В ноябре на онлайн-платформах состоялся релиз исторического детектива «Плевако» с Сергеем Безруковым. Главный редактор портала ПрофиСинема Нина Ромодановская поговорила с одним из продюсеров сериала Анастасией Акопян о работе над таким масштабным проектом, ее остросоциальных и документальных картинах, кассовых успехах в кинопрокате, предстоящей сказочной ленте «Молодая Яга», о значении продюсера в кинопроизводстве и многом другом.
Нина Ромодановская:
На минувшем питчинге в Министерстве культуры вы представили остросоциальный проект «Поздравляем, вы приняты!», посвященный теме усыновления и приемного родительства. Вы будете его создавать в партнерстве с фондом «Измени одну жизнь». Несколько лет назад вы выпустили похожий проект, поднимающий проблемы детских домов и их воспитанников — «Недетский дом». Почему для вас важно делать такие проекты, которыми, по вашему собственному признанию, вы «пытаетесь изменить существующую систему», и можно ли это сделать в принципе?
Анастасия Акопян:
Я уже более девяти лет как волонтер помогаю детским домам и их воспитанникам, это стало неотъемлемой частью моей жизни. В какой-то момент я начала глубже изучать тему приемного родительства и опекунства в нашей стране и поняла, что эта система не просто несовершенна, а максимально усложнена. Мне захотелось поговорить на эту тему с более широкой аудиторией, и так появился фильм «Недетский дом» — остросоциальная драма, основанная на реальных историях воспитанников детских домов. После выхода фильма вместе с проектом «Одобрено», инициативу депутата Госдумы Артема Метелева «Семья вместо детского дома» поддержали более 6 000 человек, и она была выдвинута на рассмотрение в Государственной Думе РФ в качестве законопроекта. Наш социальный ролик на основе фрагментов из фильма с участием актеров-воспитанников детских домов посмотрело более 3 млн человек, а дальше главное чудо — было усыновлено более 100 детей по всей стране. Я считаю, что это большая победа для такого кино.
Наш новый проект «Поздравляем, вы приняты!», который мы будем делать вместе с режиссером Анной Матисон, снова поднимет острые вопросы, но уже в жанре комедии. Хочется, чтобы это кино можно было посмотреть всей семьей и поговорить с подростками на общечеловеческие темы любви, принятия, прощения, дружбы и терпимости. Мир станет светлее, если мы все впитаем одну простую истину: чужих детей не бывает, каждый ребенок достоин любви.
Очень надеюсь, что Министерство культуры поддержит наш энтузиазм. Возвращаясь к вашему вопросу о том, можно ли таким образом изменить систему, я бы сказала так: мне очень хочется в это верить. Конечно, это не случится в одночасье, но то, что мы можем выносить на обсуждение серьезные проблемы, искать и находить поддержку на более высоких уровнях и шаг за шагом преобразовывать реальность — однозначно. Кто, если не мы?
Нина Ромодановская:
В ноябре в онлайн-кинотеатрах вышел сериал «Плевако» с Сергеем Безруковым, в производстве которого вы участвовали, как один из продюсеров. Можете рассказать о своих впечатлениях от работы над этим проектом?
Анастасия Акопян:
Сериал «Плевако» — это моя дебютная продюсерская работа в сериальном производстве. И это 3 года моей жизни. И да, сразу такой масштаб — колоссальный.
Исторический детектив, в котором действие разворачивается в 19 веке, сразу поставил сложнейшую задачу воссоздать эпоху и передать максимально достоверно быт и уклад того времени. 29 локаций, почти каждая из которых — памятник исторического наследия и архитектуры, 276 съемочных объектов. Мы даже съездили в Челябинскую область на историческую родину легендарного Плевако и практически все заявочные планы, которые вы видите в сериале, сняты в реальных локациях города Троицка.
236 персонажей, более 2500 костюмов, кареты, лошади, исторический реквизит — это всё невероятно трудоёмко и безумно интересно.
Но главное — это всегда люди. И они каждый день осуществляли невозможное на площадке, следуя той высочайшей планке профессионализма, которую с первого момента задали режиссер Анна Матисон и исполнитель главной роли Сергей Безруков.
