Алексей Воронков: «Мы зафиксировали вполне реальную цель – 50 млрд выручки по кинобилетам» - «Интервью»

20.06.23, 08:15

Алексей Воронков: «Мы зафиксировали вполне реальную цель – 50 млрд выручки по кинобилетам» - «Интервью»


13–15 июня в горном кластере Роза Хутор города Сочи прошло ежегодное мероприятие, организованное Ассоциацией владельцев кинотеатров, АВКшоу Синемаскоп. Глава АВК Алексей Воронков рассказал главному редактору портала ПрофиСинема Нине Ромодановской об итогах минувшего индустриального события, сложившейся непростой ситуации в кинотеатральной отрасти и способах выхода из нее, успехе отечественных крупных релизов, параллельном импорте зарубежных и многом другом.





Нина Ромодановская:
Весь прошлый год кинотеатры искали способ выживания. 15 июня закончился очередной слет владельцев кинотеатров АВКШоу 2023. Удалось найти «волшебную таблетку»? 





Алексей Воронков:
«Таблетка» есть давно, и я бы даже не называл ее «волшебной». Ничто, кроме «российского кино», не наделит отрасль стабильностью в долгосрочной перспективе. И это понимают все – и мы, кинопоказчики, и продюсеры, и профильное министерство.  Мы, скорее, ищем способы ускорения получения этой «таблетки» и методы решения основной задачи кинотеатров с точки зрения бизнеса – выжить, пока на нас не обрушится «достаточное количество большого российского кино».
Например, на АВКШоу мы зафиксировали для себя вполне реальную бизнес-цель – 50 млрд рублей выручки по кинобилетам. Коммерческие кинотеатры все же больше бизнес, чем искусство, поэтому и цели мы стараемся описать математически, а не просто «давайте выведем кинотеатры на уровень стабильного развития». Произойдет ли это в следующем году или еще через год – не так важно. А важно, что все наши активности шаг за шагом будут приближать нас к этой планке. Отсюда и разговоры с продюсерами по идеальному формату фильмов для кинотеатров, и круглые столы с прокатчиками по формированию стартовых форматов фильмов, эксклюзивных окон и ценовой политики, и питчинг дистрибьюторов, и поддержка АВК кинопрокатных компаний с малым рекламным бюджетом, и программа Пушкинская карта, и тактические вопросы выживания в краткосрочном периоде, связанные с отношениями с ТРЦ, налогами, законотворческой деятельностью, обучением персонала и сокращением издержек.  Если кратко – все, что надо сделать, чтобы сохранить кинотеатры и через несколько лет обеспечить выручку российского кино в 50 млрд рублей в год.









Нина Ромодановская:
Как обстоят дела последние полгода в отрасли? Сколько залов и кинотеатров, по данным АВК, к настоящему моменту законсервированы? Сколько закрыты? 





Алексей Воронков:
За последние полгода, в период выпуска большого количества хорошего контента для кинотеатров, работают практически все кинозалы в стране, точную динамику можно отслеживать по ежемесячным отчетам аналитической группы Невафильм Research. Скажу больше, с учетом вновь открывающихся кинозалов в малых городах, в библиотеках, в сельских домах культуры – спасибо программе поддержки открытия кинотеатров в малых городах от Фонда кино – общее количество зарегистрированных кинозалов в стране даже выросло: согласно официальной статистике, плюс 35 за прошлый кризисный год.
Но все же основной удар пришелся в прошлом году на коммерческие кинотеатры, оставшиеся без финансовой поддержки в период, когда отрасль потеряла порядка 43,78% годовых оборотов, минус 27,8 млрд рублей к предыдущему году. Эта цифра вывела из игры целый ряд кинотеатров и кинозалов. Если, к примеру, взять показатели Топ-10 российских киносетей за 2022 год, сложится следующая картина: 22 закрытых кинотеатра и 131 зал. Речь идет именно об окончательно закрытых кинозалах. На данный момент где-то в регионах, может быть, и происходят закрытия и открытия, но они носят не системный, а технический характер. На сегодняшний день все, кто выжил в 2022 году, работают и готовятся к очередному летнему пике. 









