20 февраля в рамках Основного конкурса 75 Берлинского кинофестиваля состоялся показ фильма аргентинского режиссера Ивана Фунда «Послание» / «The Message» / «El mensaje» — черно-белого роуд-муви о девочке-медиуме, якобы способной общаться с животными, и ее предприимчивых опекунах.
После серии отмеченных наградами короткометражных работ Иван Фунд получил широкую известность благодаря фильму «Губы» (2010), завоевавшему приз программы Особый взгляд Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль.
В центре сюжета «Послания» — одиннадцатилетняя Аника (Аника Бутц), путешествующая вместе с опекунами — бабушкой Мириам (Мара Бестелли) и ее другом, бывшим цирковым актером, Роджером (Марсело Субиотто) по сельской местности Аргентины, которые предлагают услуги девочки в сфере «естественной телепатии», утверждая, что Аника способна общаться с животными. Они за плату передают «послания» питомцев их владельцам — через голосовые сообщения или напрямую, приезжая на своем разбитом фургоне, в котором и живут. Мать Аники лежит в психиатрической лечебнице, и они время от времени ее навещают.
Способности Аники проявляются спонтанно: порой через цвет, порой через запахи или ощущения. Однако, уверенности в их подлинности у зрителя так и не возникает. Создается впечатление, что девочка скорее заложница обстоятельств и скучает от своей роли в этом сомнительном бизнесе. Тем временем Мириам и Роджер всеми силами поддерживают семейное дело — расклеивают листовки, собирают деньги и организуют телерепортажи, рекламирующие таланты Аники. Возникает подозрение, что взрослые лишь используют девочку, чтобы не работать самим.
Визуально «Послание» перекликается с классической картиной Питера Богдановича «Бумажная луна» (1973), где девочка и мошенник странствуют по Америке времен Великой депрессии. Аргентина в фильме Фунда также предстает страной непростых времен. Операторская работа Густаво Скьяффино, создает высококонтрастную эстетику в духе ранних фильмов Джима Джармуша («Более странно, чем в раю», «Вне закона») или Вима Вендерса («Короли дороги»). Камера ловит простую красоту повседневности: от домашних животных в уютных дворах, до лошадей, свободно разгуливающих по пустынным улицам. Атмосфера фильма подчеркивается музыкальным сопровождением Мауро Мурелоса, где духовые инструменты задают тон сменам настроения.
При всех своих визуальных и атмосферных достоинствах, картина страдает от недостаточного развития персонажей. Ни Аника, ни ее спутники не проходят заметной внутренней трансформации в ходе сюжета. Девочка остается пассивной фигурой, а ее взаимоотношения с опекунами так и не получают глубокого раскрытия. Мириам и Роджер предстают скорее стереотипными персонажами — прагматичной деловой женщины и замкнутого мужчины, — но их мотивации остаются на поверхности. В итоге история сводится к серии эпизодов, лишенных ощутимого эмоционального роста героев.
Тем не менее режиссер умело создает мир, где путешествие служит не только физическим перемещением, но и метафорой поиска смысла. В этом мире тишина говорит громче слов, а сочетание ярких образов и символики превращает процесс расшифровки фильма в увлекательное занятие. Но все же хотелось бы увидеть более сложные и живые характеры, которые оставили бы после просмотра сильное эмоциональное впечатление.