14 июня 2023 года сценаристы всего мира вышли на пикеты в знак солидарности с бастующей американской Гильдией сценаристов. Звучит как новость советских времен на тему «Звериный оскал капитализма». Но нынешняя забастовка важна именно этой международностью. ПрофиСинема рассказывает, чего хотят бастующие, в чем новизна ситуации и чего можно ждать.
Участвуют даже Симпсоны
Голливуд был активным профсоюзным субъектом почти сто лет. За это время в США произошло более дюжины крупных забастовок представителей отрасли. В предыдущий раз также выступали труженики пера — в 2007-2008 годах забастовка членов Гильдии сценаристов Америки (WGA) и длилась 14 недель.
Нынешняя началась 2 мая 2023 года в 12.01 дня, спустя минуту после истечения срока действия контракта членов Гильдии с Альянсом продюсеров кино и телевидения (AMPTP). Решение о забастовке было принято после шести недель переговоров WGA с Netflix, Amazon, Apple, Disney, Discovery-Warner, NBC Universal, Paramount и Sony, которые не закончились ничем, что удовлетворяло бы профсоюз.
Итак, по одну сторону конфликта находятся студии, сети, стримеры и другие кино- и телекомпании, которые создают и/или распространяют большую часть американского контента — общим числом более 350 компаний (их представляет AMPTP). По другую — WGA, в который входит большинство работающих в стране сценаристов. На кону судьба 822 тыс сценаристов и в целом 2,4 млн сотрудников, участвующих в написании сценариев. Прямая получаемая ими годовая зарплата — 81 млрд долларов, общая ежегодная сумма выплат — 186 млрд.
С момента начала забастовки сценаристы начали останавливать работу над своими проектами. А также вышли на пикеты — уже 2 мая протесты начались в Нью-Йорке у представительства Peacock, а затем в Лос-Анджелесе у офисов Netflix и других компаний. И с тех пор продолжаются регулярно по всей стране. Даже самой стихии удается их остановить лишь на короткое время. Так в первую неделю лета Нью-Йорк (как и весь Северо-Восток страны) оказался во власти дыма от лесных пожаров, охвативших Канаду, и городские власти призвали людей ограничить присутствие на улице. Бастующие сделали перерыв на несколько дней (профсоюз даже специально обратился к ним по этому поводу и рекомендовал сидеть дома), но как только погода позволила, пикеты немедленно продолжились.
Участие в забастовке приняли не только сценаристы, но даже их персонажи. На прошлой неделе к офису Fox вышла вся команда авторов анимационного сериала «Симпсоны». Издание Deadline вспоминает, что когда-то в одном из эпизодов сериала Гомер учил Лизу: «Если тебе не нравится твоя работа, ты не бастуешь, ты просто ходишь на работу каждый день и делаешь ее наполовину, таков американский путь». Похоже, времена изменились.
Первыми влияние происходящего ощутили на себе вечерние шоу. «The Late Show» Стивена Колбера (ABC), «Jimmy Kimmel Live!» (CBS), «The Tonight Show Starring Jimmy Fallon» (NBC) были остановлены уже в первый день забастовки, а вскоре их примеру последовала «Saturday Night Live» (NBС). В первые же недели пострадало и дневное ТВ (особенно мыльные оперы, у которых, как правило, постоянный график производства). Согласно тогдашнему прогнозу Гильдии, только майская остановка работы должна была привести к масштабным трудностям в сегменте сетевого телевидения, на долю которого по-прежнему приходится треть всех выпускаемых телевизионных эпизодов, включая 45% серий, созданных Disney, Paramount Global и Comcast NBCUniversal — сценаристы осенних сетевых сериалов обычно начинают работу в мае и июне в рамках подготовки к премьерам в сентябре и октябре. На сегодняшний же день число проектов, над которыми временно прекращена работа, огромно. Среди них - бэтменовский спин-офф «Пингвин» Мэтта Ривзса с Колином Фарреллом, «Duster» Джей Джей Абрамса, диснеевский проект «Сорвиголова: Рожденный заново», «Нулевой день» от Netflix и исполнительного продюсера Роберта Де Ниро, новые сезоны важнейшего сериала Apple TV+ «Разделение» и «Очень странных дел» от Netflix и многое многое другое, сериалы и полнометражные проекты. Если забастовка продлится до осени, то будет нарушен график выхода контента аж до второй половины 2024 года.