Я бесконечно благодарна за такой невероятный опыт киностудии «РОК» Алексея Учителя, которая занималась производством сериала при поддержке Института развития интернета, онлайн-кинотеатра PREMIER и телеканала НТВ.
Нина Ромодановская:
Вы упоминали, что поворотным для вас стал просмотр фильма «Брат» Алексея Балабанова, после которого вы твердо решили, что свяжете свою жизнь с кино. Случались ли после этого какие-либо поворотные моменты или события в вашей карьере? Расскажите про ваш путь в профессии.
Анастасия Акопян:
После фильма «Брат» я действительно решила, что во чтобы то ни стало буду работать в кино и непременно познакомлюсь с Алексеем Балабановым и Сергеем Бодровым-младшим. Именно после этой картины я начала всерьёз интересоваться кинематографом: смотреть, читать и много писать. Все другие вузы померкли, их я больше не рассматривала для поступления — теперь только ВГИК, без вариантов.
Второй поворотный пункт в карьере — это встреча в институте с режиссером Екатериной Телегиной. Мы иногда шутим с ней, что проживаем вместе уже не первую жизнь, поэтому так легко ладим и понимаем друг друга с полуслова. Для меня Катя — один из самых талантливых людей, которых я когда-либо встречала в жизни. То, как она чувствует кино, как создает миры, как владеет профессией, как видит кадр — что-то немыслимое.
Ну, и третье невероятное событие — это встреча и работа с выдающимся режиссером и продюсером Алексеем Ефимовичем Учителем. Когда-то его фильмы были среди тех, на которых я училась во ВГИКе, понимаете? Вот только тогда я даже вообразить не могла, что наступит время, когда я стану директором его киностудии «РОК» и каждый день с утра до ночи буду с ним вместе придумывать истории, обсуждать сценарии, а потом монтажи наших совместных фильмов, снимать и выпускать кино. Доверие такого человека дорогого стоит.
Нина Ромодановская:
Ваш дебютный фильм «Привычка расставаться», который сделан вместе с режиссером Екатериной Телегиной, вы представляли еще на питчинге Кинотавра, выиграв его. Можно ли сказать, что ваша первая работа стала самой запоминающейся или сложной для вас?
Анастасия Акопян:
Первый фильм — это как первая любовь, остается в памяти, как самое сложное испытание, но при этом оно — самое родное и любимое.
Я до сих пор помню первый съёмочный день «Привычки». Страшно волновалась, не могла уснуть накануне смены и писала Кате, что я боюсь и совершенно точно не справлюсь. Катя тогда сказала мне очень важную фразу, которую я запомнила на всю жизнь: «Если камера и актеры завтра приедут, мы в любом случае обязательно что-то снимем».
Как бы сложно и страшно не было на этом проекте, в памяти остались только самые прекрасные воспоминания и замечательные друзья, с которыми мы общаемся по сей день, хотя прошло уже 12 лет.
Нина Ромодановская:Как продюсер за 10 лет вы работали почти над 30 проектами, некоторые из них документальные. Причем все проекты разножанровые. Как вы переключаетесь? Как вы отбираете проекты для работы, что для вас важно?Анастасия Акопян:В каждом проекте для меня важны история и герой. Без эмоционального подключения для меня невозможно начать работу над проектом. В документальном кино я люблю подвижность, текучесть — каким бы ни был сценарий, он точно изменится, ведь жизнь активно вмешивается в процесс и диктует свои правила. Меня привлекает невыдуманность запечатленных мгновений и судеб. Например, фильм «Щедрин-сюита» о великом композиторе Родионе Константиновиче Щедрине раскрывает невероятную жизнь длиной почти в целый век. Жизнь, которую невозможно сочинить.
В игровом кино мне всегда интересно делать что-то новое, что до этого я никогда не организовывала или не придумывала. Новое — это всегда вызов, движение, развитие.
Переключение происходит ровно в тот момент, когда ты погружаешься в проект — если он тебе интересен и близок, то это не составляет труда. Я с детства могла читать несколько книг параллельно. Мне кажется, что это заставляет мозг работать быстрее и фокусироваться на нескольких задачах одновременно. В этом и есть одна из основных задач продюсера — держать в голове несколько проектов и задач одновременно.
