщин, именно в этот год на Премии награды начинают брать проекты не только про женщин, но и с женскими именами в названиях: комедия «Ольга» (ТНТ) с яркой и деятельной главной героиней, которая пытается спасти всех (2 приза); детектив «Анна-детективъ» (ТВ3), в котором главная героиня обладает острым умом, не следует традиционной женской моде того времени (XIX век), говорит, что думает, и помогает в расследовании опытному сыщику (1 награда); «София» (Россия-1) про невероятно сильную духом византийскую принцессу, бабушку Ивана Грозного (2 награды).
Затем в лауреатах всегда появляются проекты о сильных женщинах, которые, если не изменили свою судьбу или целый мир, то хотя бы попытались это сделать: в 2019 году – «Обычная женщина» (ТВ3) (2 приза); «Ищейка» (Первый канал) про женщину-следователя, которая становится авторитетом в мужском коллективе (Лучший телевизионный сериал); фантастическая драма про непримиримую девушку-андроида в «Лучше, чем люди» (Start, kino.1tv.ru); в 2020 году историческая драма «Екатерина. Самозванцы» (Россия-1) про одну из самых известных правительниц в мировой истории – императрицу Екатерину II – взяла 2 приза; историческая драма «А.Л.Ж.И.Р.» (НТВ) про сталинский женский лагерь, где содержались «жены изменников родины»; наконец в 2021 году историческая драма «Зулейха открывает глаза» (Россия-1) взяла 3 награды.
Специальные призы. И как они меняются в зависимости от событий
Объем производства отечественного контента из года в год растет, его качество, как в драматургии, так и в целом в изображении, спецэффектах, звуковом решении, выходит на новый уровень. Премия АПКиТ следит за этим процессом и отражает основные тенденции в области создания российских сериалов. Поэтому одна из главных задач премии – показать, как меняется индустрия, на примере ярких событий и выдающихся достижений профессионалов кино – для этого каждый год (с 2014) вручаются специальные призы АПКиТ, но их количество может быть различным.
Например, в 2019 году был вручен один спецприз – «За реализацию мечты продюсера», достался он продюсерам сериала «След» – Александру Левину, Юрию Каменецкому, Эжену Щедрину. А в 2021 году Ассоциация вручила уже четыре специальных приза: приз «За эффективную защиту контента» ушел компании CONTENTSCAN, две награды «За кино, спасающее жизнь» достались создателям фильмов «Доктор Лиза» и «Шугалей», а спецпризом «Продюсеру, который оставался мальчишкой до последнего дня. От благодарных ровесников» почтили память Бориса Грачевского, ушедшего из жизни в начале 2021 года.
Кто станет обладателем призов в этом году будет известно на церемонии вручения X Премии АПКиТ 24 марта в Центре международной торговли Москвы.
Премия АПКиТ вручается с 2013 года, и за минувшее десятилетие менялись как количество и состав номинаций и номинантов, так и предпочтения продюсеров. Так как премия отражает тренды в индустрии и выделяет самые интересные проекты, портал ПрофиСинема решил проанализировать и понять, какие проекты, форматы, жанры и темы выбирало за эти годы жюри из ведущих российских продюсеров, являющихся первыми лицами компаний, состоящих в Ассоциации. Как стриминг ворвался в нашу жизнь… и в премию АПКиТ За десять лет Премия АПКиТ прошла большой путь и стала масштабнее в прямом смысле этого слова – если в 2013 году было 11 номинаций, то к 2021 году их стало почти в два раза больше – 21. В этом году награды будут вручать сразу по итогам двух лет, поэтому количество номинаций решено было немного сократить – 17, но при этом отметить все самые яркие проекты 2021 и 2022 годов. Уже на второй год существования премии Ассоциация ввела отдельную номинацию Лучший комедийный телевизионный сериал – одну из значимых категорий премии. С 2016 года продюсеры обратили внимание на анимацию – она постепенно стала завоевывать и зарубежных зрителей, а первым лауреатом в новой номинации стал проект «Маша и Медведь» (Анимаккорд, Россия-1), который обрел мировую славу и популярность у зрителей. С 2017 года призы стали вручать в категориях Лучшая компьютерная графика и Лучшая докудрама. Начиная с 2013 года номинанты отбирались из числа всех телевизионных фильмов, премьера которых прошла на федеральных телеканалах, однако, учитывая нарастающую роль онлайн-сервисов в медиапространстве, в 