Нина Ромодановская:
Исторически крупные российские релизы проходили в зимний период, с октября по март, в то время как летняя сетка преимущественно состояла из западной кинопродукции. Прошлым летом пиковое значение закрытых кинозалов составило 42%. Какие перспективы АВК видит этим летом?





Алексей Воронков:
Так же, как и нельзя за год полностью решить вопрос с импортозамещением в промышленности, чудес не бывает и в кинопроизводстве. Деньги продюсерам дали, но на съемки качественного кассового контента нужно время. В мае крупные российские премьеры закончились, а так называемый закон о параллельном импорте в кино все еще мотается по кулуарам кабинетов. Думаю, история прошлого года будет повторяться. Обращаясь к прошлогодней ситуации, нужно отметить, что мы подразумеваем под неработающими кинотеатрами. Речь идет о кинозалах, которые не открывали продажи или не продали ни одного билета за день. Статистика прошлого лета велась на ежедневной основе: мы наблюдали залы, которые не работали в будние дни, но открывались в выходные. В самые критические моменты цифра действительно достигала 42%, но в целом этот график варьировался ежедневно. Лучшие дневные показатели прошлого года – 10–12%: под некоторые релизы кинотеатры открывались специально и, проработав буквально три дня, могли закрыться вновь. 





Что нас ждет этим летом, откровенно говоря, не знает никто. У нас был прекрасный репертуар российского кино, который показал блестящий старт в начале года, но, к сожалению, как было отмечено, он закончился. Для работы в ноль кинотеатрам нужно зарабатывать 35 млрд рублей в год. Если рассматривать в качестве минимальной планки суммарные 2,5 млрд рублей в месяц – на лето фильмов, способных сгенерировать такой оборот, нет. То есть – фильмов много, в том числе и отечественных, но зритель голосует рублем, и это самый честный показатель заполненности репертуарной сетки. 





Нужно сразу подчеркнуть, что российского кино много, но существует одно большое противоречие. Есть фильмы, которые собирают 100 млн рублей по стране, и фильмы, которые собирают 100 тыс. рублей по стране. Для общей статистики – вторые, конечно, существуют, а для кинотеатра – нет. При себестоимости одного сеанса в 2,5 тыс. рублей не может кинотеатр позволить «крутиться» картине, которая привлекает 3 человека за неделю.  Раньше мы даже не рассматривали фильмы, которые выходили с эстимейтом в 20 млн рублей – они попросту были экономически не оправданы. Сейчас мы иногда пробуем и это, но сборы в 2 млн рублей по стране – это по-прежнему катастрофический убыток для кинотеатра. Фильм должен зарабатывать, на него должны идти люди. В прошлом году звучали упреки: якобы российскому фильму нужно пройти семь кругов ада, чтобы попасть в кинотеатр. Это не так: если фильм собирает кассу, кинотеатры однозначно будут с ним работать. 





Нина Ромодановская:
На АВКШоу вы проводили питчинг дистрибьюторов. Это инструмент заполнить летнюю сетку? 





Алексей Воронков:
Нет. Мы не можем пока заставить продюсеров выдавать фильмы летом или равномерно в течение года, а не только на Новый год. Это попытка поддержать дополнительным рекламным бюджетом фильмы, которые или решились выйти в летний период, или создавались без поддержки Фонда кино, но мы считаем, что у них есть потенциал. В этом году мы отобрали для обсуждения три пилотные картины от трех независимых прокатчиков: кинокомпания Russian World Vision представила историческую драму «Жанна Дюбарри» (Франция, RWV принимала участие в производстве проекта), Кинологистика – семейное кино «Хатико» (Китай), Base Development – спортивную драму «Паралимпиец» (Казахстан). 









Подобные шаги мы делали и раньше, давая шанс представить картину напрямую собственникам кинотеатров, но не более одной от продюсера или дистрибьютора. Однако в этом году эта традиция превратилась в некий конкурс на выделение рекламной поддержки со стороны кинотеатров АВК.
В этом году, конечно, не совсем все пошло по плану. Мы должны были выбрать для себя только один фильм для обязательной росписи и рекламной поддержки в кинотеатрах АВК, и этот фильм определился – «Жанна Дюбарри» от RWV. Но ряд киносетей и кинотеатров АВК дали подобные преференции либо двум, либо всем трем картинам. 