Споры о миллионах
Если коротко, то обе стороны хотят одного и того же — стабильного большого дохода. Проведенное в конце 2018 года исследование WGA показало, что оплата труда сценариста не поспевает за инфляцией. Например, в 1999 году автор со статусом продюсера сериала с получасовыми эпизодами зарабатывал 15 тыс долларов за эпизод. С поправкой на инфляцию плата в доковидный год должна была составлять более 23,4 тыс, но данные по сезону 2017-2018 годам показали, что средний гонорар автора составлял 16 тыс за серию. Кроме того, слишком большую роль в распределении денег стали играть кадровые агентства, добивающиеся очень больших выплат своим самым ярким клиентам в ущерб всем остальным. Непорядок, считает WGA. Потому надо привести зарплаты в соответствии с инфляцией, а кроме того есть еще и роялти. Более или менее такие же требования и аргументы сценаристов звучали во время забастовки 15 лет назад. Но на этот раз появились и новшества.
Большой кинобизнес сейчас постоянно говорит о постпандемическом кризисе, охватившем отрасль. Имея ввиду, что в тяжелую годину все должны быть вместе и поддерживать друг друга. Даже Киноакадемия, опубликовав в декабре прошлого года ежегодный отчет, делала неутешительный вывод: все плохо. Стоимость активов сократилась почти на 50 млн долларов (и это после роста на 104,6 млн долларов в 2021 году). Выручка упала с 201,7 млн до 170,3 млн. Пострадал и инвестиционный портфель, который потерял 47,3 млн (после прибыли в 73,4 млн в 2021 году).
Профсоюзы считают иначе. Дескать, да, кризис и коронавирус, но отрасль остается очень рентабельной. Готовясь к переговорам с Альянсом продюсеров, WGA подготовила свое исследование, согласно которому если в 2000 году суммарная операционная прибыль от развлекательного контента (без учета новостей и спорта) шести крупнейших компаний и конгломератов в индустрии составляла 5 млрд, то 2019 году — 30 млрд. Да, в 2020 и 2021 она падала на миллиард в год. Но денег все-равно много, побираться никто не собирается. А значит — повышение ставок, зарплат и роялти.
Еще одна свежая важнейшая тема — проблема со стримингами, которые делают более короткие сериалы и сезоны, уменьшают число формальных сценаристов, остальные функционируют как подмастерья, на более низких ставках, и все вместе они работают по времени меньше, то есть чаще должны искать себе новые проекты. Ходить на сериал как на работу и стабильно получать зарплату годами уже не выходит. Потому на пикетах воссоединялись команды целых легендарных проектов — в частности, «Скорой помощи», шедшей 15 сезонов и подарившей Америке привычку каждый четверг вечером включать NBC.
Еще один новый аспект выглядит как что-то из научной фантастики, что внезапно случилось в реальности. Речь об искусственном интеллекте, способном генерировать тексты, его использовании на некоторых этапах создания сценария. WGA очень этим обеспокоен (необходимость контроля использования ИИ входит в тройку основных требований профсоюза). В итоге суровые прагматичные профессионалы киноиндустрии вынуждены осмысливать невероятно мутные вопросы, возникшие в связи с появлением нового «игрока» — а может ли он создавать предварительные наброски или переписывать сценарии, кто кого в итоге будет переписывать, кто при таком раскладе будет получать оплату, как будет распределено авторское право и т.д. и т.п..