2019 году Ассоциация продюсеров включает в список претендентов на премию проекты, релизы которых эксклюзивно состоялись на онлайн-платформах. И в первый год «прихода онлайна» в Премию лидером по количеству номинаций стал не телевизионный, а именно онлайн-проект – комедия «Домашний арест» (Premier) производства Comedy Сlub Production была представлена в 12 категориях и победила в 8 из них. Так как в этом году жюри будет оценивать проекты сразу двух лет, изменена традиционная система номинаций. В том числе выделены три отдельные номинации, где представлены только проекты видеосервисов: Лучший онлайн мини-сериал (1-5 серий), Лучший онлайн-сериал (6-12 серий), Лучший многосерийный онлайн-сериал (более 12 серий). В номинантах последних двух лет почти половина (42%) – проекты онлайн-платформ. От детективов и военных драм к драмеди; рекордсмены Премии Премия АПКиТ – это не только признание профессионального сообщества, но и ориентир для продюсеров, режиссеров, сценаристов, позволяющий найти направление развития, новые темы и форматы работы. Поэтому из года в год все специалисты отрасли внимательно следят за объявлением лауреатов премии. В течение десяти лет продюсерское жюри, голосуя за победителей, отдавало предпочтение различным жанрам, но интереснее проследить за динамикой их выбора. В первые шесть лет с огромным преимуществом и завидной регулярностью награды получали военные и исторические драмы, а также детективы и проекты криминальной тематики, тогда как в 2019 году триумфатором церемонии впервые становится комедия – «Домашний арест», а впоследствии призы забирают эксклюзивные драмы от онлайн-платформ с сильными и интригующими историями (семейная драма на фоне апокалипсиса «Эпидемия» (Premier) Павла Костомарова и драма «Шторм» (Start) Бориса Хлебникова в 2020 году взяли в сумме 10 наград). Уже в 2021 году продюсеры выводят на первый план драмеди, которые соединили в себе лучшие черты комедий и драм, – все награды в главных категориях за лучшие проекты ушли сериалам в этом жанре: «Чики» от more.tv взяли 5 наград, «Мертвые души» от Иви – 2 приза, и, наконец, «257 Причин, чтобы жить» от Start выиграл в категории Лучший сериал (более 24 серий). Один раз – в 2014 году – бесспорным победителем становится мелодрама – телевизионный мини-сериал (12 серий) Валерия Тодоровского «Оттепель» от Первого канала. Он же стал и одним из рекордсменов премии за все годы – взяв 8 призов из 15. Мелодрама с Евгением Цыгановым, Александром Яценко, Аней Чиповской, Викторией Исаковой в главных ролях про советских кинематографистов с Мосфильма была высоко оценена самими профессионалами отрасли. Однако абсолютным рекордсменом в истории Премии стал проект «Троцкий» (Первый канал) про одного из лидеров русской революции Льва Троцкого в исполнении Константина Хабенского. Сериал в 2018 году получил 10 наград, включая номинации Лучший мини-сериал и Лучший исполнитель главной роли. В шорт-листе премии каждый год традиционно много военных и криминальных драм, а также детективных историй. Причем чаще всего детективы попадают в номинацию Лучший сериал (более 24 серий), иногда – полностью составляю эту категорию (например, в 2020 году). За всю историю премии самым малопредставленным жанром стал хоррор, точнее – любые проекты с элементами ужасов почти не попадают в номинации, а если попадают, то редко выигрывают. В 2020 году детектив с элементами ужасов «Гоголь» (ТВ-3) был заявлен в 9 номинациях, а одержал победу только в одной из них. Не взяли ни одной награды драмы про психотерапевтов, которые, в свою очередь, пользовались популярностью у зрителей – «Псих» (more.tv) и «Триггер» (Первый канал), в 2021 году в сумме претендовали на призы в 9 категориях. В 2017 году во впервые появившейся номинации Лучший полнометражный фильм было 8 абсолютно разноплановых номинантов – от серьезного авторского кино «Ученик» Кирилла Серебренникова до масштабного экшена «Экипаж» Николая Лебедева. С тех пор «сочетать несочетаемое» в одной номинации вошло в традицию. И, несмотря на разнообразные проекты в категории Полнометражное кино, приз исправно достается из года в год зрелищным блокбастерам – «Экипаж», «Движение вверх», «Т-34», «Серебряные коньки». Исключением в череде блокбастеров стала картина Клима