Нина Ромодановская:
В ноябре 2022 года Вы отмечали, что если к декабрю сложившаяся на рынке ситуация не изменится, то к 14 января мы станем свидетелями новой цепочки банкротств. Удалось ли отсрочить этот пессимистичный прогноз за счет успехов «Чебурашки»? 





Алексей Воронков:
На АВКшоу прошла сессия «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», в рамках которой как раз разбирали этот вопрос: мы общались с кинопрокатом и с другими отраслевыми компаниями. Сейчас мы видим впереди три больших проекта. 





Если экстраполировать ситуацию на прошлый год, взяв очень хорошие сборы «Чебурашки» и «Вызова» и раскидав финансовые показатели на оставшийся период, мы примерно понимаем, к какой прибыли придем. Сейчас мы имеем около 22 млрд рублей; до конца года компания ЦПШ, которая занимает порядка 50% нашего рынка, прогнозирует еще как минимум 4 млрд. Таким образом, мы надеемся добраться до отметки в 28-30 млрд. Несмотря на то, что это очень плохо для кинотеатров, для российского кино в целом это – отличный показатель: исторически наше кино собирало не больше 11 млрд. Теперь цифры, конечно же, будут выше. Главное, на фоне общей эйфории от удвоения кассы отечественного кино не забывать, что на таком уровне кинотеатры не способны пройти точку безубыточности. 





Нина Ромодановская:
Вы упоминали, что в кинотеатральной отрасли также пострадала реклама. Новые маркетинговые стратегии планировались к обсуждению на АВКшоу. Насколько велик убыток? Как новый закон о рекламе сказывается на работе кинотеатров? Как ваши ресурсы подключаются к привлечению зрителей?





Алексей Воронков:
Давайте разделим понятие «реклама» на привлеченную, на которой кинотеатры зарабатывают, и на собственную – это реклама фильмов и продуктов, на которую кинотеатры тратятся. С привлеченной рекламой – двойственная ситуация. Федеральные компании действительно сократили свои бюджеты по регионам, сосредоточившись в основном на Москве, поэтому в Москве и Московской области есть киносети, которые даже увеличили обороты по привлеченной рекламе по сравнению с 2021–2022, но по регионам ситуация общего падения «2022 к 2021» оценивается на уровне минус 67%.
Внутренняя реклама, или реклама собственных продуктов, была и держится в большинстве сетей на уровне 4–10% от оборота с учетом бартерной рекламы. Практически в каждом кинотеатре существует свой маркетинговый отдел или маркетолог. Внутрикинотеатральная реклама – это, в большинстве своем, серьезная история с исследованием зрителя, сегодня наши внутренние программы позволяют накапливать персональную историю каждого зрителя и анализировать ее. Надо сказать, что ЕАИС, конечно, тоже играет свою роль, но система, которая создавалась прежде всего для контроля за кинотеатрами, слишком сложна для применения в аналитике самими кинотеатрами, либо часто не приспособлена для этого. Сократилась ли реклама? Да, конечно. Увы, но с падением оборотов в прошлом многие кинотеатры сокращали не только аренду и зарплаты, но и рекламные бюджеты. В последние полгода эта ситуация более или менее нормализовалась. К тому же сейчас мы, в том числе, делаем ставки и на маркетинговый союз, родившийся полгода назад на площадке АВК (АВК + Оптима Кино + Красный Квадрат), призванный помочь кинотеатрам АВК оптимизировать затраты на рекламу при увеличении потока самой рекламы в регионах.
Касаемо нового закона о рекламе – нельзя сказать, что он сильно навредил. Просто это дополнительное время в оформлении коммерческой рекламы на сайтах кинотеатров и чуть большие затраты. Сложно было изначально разобраться в технологии и в юридических аспектах. Суть – необходимо создавать токен на стороннюю рекламу. Процедурные вопросы, подобные этому, решаются обычно или довольно быстро в чате АВК, или на закрытых собраниях Ассоциации. По моему личному мнению, этот закон был введен и для аналитики, и для дальнейшей трансформации налогового законодательства по рекламе. Поэтому ждем дальнейших изменений в контроле за рекламными активностями.  Хорошо, что пока это не касается фильмов, потому что, если придется регистрировать токен на каждую рекламу фильма – это будет страшно. 








