В наступающем 2024 году анимационная студия КиноАтис – один из лидеров в области анимации в России – будет отмечать 20-летний юбилей.
Генеральный директор студии Вадим Сотсков рассказал в интервью корреспонденту портала ПрофиСинема об итогах двадцати лет работы, результатах 2023 года и перспективных планах на будущий, о развитии вселенной Белки и Стрелки, сиквеле фильма про Кощея Бессмертного и его новых персонажах, а также о судьбе международных проектов, сотрудничестве с зарубежными коллегами и многом другом.
Елена Трусова:
В следующем году компания КиноАтис, основанная в 2004 году, будет отмечать 20-летний юбилей. С какими итогами подходите к этому значимому событию?
Вадим Сотсков:
Результаты минувших 20 лет наглядные – мы выпустили 6 полнометражных фильмов, 7 сериалов, каждый из который включает от 7 до 104 серий, различные короткометражные анимационные фильмы и даже мюзикл по нашей флагманской франшизе «Белка и Стрелка».
Изначально мы работали совместно со студией ЦНФ. Первым большим проектом стал полнометражный фильм «Белка и Стрелка. Звездные собаки», релиз которого состоялся в 2010 году. Первая картина франшизы была показана в 160 странах, в некоторых из них стартовала в прокате с первого места и принесла высокие кассовые сборы. Именно этот релиз стал важной вехой в истории компании. В 2011 году мы сменили название с ЦНФ Анима на КиноАтис.
Елена Трусова:
Получается, успех пришел к вам именно с проектом «Белка и Стрелка»?
Вадим Сотсков:
Переломный момент произошел, когда я показал фильм про Белку и Стрелку Джин Торен (Jean Thoren), презеденту Animation Magazine, и рассказал об уникальности проекта – картина основана на реальных событиях из истории нашей страны. Ей фильм понравился, и так «Белка и Стрелка» стал первым российским проектом, который украсил обложку одного из самых авторитетных анимационных изданий в мире.
Именно после этого на любом международном кинорынке можно было чувствовать себя уверенно: к компании, проект которой появился на обложке журнала, относятся по-особенному. И благодаря Animation Magazine нам удалось быстро найти дистрибьютора для первого фильма франшизы «Белка и Стрелка».
Накануне премьеры мы буквально запускали фильм в космос, и его смогли посмотреть космонавты.
Елена Трусова:
А озвучившая Белку в третьем фильме Юлия Пересильд спустя год и правда в космос полетела…Вадим Сотсков:Это невероятное совпадение.
Елена Трусова:
«Белка и Стрелка» – самый значимый и популярный бренд студии КиноАтис, и в этом году вышли новые линейки лицензионной продукции с героями франшизы. Можете рассказать подробнее о соглашениях о лицензировании за последний год? Вадим Сотсков:В этом году мы заключили много новых лицензионных соглашений. Так, например, в мае в продажу поступили готовые сухие завтраки для детей под названием «Завтрак космонавта», на упаковках которых изображены герои анимационного сериала «Белка и Стрелка. Озорная семейка». Мы выпускаем продукцию совместно с краснодарской компанией ЮгОпт. А в сентябре в магазинах появились соки и нектары – также с персонажами франшизы «Белка и Стрелка». Нашим партнером стала белорусская группа компаний АВС – один из крупнейших в Беларуси производителей продуктов питания.
Мы также давно сотрудничаем с Мострансавто и реализовали много интересных совместных проектов, в том числе по вопросам безопасности детей на дорогах и в общественном транспорте. В этом году мы представили ограниченную серию транспортных карт Стрелка для школьников и студентов Московской области с Белкой и Стрелкой. Первая партия карт в оригинальном дизайне вышла летом, к Дню защиты детей, а вторая – новогодняя серия – появится в МФЦ Московской области накануне Нового года.
Проекты франшизы про звездных собак-космонавтов «Белка и Стрелка» и сериал о буднях инопланетной семьи «Планета Аi» можно будет посмотреть теперь и в небе – с середины августа на бортах самолетов авиакомпаний «Якутия», AzurAir, «Ямал», Utair и Red Wings стали показывать наш контент.
Елена Трусова:
Вселенная Белки и Стрелки постоянно расширяется. В конце прошлого года вышли новых 12 серии «Тайн космоса», будут ли полниться новыми эпизоды другие проекты франшизы про собак-космонавтов? Вадим Сотсков:Сезон «Тайн космоса» полностью готов – 52 серии. Но сейчас еще не все серии вышли в киножурнале «Мульт в кино», в котором традиционно проходит премьера новых эпизодов проекта. Пока в производстве нет новых серий «Тайн космоса», но останавливаться мы не собираемся. Мне лично очень нравится этот проект – в центре каждого эпизода реальный научный факт о космосе, вокруг него и строится сюжет, все рассказано простым и доступным языком, с юмором. Это по-настоящему значимый и уникальный проект – не только развлекательный, но и познавательный для маленьких зрителей.