Шипенко «Текст», которая в 2020 году была названа продюсерским жюри лучшей и смогла обойти проект того же режиссера – «Холоп», один из самых кассовых отечественных фильмов последних десятилетий. Мажор, физрук и сильные женщины Если в номинации Премии включен эпичный проект по какому-либо знаменитому литературному произведению – то он берет, как правило, несколько наград, но не всегда в главных номинациях. Так, например, случилось в 2013 году: военная драма «Жизнь и судьба» (Россия-1) по роману Василия Гроссмана не взял главный приз, но стал триумфатором в персональных номинациях (4 награды); в 2016 году эпический сериал по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон» (Россия-1) взял 3 приза, но не в главных категориях; в 2017 году военная драма, основанная на повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие.» (Первый канал), получила одну награду. Даже несмотря на то, что среди номинантов всегда много детективных и криминальных историй, часто именно нестандартные криминальные сериалы берут призы – уникальным примером стал «Мажор» (Первый канал) от продюсерской компании Среда – проект с Павлом Прилучным в главной роли взял 3 приза в 2015 году, а затем вернулся на Премию в 2017 еще за двумя трофеями. Оба раза сериал удостоился награды Лучший телевизионный мини-сериал. Проект про безответственного прожигателя жизни не только стал популярным, но и впоследствии получил продолжение в несколько полных метрах. Хорошим примером «нестандартного криминального сериала» стала и комедия с криминальным налетом «Физрук» (ТНТ), которая смогла обойти в 2015 году постоянного лауреата премии – проект «Кухня» (СТС). Сериал про Фому – яркого представителя лихих 90-х – взял награду и за лучший сценарий. С 2017 года фокус внимания продюсеров смещается в сторону образа сильных женщин, именно в этот год на Премии награды начинают брать проекты не только про женщин, но и с женскими именами в названиях: комедия «Ольга» (ТНТ) с яркой и деятельной главной героиней, которая пытается спасти всех (2 приза); детектив «Анна-детективъ» (ТВ3), в котором главная героиня обладает острым умом, не следует традиционной женской моде того времени (XIX век), говорит, что думает, и помогает в расследовании опытному сыщику (1 награда); «София» (Россия-1) про невероятно сильную духом византийскую принцессу, бабушку Ивана Грозного (2 награды). Затем в лауреатах всегда появляются проекты о сильных женщинах, которые, если не изменили свою судьбу или целый мир, то хотя бы попытались это сделать: в 2019 году – «Обычная женщина» (ТВ3) (2 приза); «Ищейка» (Первый канал) про женщину-следователя, которая становится авторитетом в мужском коллективе (Лучший телевизионный сериал); фантастическая драма про непримиримую девушку-андроида в «Лучше, чем люди» (Start, kino.1tv.ru); в 2020 году историческая драма «Екатерина. Самозванцы» (Россия-1) про одну из самых известных правительниц в мировой истории – императрицу Екатерину II – взяла 2 приза; историческая драма «А.Л.Ж.И.Р.» (НТВ) про сталинский женский лагерь, где содержались «жены изменников родины»; наконец в 2021 году историческая драма «Зулейха открывает глаза» (Россия-1) взяла 3 награды. Специальные призы. И как они меняются в зависимости от событий Объем производства отечественного контента из года в год растет, его качество, как в драматургии, так и в целом в изображении, спецэффектах, звуковом решении, выходит на новый уровень. Премия АПКиТ следит за этим процессом и отражает основные тенденции в области создания российских сериалов. Поэтому одна из главных задач премии – показать, как меняется индустрия, на примере ярких событий и выдающихся достижений профессионалов кино – для этого каждый год (с 2014) вручаются специальные призы АПКиТ, но их количество может быть различным. Например, в 2019 году был вручен один спецприз – «За реализацию мечты продюсера», достался он продюсерам сериала «След» – Александру Левину, Юрию Каменецкому, Эжену Щедрину. А в 2021 году Ассоциация вручила уже четыре специальных приза: приз «За эффективную защиту контента» ушел компании CONTENTSCAN, две награды «За кино, спасающее жизнь» достались создателям фильмов «Доктор Лиза» и «Шугалей», а спецпризом «Продюсеру, который оставался мальчишкой до последнего дня.