Нина Ромодановская:
Остановимся на сборах фильма «Вызов». С одной стороны, рынок весьма положительно реагировал на значительно меньшие сборы «Сердца Пармы» (930 млн), с другой – после триумфа «Чебурашки» результаты «Вызова» кажутся скромными. Как вы считаете, в нынешней ситуации 1,7 млрд – это провал или успех? 







Алексей Воронков:
Круто, когда российское кино может показывать такие фантастические цифры. Для кинопоказа и «Сердце Пармы», и, конечно, «Чебурашка», и «Вызов» – однозначный успех. Мы подробно разбирали каждый кейс, определяли, как он сработал и почему. Единственное замечание к самому фильму «Вызов» касалось его хронометража: для просмотра трехчасового фильма на больших экранах нужно потратить минимум пять часов с учетом дороги – таким временем располагают далеко не все. Ну и у «Вызова», конечно же, не было такой семейной аудитории как у «Чебурашки», это взрослый фильм.
В остальном «Вызов» – отличный история, особенно с учетом его росписи. Несмотря на всю вакханалию, которая творилась в прессе по обливанию кинотеатров грязью, до «Вызова» и «Чебурашки» кинотеатры ни одному фильму не давали такой роскошной росписи и не давали такого эфирного времени на старте: при стандартной росписи одного проекта «не более 30% эфира по году и не более 25%  эфира в Новый год» для «Чебурашки» этот показатель составил 35-37% в Новый год, а для «Вызова» и вовсе 54%. 
В этом году понимая, что российское кино должно зарабатывать, и нам надо совместно с продюсерами собрать 50 млрд, лишившись инструментария по ПУ, кинотеатры самостоятельно раздвигали для него всю сетку: к примеру, 87% кинотеатров страны полностью освободили Новый год. Перенесен был старт и легализованного иностранного контента, и альтернативного в виде «Аватара».



То же самое произошло и с «Вызовом»: все видели мощную рекламную поддержку и верили в сборы от 2 до 3 млрд даже с учетом того, что он стартовал в исторически одном из самых слабых месяцев в году. Еще раз акцентирую: 54% эфира было отдано в течение первых трех недель «Вызову», никогда еще в истории кинотеатров ничего подобного не происходило!



Давайте посмотрим шире: и серьезные военные фильмы, даже с учетом фона спецоперации, тоже собирали хорошую кассу – здесь и «Праведник» с 638 млн, и «Нюрнберг» с 350 млн. Затем была прекрасная комедия «Поехавшая». У нас могут снимать хорошее большое кино для кинотеатров, осталось сделать этот процесс регулярным. И тогда 50 млрд будет уже не предел.





Нина Ромодановская:
Продолжая предыдущую тему, необходимо отметить, что, по мнению многих экспертов, именно 2023 год может стать самым критичным для отечественной отрасли кинопоказа: и здесь речь идет уже не только о летнем периоде, но и об осенне-зимнем. Как кинотеатры реагируют на вызов репертуарного голода? На какие крупные релизы этого года возлагаются особые надежды? 





Алексей Воронков:
В краткосрочной перспективе ее нет. Для сохранения жизнеобеспечения кинотеатров нужны «репертуарная сетка» или «прямая финансовая поддержка». Последней не было в прошлом году, когда отрасль провалилась ниже днища, и уж тем более не будет сейчас, когда 5 месяцев рапортуется о самых больших сборах в кинопрокате: на начало июня, когда закончились премьеры больших российских проектов, отрасль собрала 22 млрд рублей, в постковидном 2021 с действующими ограничениями по заполняемости залов – 40,6 млрд. На сегодня по репертуарной сетке есть надежда и на «Повелителя ветра», и на «Холопа 2», и еще на пару сильных премьер четвертого квартала. Но все это поздняя осень.  