Сейчас в разработке есть еще один подобный проект, который будет базироваться на интересных научных фактах, но с космосом он не будет связан. Соседями филиала студии КиноАтис в Сарове стали магистратура Московского государственного университета и Центр физики и математики. Это соседство определенно сказывается на нас, и науку через наши проекты мы планируем продолжать популяризировать. Думаю, в следующем году запустим новый проект в производство.
Елена Трусова:
Хотелось бы как раз поговорить о работе саровского филиала студии КиноАтис. До сих пор ли там проходит обучение специалистов?Вадим Сотсков:Раньше мы занимались обучением аниматоров и в Москве, и в Сарове, но все же отказались от этого направления. Сейчас мы мониторим студентов художественного факультета ВГИКа и студентов факультета мультимедиа МГИКа, начиная с первого курса. Мне кажется, это более правильный подход.
Елена Трусова:
КиноАтис-Саров также в следующем году будет отмечать свой первый юбилей – 10-летие. Можете подвести краткий итог работы филиала и чем он сейчас живет?Вадим Сотсков:Сейчас в студии КиноАтис-Сарове работает 12 человек, и все они вовлечены в работу над нашими проектами. А анимационный сериал «Йети и дети» – первый проект, который полноценно будет реализован именно в Сарове.
Кинематографистам очень выгодно переносить производство в регионы, мы убедились в этом на личном опыте. Так, Нижегородская область выплатила нам большой рибейт за «Кощея. Похитителя невест», над которым частично шла работа именно в Сарове.
Елена Трусова:«Йети и дети», который вы упомянули, получил поддержку Минкультуры после питчинга.Вадим Сотсков:Да, с «Йети и дети» нас поддержали, и сиквел «Кощея» – «Кощей. Тайна живой воды» – также был одобрен к поддержке Фондом кино. Учитывая, что несколько лет субсидии от государства мы не получали, то этот год сложился намного удачнее. Финансовая поддержка от Минкульта и Фонда кино оказалась просто необходима, особенно учитывая, как за минувшие два года резко упала валютная выручка.
Новый 2024 год мы начнем очень плодотворно: сразу несколько проектов в производстве и несколько в разработке, включая крупный проект, который будем делать с одним из регионов России. Анонсировать сможем чуть позже.
Елена Трусова:
Давайте тогда подробнее поговорим про один из самых главных проектов, которому отчасти вы посвятите следующий год – продолжению истории про Кощея Бессмертного. Первый фильм про Кощея вышел в прокат в 2022 году и за последние полтора года получила много наград. На каком этапе вы утвердились в решении делать сиквел?Вадим Сотсков:За десятки лет работы в индустрии иллюзий становится меньше, и о перспективах того или иного проекта начинаешь серьезно размышлять не с момента запуска, а основываясь на зрительской реакции на уже готовый фильм. Если зритель принимает – можно двигаться вперед.
В конце 2022 года мы утвердились в решении делать сиквел и начали разработку. Планируем выпускать фильм либо в конце 2025 года, либо в начале 2026 года. Главное, выбрать правильную дату.
Над второй частью работает та же команда, что создавала и первый фильм.
Елена Трусова:
Сиквелом вы решили расширить киновселенную, дополнив ее новыми героями – Елисеем, Моревной и Драконом Герой. А будет ли еще чем-то принципиально отличаться вторая часть от первой?Вадим Сотсков:Новых персонажей и локаций будет намного больше. Так, кроме трех перечисленных новых главных героев, будут также Василиск и Живая Вода. В сценарии еще больше приключений и юмора. Примечательно, что он практически не претерпел больших изменений с первого драфта, настолько бы хорош.
В производство уже запущен первый эпизод, и к следующему питчингу в Фонде кино, думаю, нам уже будет, что показать.
На озвучивание новых персонажей также будут приглашены звезды отечественного кино. Елисей – один из ярчайших персонажей нашего будущего фильма, поэтому и актер озвучки должен быть соответствующий. К своим персонажам вернутся артисты, озвучившие героев в первом фильме, в частности, Виктор Добронравов (Кощей) и Владимир Сычев (Колобок).
С «Кощеем» изначально все складывалось очень удачно, но у нас были и проекты, которые дальше сценария не двигались, в силу разных причин. Есть потенциально хорошие проекты, которые временно «легли на полку», в том числе и международные – по геополитическим причинам.
