20 февраля в рамках основного конкурса Берлинале прошла премьера фильма «Мечты» / «Dreams (Sex Love)» / «Drømmer» о личном дневнике школьницы, который превратился в бестселлер. Норвежский режиссер Даг Йохан Хёугеруд завершил свою трилогию: предыдущие части, «Sex» и «Love», были показаны в программе Panorama Берлинале и на Венецианском кинофестивале, соответственно.
«Очень хорошо, что мне удалось все благополучно завершить. Это был непростой и долгий путь. Снять эти три фильма было не так уж и сложно, а вот выпустить их столь быстро — уже тяжело. Признаюсь, что трилогия на самом деле не должна была закончиться фильмом "Мечты". "Любовь" изначально планировалась как завершение этого триптиха», — отметил режиссер на пресс-конференции.
Даг Йохан Хёугеруд известен не только у себя на родине, в Норвегии, но и за ее пределами. Его фильм 2012 года «Какой ты меня видишь» получил четыре премии Amanda Norwegian Film Awards в номинациях Лучший фильм, Лучший режиссер, Лучшая актриса и Лучший сценарий, а «Осторожно: дети!» показали в Венеции и на Гетеборгском кинофестивале, где он также взял несколько наград. «Sex» в прошлом году получил сразу три награды на Берлинале.
Картина «Мечты» рассказывает о первой пламенной любви 17-летней девочки Йоханны. Она по уши влюбляется в преподавателя французского языка в школе. В попытке запечатлеть эту первую влюбленность, свои сильные чувства она изливает на бумагу — честно и открыто. Когда ее мать и бабушка читают ее откровенную прозу, они вначале пребывают в шоке от интимных подробностей и мыслей своего чада, а впоследствии начинают восхищаться стилем письма и его литературными достоинствами. Они уверены — эта новелла может быть опубликована и обязательно найдет своих читателей. Но убедить Йоханну поделиться своей историей с миром оказывается не так просто.
Сочинения и переживания юной девочки, написанные с такой страстью и любовью, заставляют женщин размышлять о своей личной жизни, вспоминать свои ошибки молодости, свои упущенные возможности, свою первую любовь. Бабушка Йоханны сама является известной поэтессой, поэтому испытывает особую гордость за внучку. Однако взрослым не до конца остается понятно, где заканчивается реальность и начинаются вымысел и иллюзии Йоханны. Это рождает у них тревогу и беспокойство, которые они попытаются развеять, поговорив с девочкой.
Режиссер отмечает, что хотел написать роль Йоханны именно для актрисы Эллы Овербью, которая уже играла в предыдущем его фильме «Осторожно: дети!». В роли Йоханны она выглядит удивительно естественно.
Подростки часто не знают, что делать со своими чувствами, как справляться с эмоциями и кому можно выговориться. Так и Йоханна сначала пишет обо всем в дневнике, потом решает дать почитать свои тексты бабушке и с трепетом ждет ее реакции, а затем попытается отпустить свои чувства, и ее история обретет собственную жизнь.
С каждым прочтением взрослые находят в ней все новые грани: то это история про любовь, то про навязчивую привязанность и даже абьюзивные отношения, а то вдруг — это подлинный феминистский трактат.
Перспектива в истории постоянно смещается, и эпизоды из жизни расставлены не в хронологическом порядке, режиссер намеренно дезориентирует зрителя. Главная героиня зачастую является рассказчиком, что дает достаточно субъективный взгляд на отдельные события. Закадровый голос девочки убедительно рассказывает о важных для нее вещах, однако до конца не ясно, насколько точны ее описания и события с ней происходящие. Даже с психологом Йоханна ведет себя настороженно и сдержанно. Однако не доверять ее чувствам, о которых она поведала в своей новелле, смысла нет.
Фильм раскрывает поистине значимые вопросы, особенно для молодых людей, впервые испытавших сильные чувства. Когда ты влюблен и переживаешь что-то действительно прекрасное, то хочется рассказать об этом всему миру, да хоть кому-то, но одновременно страшно «отпускать» свои чувства, они становятся особенной драгоценностью.
Хёугеруд и в других своих фильмах размышляет о том, какой должна быть любовь. У него отнюдь не романтизированный и идеалистический взгляд на взаимоотношения людей, однако намного более честный, чем в примитивных мелодрамах, и именно поэтому вдохновляющий и воодушевляющий. Не нужно бояться сильных чувств, не нужно бояться поделиться ими, жизнь стоит того, чтобы проживать ее, делая ошибки, спотыкаясь, но при этом постоянно двигаясь вперед.
Режиссер поясняет, что целью его трилогии было «рассмотреть одни и те же темы с разных точек зрения, а все три фильма должны выглядеть совершенно по-разному, но при этом создавать впечатление, что все они являются частью единого целого».