При разговоре про репертуарный голод нам остается только ждать. Каждый собственник сам принимает решения о закрытии или продолжении работы. Бегать, кричать, звать на помощь, как в прошлом году, оказалось бесперспективно; слава богу, хотя бы продюсерам выделили деньги на будущие проекты. 



Хорошо, если будет еще программа помощи продюсерам по рекламной поддержке проектов. Но опять же – это потом. 





Нина Ромодановская:
Параллельный импорт по-прежнему остается самой обсуждаемой темой в отрасли, и Вы являетесь его сторонником. Насколько, на Ваш взгляд, киносообщество едино в этом мнении? Трансформируется ли ситуация с принятием закона, тем или иным способом регулирующего показ контента параллельного импорта? 





Алексей Воронков: 
Кинопоказчики – субъекты кинобизнеса, поэтому увеличение сборов российского кино для нас так же важно, как и для всей индустрии. Мы долго разбирали в том числе и опыт развития кинопроката Ирана и Китая в условиях санкций. Если брать три возможных сценария развития, то ни в одном из них нет упора на голливудское кино: надеяться на то, что Голливуд вернется в том же формате, как минимум, опрометчиво.



Единственный выход – это поднятие оборотов российского кино. Но пока у нас не будет достаточного количества российского контента, мы или будем создавать спрос на альтернативный контент, или кричать, что нам плохо, и закрываться. Ни то, ни другое не устраивает ни нас, ни государство.



Конечно, мы выступаем за легальный бизнес. Поэтому и нужна легализация. Потому что тогда появляется и легальный механизм расчета с правообладателями, и деньги на развитие отечественного кино, и регулирование дат выхода фильмов.
За последний год выходило три законодательных инициативы. Первая – бездоговорное использование, когда мы можем использовать объекты авторского права и платить за них правообладателю через счет типа «О», что-то подобное было принято в Белоруссии в январе 2023 года. В мае прошлого года наш президент выпустил указ, согласно которому можно делать отчисления правообладателям на рублевый счет типа «О».
Второй вариант – принудительное лицензирование. Правообладатель выпустил фильм на весь мир. По какому признаку он обделил Россию, по национальному? Потому что мы россияне? А, ну тогда подали в суд, суд разрешил показывать, показываем и тоже отчисляем правообладателю (это, кстати, прописано и в Бернской конвенции – интеллектуальные права должны быть доступны всем).
Я считаю, что за все нужно платить. Не через пятого-шестого посредника, как это нередко происходит, а по нормальной законодательной базе. Этот вариант в правительстве тоже отвергли.
Третий вариант сейчас находится на рассмотрении. Если кратко, разрешений никаких не дадут, но, по крайней мере, до 2025 года нас не будут наказывать. Параллельный импорт – это временная схема. Мы сами готовы вкладываться в российское кино, и для нас это единственная возможность не зависеть ни от кого в долгосрочной перспективе. Но до этого момента кинотеатрам нужно дожить.
Сфера кинопоказа у нас какая-то проклятая с точки зрения правового регулирования. Минпромторг: «На импортозамещение нужно время, давайте придумаем временный закон «о параллельном импорте» причем сразу в марте 2022 года». А давайте! И придумали. Итог: импортозамещение развивается, отрасль не рухнула, производство работает, человек продолжает потреблять необходимые товары, в том числе, и привезенные из-за рубежа, пока у нас они не стали производиться в достаточном количестве и с надлежащим качеством.
Минцифры: «Давайте придумает закон, чтобы, пока мы не написали собственное ПО для себя во всех сферах, мы использовали недружественное, но обязательно платили правообладателям» (только половину пускали еще и на развитие собственного ПО). А давайте! И уверен, что напишут.



Кинотеатры: «Давайте тоже временно легализуем параллельный импорт в кино, пока своего не так много? И тоже будем и правообладателям платить, и свое кино развивать». Ну вот целый год пока и ходим по кабинетам. Но искренне верим, что все нас понимают и просто руки не доходят. 