Елена Трусова:
В нашем прошлом интервью вы отмечали, что несколько международных проектов – историческое фэнтези «Мушкетеры царя» и «Фрегат «Полундра» – поставлены на паузу. Вы до сих пор поддерживаете связь со своими зарубежными коллегами по этим проектам?Вадим Сотсков:Да, связь поддерживаем, переписываемся. Скоро поздравлю их с католическим Рождеством. Пока проекты остаются на паузе.
С «Мушкетерами царя» возможно предложим нашим коллегам нечто радикальное – например, отдать проект полностью на производство нам, зафиксировав в доле проекта их уже потраченные средства. Хочется, чтобы проект все-таки был доведен до финала, так как работа проделана колоссальная.
Над «Фрегатом «Полундра» работали вместе со словенской компанией, по проекту тоже многое было сделано, поэтому обязательно напомним нашим партнерам о себе.
Елена Трусова:
Сейчас к тому же не самое простое время с выходом российского контента на международные рынки. Как обстоят дела с сотрудничеством с зарубежными странами, какие новые рынки для себя открываете? Вадим Сотсков:Земной шар только кажется большим, на самом деле выбор стран для продажи контента ограничен. Мы продаем наши фильмы и сериалы в страны Латинской Америки и азиатские страны, страны Ближнего Востока. Также закупает наше кино и Африка, но, пожалуй, только ЮАР дает сколь-нибудь заметные поступления. Однако со временем перспектив становится больше, поскольку отдельные регионы стремительно развиваются и богатеют, и, соответственно, закупочная цена растет.
Елена Трусова:
Вы в этом году были на кинорынке Telefilm Vietnam и фестивале анимации в китайском Ханчжоу, насколько компании из Вьетнама, Южной Кореи, Таиланда, Филиппин, Китая и других стран готовы вступить в совместное производство с российскими проектами? И можно ли нащупать с ними общие темы? Вадим Сотсков:После международного фестиваля анимации CICAF удалось наладить связи с китайскими коллегами. Для российской делегации была отдельная переговорная зона и состоялось много встреч с потенциальными партнерами. В самое ближайшее время мы должны подписать договор на дистрибуцию «Тайн Космоса» на территорию Китая. Так же китайские студии оказались очень заинтересованы в копродукции с нами. Сейчас ведем переговоры, но учитывая особенности азиатского менталитета, это процесс не быстрый.
Что касается конкретных проектов, то китайские коллеги нам предложили сделать сериал про роботов. Надеюсь, скоро мы сможем запустить совместное производство.
А по результатам Telefilm Vietnam ведем переговоры с Индией, с компанией, с которой уже сотрудничали, – о копродукционном проекте: полнометражном фильме про корову.
Елена Трусова:
В нашем прошлом интервью мы затрагивали тему соотношения коммерческой и авторской анимации. В настоящее время в российской индустрии преобладает именно коммерческая анимация, а, например, полнометражных авторских проектов почти нет. Возможно, вы и сами возьметесь за авторский анимационный проект?Вадим Сотсков:Полнометражной авторской анимации и правда несоизмеримо мало, поскольку несколько лет не было государственной поддержки этого направления. Но уже в следующем 2024 году должен выйти фильм
студии «ШАР» – «Непокой» Леонида Шмелькова. Можно сказать, это будет первая крупная авторская анимационная работа за несколько лет. Среди ожидаемых картин также новая полнометражная лента Александра Петрова, но данный релиз ожидается не ранее 2025 года.
Конечно, мы не исключаем запуска авторских фильмов и на нашей студии, работа в этом направлении постоянно идет, но вместе с тем не предполагаем это главным направлением развития нашей студии.