По обе стороны океана
То, что творится с нынешней забастовкой сценаристов, выходит и за пределы профессии, и за границы США. Сценаристов поддерживают другие влиятельные союзы, включая актерскую SAG-AFTRA и Гильдию режиссеров Америки (DGA). Режиссерский контракт с Альянсом продюсеров уже заключен. Сейчас идет голосование членов Гильдии, правление, в составе которого Стивен Спилберг, Кристофер Нолан, Рон Ховард и Ава ДюВерней, единогласно проголосовали за ратификацию, и нет сомнений, что в конце июня Гильдия его утвердит. Экс-глава DGA и нынешний его казначей Пэрис Барклай утверждает, что новый контракт почти в два раза больше предыдущего и никогда еще Гильдия не добивалась такого успеха. Очевидно, что это случилось из-за страха Альянса продюсеров перед тройной стачкой — режиссеры начали переговоры о контракте через девять дней после того, как члены WGA вышли на улицы.
Если с режиссерами все более или менее обошлось, то актерская гильдия пока не перепутье. 30 июня у SAG-AFTRA истекает контракт с Альянсом, и актеры и актрисы тоже недовольны зарплатами. Если профсоюз решит бастовать, то страшно представить, что будет с маркетинговыми компаниями запланированных на лето важных релизов («Миссия: невыполнима. Смертельная расплата, часть 1» с Томом Крузом, «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, «Барби» с Марго Робби и Райаном Гослингом), с мероприятиями типа Comic-Con, с линейкой осенних фильмов и сроками их проката (прогнозируют задержку не только для октябрьского релиза Paramount и Apple «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе, но даже и для декабрьского блокбастера Warner Bros. «Аквамен и потерянное царство»), с началом производства контента для следующего года, с тщательно выверенными наградными кампаниями и т.д и т.п.
Но самое главное, что классовая борьба работников индустрии с крупным капиталом приобрела международные масштабы и все чаще напоминает о знаменитом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Пару недель назад в Индии консалтинговая компания Ormax Media провела опрос в среде сценаристов и выяснила, что там тоже недовольны условиями работы и следят за борьбой американских коллег. Но Индия со своей довольно автономной киноиндустрией скорее просто перенимает опыт — национальная ассоциация сценаристов (SWA) недавно выразила свою поддержку забастовке WGA и сообщила, что находится в процессе разработки базового контракта для своих членов и инициирования переговоров с продюсерами.
А вот индустрии других стран с американской связаны более тесно. Производство сегодня все чаще транснационально. Стриминги занимаются созданием контента в Европе, для Европы, на европейских языках, нанимают местных профессионалов. Потому тут тоже возможны остановки производства — как это случилось, например, в Париже, где из-за забастовки так и не начался парижский этап работы над сериалом о балете «Etoile» от Amazon Prime Video.
И тут возможны знаки солидарности с американцами. Именно это и происходило 14 июня по всему миру — пикеты под лозунгом «Сценаристы везде» состоялись более чем в 20 странах мира. Акции прошли у офисов Netflix в Сеуле, Apple и Amazon в Торонто, Fox в Колумбии, у зданий Европарламента в Брюсселе, у Эйфелевой башни в Париже, у Кельнского собора в Кельне. «Мы все чаще работаем на одни и те же транснациональные компании и видим, что наш контент распространяется на одних и тех же платформах, солидарность важна для повышения стандартов везде, наша борьба — это их борьба, а их борьба — наша», — говорится в официальном обращении WGA к своим членам. Там также было сказано, что Гильдия донесет информацию о международной солидарности до двух крупнейших работодателей в отрасли, до Netflix и Disney.
Недавно WGA обратилась даже к Apple с призывом помочь закончить забастовку («Для компании стоимость наших предложений составляет всего 17 млн долларов в год, а выручка ее в прошлом году составила почти 400 млрд, так что пришло время для Apple помочь сценаристам добиться справедливого контракта»). А обладатель премии Эмми продюсер Пол Янг опубликовал открытое обращение к главе Netflix Теду Сарандосу, в котором сказано, в частности, следующее: «Нашему развлекательному сообществу нужен лидер... Нам нужен богатый парень, чтобы поступать правильно. Даже если это стоит денег. Вот почему ты нам нужен, Тед... У сценаристов есть неоспоримые аргументы по всем направлениям. Сделай трудный выбор, чтобы поделиться богатством». Не слишком ли это парадоксально, обращаться к акулам с призывом к вегетарианству? Время покажет.