Нина Ромодановская:
В новой реальности все чаще ведутся разговоры о том, чтобы выстраивать отношения со студиями в новом формате в обход санкций. Одним из самых ярких примеров такого формата является «Джон Уик 4». Может ли подобная схема стать рабочей для других потенциальных блокбастеров? 





Алексей Воронков:
Честь и хвала компании Атмосфера кино. Очередное доказательство того, что можно выстраивать диалог.  Но я продолжаю говорить: нужен отточенный механизм. Механизм, позволяющий контролировать и идеологическую составляющею через ПУ и дающий временную возможность продержаться кинотеатрам и дожить до светлого будущего. 





Нина Ромодановская:
Как вы думаете, что еще могло бы помочь удержаться отрасли на том уровне, который она показала в начале этого года. 





Алексей Воронков:
Надо разговаривать друг с другом. Последнее АВКШоу четко это показало. Масса стратегических и тактических вопросов решается, когда отрасль имеет общую цель. Спасибо продюсерам, дистрибьюторам, партнерам АВК, кинотеатрам, которые нашли время приехать и поговорить всем вместе на одной площадке. Спасибо за быстрые решения, которые удалось принять, и даже за вопросы, которые требуют теперь новых решений. Прорвемся. 50 млрд не за горами.  Главное – разговаривать и слышать друг друга. 