В наступающем 2024 году анимационная студия КиноАтис – один из лидеров в области анимации в России – будет отмечать 20-летний юбилей. Генеральный директор студии Вадим Сотсков рассказал в интервью корреспонденту портала ПрофиСинема об итогах двадцати лет работы, результатах 2023 года и перспективных планах на будущий, о развитии вселенной Белки и Стрелки, сиквеле фильма про Кощея Бессмертного и его новых персонажах, а также о судьбе международных проектов, сотрудничестве с зарубежными коллегами и многом другом. Елена Трусова: В следующем году компания КиноАтис, основанная в 2004 году, будет отмечать 20-летний юбилей. С какими итогами подходите к этому значимому событию? Вадим Сотсков: Результаты минувших 20 лет наглядные – мы выпустили 6 полнометражных фильмов, 7 сериалов, каждый из который включает от 7 до 104 серий, различные короткометражные анимационные фильмы и даже мюзикл по нашей флагманской франшизе «Белка и Стрелка». Изначально мы работали совместно со студией ЦНФ. Первым большим проектом стал полнометражный фильм «Белка и Стрелка. Звездные собаки», релиз которого состоялся в 2010 году. Первая картина франшизы была показана в 160 странах, в некоторых из них стартовала в прокате с первого места и принесла высокие кассовые сборы. Именно этот релиз стал важной вехой в истории компании. В 2011 году мы сменили название с ЦНФ Анима на КиноАтис. Елена Трусова: Получается, успех пришел к вам именно с проектом «Белка и Стрелка»? Вадим Сотсков: Переломный момент произошел, когда я показал фильм про Белку и Стрелку Джин Торен (Jean Thoren), презеденту Animation Magazine, и рассказал об уникальности проекта – картина основана на реальных событиях из истории нашей страны. Ей фильм понравился, и так «Белка и Стрелка» стал первым российским проектом, который украсил обложку одного из самых авторитетных анимационных изданий в мире. Именно после этого на любом международном кинорынке можно было чувствовать себя уверенно: к компании, проект которой появился на обложке журнала, относятся по-особенному. И благодаря Animation Magazine нам удалось быстро найти дистрибьютора для первого фильма франшизы «Белка и Стрелка». Накануне премьеры мы буквально запускали фильм в космос, и его смогли посмотреть космонавты. Елена Трусова: А озвучившая Белку в третьем фильме Юлия Пересильд спустя год и правда в космос полетела… Вадим Сотсков: Это невероятное совпадение. Елена Трусова: «Белка и Стрелка» – самый значимый и популярный бренд студии КиноАтис, и в этом году вышли новые линейки лицензионной продукции с героями франшизы. Можете рассказать подробнее о соглашениях о лицензировании за последний год? Вадим Сотсков: В этом году мы заключили много новых лицензионных соглашений. Так, например, в мае в продажу поступили готовые сухие завтраки для детей под названием «Завтрак космонавта», на упаковках которых изображены герои анимационного сериала «Белка и Стрелка. Озорная семейка». Мы выпускаем продукцию совместно с краснодарской компанией ЮгОпт. А в сентябре в магазинах появились соки и нектары – также с персонажами франшизы «Белка и Стрелка». Нашим партнером стала белорусская группа компаний АВС – один из крупнейших в Беларуси производителей продуктов питания. Мы также давно сотрудничаем с Мострансавто и реализовали много интересных совместных проектов, в том числе по вопросам безопасности детей на дорогах и в общественном транспорте. В этом году мы представили ограниченную серию транспортных карт Стрелка для школьников и студентов Московской области с Белкой и Стрелкой. Первая партия карт в оригинальном дизайне вышла летом, к Дню защиты детей, а вторая – новогодняя серия – появится в МФЦ Московской области накануне Нового года. Проекты франшизы про звездных собак-космонавтов «Белка и Стрелка» и сериал о буднях инопланетной семьи «Планета Аi» можно будет посмотреть теперь и в небе – с середины августа на бортах самолетов авиакомпаний «Якутия», AzurAir, «Ямал», Utair и Red Wings стали показывать наш контент. Елена Трусова: Вселенная Белки и Стрелки постоянно расширяется. В конце прошлого года вышли новых 12 серии «Тайн космоса», будут ли полниться новыми эпизоды другие проекты франшизы про собак-космонавтов? Вадим Сотсков: Сезон «Тайн космоса» полностью готов – 52 серии. Но сейчас еще не все серии вышли в киножурнале «Мульт в кино», в котором традиционно проходит премьера новых эпизодов проекта. Пока в производстве нет новых серий «Тайн космоса», но останавливаться мы не собираемся. Мне лично очень нравится этот проект – в центре каждого эпизода реальный научный факт о космосе, вокруг него и строится сюжет, все рассказано простым и доступным языком, с юмором. Это по-настоящему значимый и уникальный проект – не только развлекательный, но и познавательный для маленьких зрителей. Сейчас в разработке есть еще один подобный проект, который будет базироваться на интересных научных фактах, но с космосом он не будет связан. Соседями филиала студии КиноАтис в Сарове стали магистратура Московского государственного университета и Центр физики