Близится к завершению 74 Берлинский кинофестиваль. Показано большинство фильмов участников основного конкурса. Закончил свою работу кинорынок EFM, стремительно пустеют кафе, где еще вчера кипела жизнь. Самое время оглянуться назад и подвести предварительные итоги, назвав своих личных фаворитов и аутсайдеров.
На момент написания этой статьи я посмотрел шестнадцать конкурсных фильмов. Некоторые не удалось вместить в расписание. Действительно сожалею только об одном из пропущенных – иранская драма «Мой любимый пирожок» получила отличные отзывы, критики называют ее самой человечной из всех фильмов Берлинале, у нее самый высокий рейтинг в Screen Daily.
О драме немецкого режиссера Маттиаса Гласнера под мотивирующим к просмотру названием «Умирание», да и еще с хронометражем 183 минуты, совершенно не жалею. Если прочитать синопсис и посмотреть на постер со страдающим Ларсом Айдингером крупным планом, то создается впечатление, что создатели делали все возможное, чтобы всякое желание посмотреть картину пропало. Причем не только у меня, но и множества знакомых и не очень журналистов, которые на это кино не пошли. Наверное, это был такой тест на совместимость, потому что дошедшие сплошь картину хвалят. Если серьезно, то перед нами пример крайне неудачного маркетинга. Сам по себе отбор на один из крупнейших мировых киносмотров ничего не гарантирует. Если профессионалы не хотят смотреть, поскольку нервы дороже, то что уж говорить о простых зрителях.
Большинство фильмов, которые уже удалось посмотреть, оставили неприятный осадок зря потраченного времени. Вымученные псевдоинтеллектуальные картины, не интересные ни по форме, ни по содержанию, составляют большую часть в основном конкурсе. К ним можно отнести «Кухню» и фильм открытия «Такие мелочи». Не произвела впечатление и «Империя» Брюно Дюмона, в которой самоцитирование вкупе с пародией на «Звездные войны» не рождает новых смыслов. И «Вне времени» Оливье Ассайаса, где на фоне потрясающих французских пейзажей ровным счетом ничего не происходит битых два часа.
Примерно те же проблемы и в «Черном чае» Абдеррахмана Сиссако. Кстати – этот фильм пример отличного маркетинга. Интересное название, имя режиссера, несколько проплаченных «эксклюзивов» в крупнейших международных киноизданиях, и на пресс-показах уже яблоку негде упасть. Вот только заявленная создателями «трогательная и нежная история любви, преодолевающая культурные различия» на поверку оборачивается набором интересных по отдельности эпизодов, совершенно не складывающихся в связный рассказ.
В отличии от упомянутых выше, интересен как по форме подачи, так и по содержанию «Пепе» режиссера Нельсона Карлоса Де Лос Сантоса Ариаса. История гиппопотама Пепе, ранее жившего в личном зоопарке Пабло Эскобара, а после смерти наркобарона в 1993 году оказавшегося на свободе в Колумбии, рассказана от имени убитого животного.
«Пепе» — это пестрая смесь видео в стиле National geographic, перемежающегося отрывками из сюжетов новостей, анимационными и игровыми вставками, просто засветками экрана. Гиппопотам явно был способен к языкам: он говорит преимущественно на испанском, также на африканском, немного на английском, и, конечно, на своем родном (фырканье и бесконечные «уфф», «хо-хо-хо» и «бе-бе-бе»). Употребляет изрядное количество умных слов, которых не понимает: барокко, излишний, транспарентный, гетерогенный, экологичный. Для просмотра необходим большой запас терпения. Первый час из этого хаоса звуков и картинок не понятно ровным счетом ничего. Ближе к концу все проясняется. Однако, чрезмерно экспрессивный поток хаотично смонтированных эпизодов не дает сосредоточиться на главном.
Не очень высокий уровень программы косвенно подтверждается и рейтингом журнала Screen Daily – своеобразного барометра фестиваля. Как верно подметила наша коллега, раньше показатель ниже 2 считался неприлично низким. Например, в 2023 только один фильм «Плохая жизнь» получил такие оценки. В нынешнем году таковых уже шесть (!), и скорее всего, их будет больше. А вот картин, которые оценивались бы на «хорошо» и «отлично» пока до обидного мало.
К счастью, есть картины, которые, хочется надеяться, не пропадут сразу по окончании фестиваля. Очень сильное впечатление произвел первый тибетский фильм в истории Берлинале – «Шамбала» режиссера Мин Баадур Бам. На мой взгляд, это один из лучших просмотренных на фестивале. При солидном (два с половиной часа) хронометраже картина смотрится на одном дыхании.
Очень живо выглядит «Иностранный язык» Клер Бурже, непосредственная и современная история взросления двух девочек из разных европейских стран. Типичные возрастные проблемы: буллинг в школе, непонимание родителей, пробуждающаяся сексуальность. Особый подростковый мир со своими героями, музыкой и радикальными способами политической борьбы, показанный с большим тактом.
Фестиваль близится к концу, но еще не закончен. Новые фестивальные обзоры уже скоро на ProfiCinema.com. Следите за обновлениями.