13–15 июня в горном кластере Роза Хутор города Сочи прошло ежегодное мероприятие, организованное Ассоциацией владельцев кинотеатров, АВКшоу Синемаскоп. Глава АВК Алексей Воронков рассказал главному редактору портала ПрофиСинема Нине Ромодановской об итогах минувшего индустриального события, сложившейся непростой ситуации в кинотеатральной отрасти и способах выхода из нее, успехе отечественных крупных релизов, параллельном импорте зарубежных и многом другом. Нина Ромодановская: Весь прошлый год кинотеатры искали способ выживания. 15 июня закончился очередной слет владельцев кинотеатров АВКШоу 2023. Удалось найти «волшебную таблетку»? Алексей Воронков: «Таблетка» есть давно, и я бы даже не называл ее «волшебной». Ничто, кроме «российского кино», не наделит отрасль стабильностью в долгосрочной перспективе. И это понимают все – и мы, кинопоказчики, и продюсеры, и профильное министерство. Мы, скорее, ищем способы ускорения получения этой «таблетки» и методы решения основной задачи кинотеатров с точки зрения бизнеса – выжить, пока на нас не обрушится «достаточное количество большого российского кино». Например, на АВКШоу мы зафиксировали для себя вполне реальную бизнес-цель – 50 млрд рублей выручки по кинобилетам. Коммерческие кинотеатры все же больше бизнес, чем искусство, поэтому и цели мы стараемся описать математически, а не просто «давайте выведем кинотеатры на уровень стабильного развития». Произойдет ли это в следующем году или еще через год – не так важно. А важно, что все наши активности шаг за шагом будут приближать нас к этой планке. Отсюда и разговоры с продюсерами по идеальному формату фильмов для кинотеатров, и круглые столы с прокатчиками по формированию стартовых форматов фильмов, эксклюзивных окон и ценовой политики, и питчинг дистрибьюторов, и поддержка АВК кинопрокатных компаний с малым рекламным бюджетом, и программа Пушкинская карта, и тактические вопросы выживания в краткосрочном периоде, связанные с отношениями с ТРЦ, налогами, законотворческой деятельностью, обучением персонала и сокращением издержек. Если кратко – все, что надо сделать, чтобы сохранить кинотеатры и через несколько лет обеспечить выручку российского кино в 50 млрд рублей в год. Нина Ромодановская: Как обстоят дела последние полгода в отрасли? Сколько залов и кинотеатров, по данным АВК, к настоящему моменту законсервированы? Сколько закрыты? Алексей Воронков: За последние полгода, в период выпуска большого количества хорошего контента для кинотеатров, работают практически все кинозалы в стране, точную динамику можно отслеживать по ежемесячным отчетам аналитической группы Невафильм Research. Скажу больше, с учетом вновь открывающихся кинозалов в малых городах, в библиотеках, в сельских домах культуры – спасибо программе поддержки открытия кинотеатров в малых городах от Фонда кино – общее количество зарегистрированных кинозалов в стране даже выросло: согласно официальной статистике, плюс 35 за прошлый кризисный год. Но все же основной удар пришелся в прошлом году на коммерческие кинотеатры, оставшиеся без финансовой поддержки в период, когда отрасль потеряла порядка 43,78% годовых оборотов, минус 27,8 млрд рублей к предыдущему году. Эта цифра вывела из игры целый ряд кинотеатров и кинозалов. Если, к примеру, взять показатели Топ-10 российских киносетей за 2022 год, сложится следующая картина: 22 закрытых кинотеатра и 131 зал. Речь идет именно об окончательно закрытых кинозалах. На данный момент где-то в регионах, может быть, и происходят закрытия и открытия, но они носят не системный, а технический характер. На сегодняшний день все, кто выжил в 2022 году, работают и готовятся к очередному летнему пике. Нина Ромодановская: Исторически крупные российские релизы проходили в зимний период, с октября по март, в то время как летняя сетка преимущественно состояла из западной кинопродукции. Прошлым летом пиковое значение закрытых кинозалов составило 42%. Какие перспективы АВК видит этим летом? Алексей Воронков: Так же, как и нельзя за год полностью решить вопрос с импортозамещением в промышленности, чудес не бывает и в кинопроизводстве. Деньги продюсерам дали, но на съемки качественного кассового контента нужно время. В мае крупные российские премьеры закончились, а так называемый закон о параллельном импорте в кино все еще мотается по кулуарам кабинетов. Думаю, история прошлого года будет повторяться. Обращаясь к прошлогодней ситуации, нужно отметить, что мы подразумеваем под неработающими кинотеатрами. Речь идет о кинозалах, которые не открывали продажи или не продали ни одного билета за день. Статистика прошлого лета велась на ежедневной основе: мы наблюдали залы, которые не работали в будние дни, но открывались в выходные. В самые критические моменты цифра действительно достигала 42%, но в целом этот график варьировался ежедневно. Лучшие дневные показатели прошлого года – 10–12%: под некоторые релизы кинотеатры открывались специально и, проработав буквально три дня, могли закрыться вновь. Что нас ждет этим летом, откровенно говоря, не знает никто. У нас был прекрасный репертуар российского кино, который показал блестящий старт в начале года, но, к сожалению, как было отмечено, он закончился. Для работы в ноль кинотеатрам нужно зарабатывать 35 млрд рублей в год. Если рассматривать в качестве минимальной планки суммарные 2,5 