и математики. Это соседство определенно сказывается на нас, и науку через наши проекты мы планируем продолжать популяризировать. Думаю, в следующем году запустим новый проект в производство. Елена Трусова: Хотелось бы как раз поговорить о работе саровского филиала студии КиноАтис. До сих пор ли там проходит обучение специалистов? Вадим Сотсков: Раньше мы занимались обучением аниматоров и в Москве, и в Сарове, но все же отказались от этого направления. Сейчас мы мониторим студентов художественного факультета ВГИКа и студентов факультета мультимедиа МГИКа, начиная с первого курса. Мне кажется, это более правильный подход. Елена Трусова: КиноАтис-Саров также в следующем году будет отмечать свой первый юбилей – 10-летие. Можете подвести краткий итог работы филиала и чем он сейчас живет? Вадим Сотсков: Сейчас в студии КиноАтис-Сарове работает 12 человек, и все они вовлечены в работу над нашими проектами. А анимационный сериал «Йети и дети» – первый проект, который полноценно будет реализован именно в Сарове. Кинематографистам очень выгодно переносить производство в регионы, мы убедились в этом на личном опыте. Так, Нижегородская область выплатила нам большой рибейт за «Кощея. Похитителя невест», над которым частично шла работа именно в Сарове. Елена Трусова: «Йети и дети», который вы упомянули, получил поддержку Минкультуры после питчинга. Вадим Сотсков: Да, с «Йети и дети» нас поддержали, и сиквел «Кощея» – «Кощей. Тайна живой воды» – также был одобрен к поддержке Фондом кино. Учитывая, что несколько лет субсидии от государства мы не получали, то этот год сложился намного удачнее. Финансовая поддержка от Минкульта и Фонда кино оказалась просто необходима, особенно учитывая, как за минувшие два года резко упала валютная выручка. Новый 2024 год мы начнем очень плодотворно: сразу несколько проектов в производстве и несколько в разработке, включая крупный проект, который будем делать с одним из регионов России. Анонсировать сможем чуть позже. Елена Трусова: Давайте тогда подробнее поговорим про один из самых главных проектов, которому отчасти вы посвятите следующий год – продолжению истории про Кощея Бессмертного. Первый фильм про Кощея вышел в прокат в 2022 году и за последние полтора года получила много наград. На каком этапе вы утвердились в решении делать сиквел? Вадим Сотсков: За десятки лет работы в индустрии иллюзий становится меньше, и о перспективах того или иного проекта начинаешь серьезно размышлять не с момента запуска, а основываясь на зрительской реакции на уже готовый фильм. Если зритель принимает – можно двигаться вперед. В конце 2022 года мы утвердились в решении делать сиквел и начали разработку. Планируем выпускать фильм либо в конце 2025 года, либо в начале 2026 года. Главное, выбрать правильную дату. Над второй частью работает та же команда, что создавала и первый фильм. Елена Трусова: Сиквелом вы решили расширить киновселенную, дополнив ее новыми героями – Елисеем, Моревной и Драконом Герой. А будет ли еще чем-то принципиально отличаться вторая часть от первой? Вадим Сотсков: Новых персонажей и локаций будет намного больше. Так, кроме трех перечисленных новых главных героев, будут также Василиск и Живая Вода. В сценарии еще больше приключений и юмора. Примечательно, что он практически не претерпел больших изменений с первого драфта, настолько бы хорош. В производство уже запущен первый эпизод, и к следующему питчингу в Фонде кино, думаю, нам уже будет, что показать. На озвучивание новых персонажей также будут приглашены звезды отечественного кино. Елисей – один из ярчайших персонажей нашего будущего фильма, поэтому и актер озвучки должен быть соответствующий. К своим персонажам вернутся артисты, озвучившие героев в первом фильме, в частности, Виктор Добронравов (Кощей) и Владимир Сычев (Колобок). С «Кощеем» изначально все складывалось очень удачно, но у нас были и проекты, которые дальше сценария не двигались, в силу разных причин. Есть потенциально хорошие проекты, которые временно «легли на полку», в том числе и международные – по геополитическим причинам. Елена Трусова: В нашем прошлом интервью вы отмечали, что несколько международных проектов – историческое фэнтези «Мушкетеры царя» и «Фрегат «Полундра» – поставлены на паузу. Вы до сих пор поддерживаете связь со своими зарубежными коллегами по этим проектам? Вадим Сотсков: Да, связь поддерживаем, переписываемся. Скоро поздравлю их с католическим Рождеством. Пока проекты остаются на паузе. С «Мушкетерами царя» возможно предложим нашим коллегам нечто радикальное – например, отдать проект полностью на производство нам, зафиксировав в доле проекта их уже потраченные средства. Хочется, чтобы проект все-таки был доведен до финала, так как работа проделана колоссальная. Над «Фрегатом «Полундра» работали вместе со словенской компанией, по проекту тоже многое было сделано, поэтому обязательно напомним нашим партнерам о себе. Елена Трусова: Сейчас к тому же не самое простое время с выходом российского контента на международные рынки. Как обстоят