млрд рублей в месяц – на лето фильмов, способных сгенерировать такой оборот, нет. То есть – фильмов много, в том числе и отечественных, но зритель голосует рублем, и это самый честный показатель заполненности репертуарной сетки. Нужно сразу подчеркнуть, что российского кино много, но существует одно большое противоречие. Есть фильмы, которые собирают 100 млн рублей по стране, и фильмы, которые собирают 100 тыс. рублей по стране. Для общей статистики – вторые, конечно, существуют, а для кинотеатра – нет. При себестоимости одного сеанса в 2,5 тыс. рублей не может кинотеатр позволить «крутиться» картине, которая привлекает 3 человека за неделю. Раньше мы даже не рассматривали фильмы, которые выходили с эстимейтом в 20 млн рублей – они попросту были экономически не оправданы. Сейчас мы иногда пробуем и это, но сборы в 2 млн рублей по стране – это по-прежнему катастрофический убыток для кинотеатра. Фильм должен зарабатывать, на него должны идти люди. В прошлом году звучали упреки: якобы российскому фильму нужно пройти семь кругов ада, чтобы попасть в кинотеатр. Это не так: если фильм собирает кассу, кинотеатры однозначно будут с ним работать. Нина Ромодановская: На АВКШоу вы проводили питчинг дистрибьюторов. Это инструмент заполнить летнюю сетку? Алексей Воронков: Нет. Мы не можем пока заставить продюсеров выдавать фильмы летом или равномерно в течение года, а не только на Новый год. Это попытка поддержать дополнительным рекламным бюджетом фильмы, которые или решились выйти в летний период, или создавались без поддержки Фонда кино, но мы считаем, что у них есть потенциал. В этом году мы отобрали для обсуждения три пилотные картины от трех независимых прокатчиков: кинокомпания Russian World Vision представила историческую драму «Жанна Дюбарри» (Франция, RWV принимала участие в производстве проекта), Кинологистика – семейное кино «Хатико» (Китай), Base Development – спортивную драму «Паралимпиец» (Казахстан). Подобные шаги мы делали и раньше, давая шанс представить картину напрямую собственникам кинотеатров, но не более одной от продюсера или дистрибьютора. Однако в этом году эта традиция превратилась в некий конкурс на выделение рекламной поддержки со стороны кинотеатров АВК. В этом году, конечно, не совсем все пошло по плану. Мы должны были выбрать для себя только один фильм для обязательной росписи и рекламной поддержки в кинотеатрах АВК, и этот фильм определился – «Жанна Дюбарри» от RWV. Но ряд киносетей и кинотеатров АВК дали подобные преференции либо двум, либо всем трем картинам. Нина Ромодановская: В ноябре 2022 года Вы отмечали, что если к декабрю сложившаяся на рынке ситуация не изменится, то к 14 января мы станем свидетелями новой цепочки банкротств. Удалось ли отсрочить этот пессимистичный прогноз за счет успехов «Чебурашки»? Алексей Воронков: На АВКшоу прошла сессия «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», в рамках которой как раз разбирали этот вопрос: мы общались с кинопрокатом и с другими отраслевыми компаниями. Сейчас мы видим впереди три больших проекта. Если экстраполировать ситуацию на прошлый год, взяв очень хорошие сборы «Чебурашки» и «Вызова» и раскидав финансовые показатели на оставшийся период, мы примерно понимаем, к какой прибыли придем. Сейчас мы имеем около 22 млрд рублей; до конца года компания ЦПШ, которая занимает порядка 50% нашего рынка, прогнозирует еще как минимум 4 млрд. Таким образом, мы надеемся добраться до отметки в 28-30 млрд. Несмотря на то, что это очень плохо для кинотеатров, для российского кино в целом это – отличный показатель: исторически наше кино собирало не больше 11 млрд. Теперь цифры, конечно же, будут выше. Главное, на фоне общей эйфории от удвоения кассы отечественного кино не забывать, что на таком уровне кинотеатры не способны пройти точку безубыточности. Нина Ромодановская: Вы упоминали, что в кинотеатральной отрасли также пострадала реклама. Новые маркетинговые стратегии планировались к обсуждению на АВКшоу. Насколько велик убыток? Как новый закон о рекламе сказывается на работе кинотеатров? Как ваши ресурсы подключаются к привлечению зрителей? Алексей Воронков: Давайте разделим понятие «реклама» на привлеченную, на которой кинотеатры зарабатывают, и на собственную – это реклама фильмов и продуктов, на которую кинотеатры тратятся. С привлеченной рекламой – двойственная ситуация. Федеральные компании действительно сократили свои бюджеты по регионам, сосредоточившись в основном на Москве, поэтому в Москве и Московской области есть киносети, которые даже увеличили обороты по привлеченной рекламе по сравнению с 2021–2022, но по регионам ситуация общего падения «2022 к 2021» оценивается на уровне минус 67%. Внутренняя реклама, или реклама собственных
Понравилось:
Автор: Ефросинья
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Зарубежное кино в российском прокате 2022:
03.01.23, 08:16
Итоги проката российского кино в 2022 году:
03.01.23, 08:15
Киноитоги 2022 года: кризис – и точка -
03.01.23, 08:15
Биография Брэдли Купера - Иностранные актеры.
06.02.23, 08:16
15 самых ожидаемых фильмов 2023 года: выбор
03.01.23, 08:15
Зарубежное кино в прокате России и СНГ:
03.01.22, 08:15
Полезно знать


Алану Мамаеву обманули
Жена футболиста так и не дождалась брендового футляра для помады.  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up