Нина Ромодановская:Один из самых главных навыков для любого продюсера — это уметь чувствовать актуальные темы, настроения аудитории, улавливать тренды. Можете оценить или проанализировать, что же сейчас больше всего волнует зрителей, какие кино/жанр/формат самые востребованные?Анастасия Акопян:Анализировать рынок становится всё сложнее и сложнее, так как контента сейчас очень много, причем разножанрового и разноформатного.
Как выбор конкретного фильма в кинотеатре, так и поиск сериала на вечер, зависят от целого ряда факторов: настроение, рекомендации друзей и коллег, предпочтения партнера, семьи. По моим наблюдениям, поход в кино, особенно для регионального зрителя, зачастую становится культурным мероприятием, а потому выбор делается в пользу фильмов-событий. Зритель хочет новых впечатлений, сильных эмоций, удивления, ему важно ощутить масштаб на экране, перенестись в другой мир. Поэтому сказки, военные фильмы, фэнтези — это то, что никогда не утратит популярности в кинотеатральном прокате.
Сейчас прослеживается тенденция возвращения к мелодрамам. Ну, и конечно, все любят то, что труднее всего придумать и написать — яркие качественные комедии, которые гарантированно поднимают настроение и засматриваются до дыр.
Нина Ромодановская:Значение продюсера в кино сложно переоценить, как и режиссера. Но многие отмечают, что именно продюсер самая важная фигура на любом проекте, так ли это?Анастасия Акопян:Лично я считаю, что кино — это коллективный труд и сложно сказать, кто главный в этой цепочке. Хорошее кино может получится, только если команда будет работать как слаженный механизм, в любви, доверии друг к другу и с полной профессиональной отдачей.
У продюсера проекта, пожалуй, больше всего ответственности в данной ситуации. Перед государством, партнерами, платформой, телеканалами. Продюсер отвечает как за финансовую, так и за творческую составляющие проекта, поэтому его считают главным. Продюсер принимает решение о запуске или не запуске того или иного проекта. И тоже может ошибиться, но ответственность за это будет именно на нем, а не на режиссере или сценаристе.
Есть такое выражение: «
Если кино получилось, то молодец режиссер. Если кино не получилось, то виноват продюсер». Вот так оно в целом и работает.
Нина Ромодановская:
«Летучий корабль» заработал в прокате более 1,1 млрд рублей, «Мой папа – вождь» — 113 млн рублей, а «Семь ужинов» — 107 млн рублей. Можно ли, на ваш взгляд, оценивать успех проекта только в финансовом эквиваленте, через его кассовый успех? И какой фильм считаете своим главным успехом, если не смотреть на результаты в прокате?
Анастасия Акопян:
Конечно, любой продюсер оценивает свой успех посредством кассовых сборов, ведь зритель голосует рублем: чем больше касса, тем больше людей посмотрело ваше кино.
Лично я так не мыслю — для меня важны совершенно другие показатели, например, как в фильме «Недетский дом». В кинотеатральном прокате фильм практически ничего не заработал, а вот выйдя на онлайн-платформах имел успех у зрителя, о нем говорили и писали, кадры из фильма разошлись на цитаты в интернете. Фраза о том, что детей нужно воспитывать не наказанием, а любовью — ушла в народ. Для меня это красноречивее сборов.
Когда меня спрашивают о моем самом успешном проекте в жизни, то я говорю, что это не кино. Мой главный успех в жизни — это один из моих подопечных из детского дома — Леша Капустин. Я была наставником у Лёхи с его восьмилетнего возраста, старалась быть рядом на его непростом пути. Сейчас ему 21 год, мы сняли ему инвалидность, он окончил колледж по специальности повар, не пьет, не курит, часто приезжает ко мне в гости в Москву (а я к нему в Иваново) и живет полноценную счастливую жизнь.
Нина Ромодановская:
Сейчас в производстве находится проект «Молодая Яга», который вы также продюсируете. Это семейное фэнтези, которое в очередной раз (за последние 5 лет их было более 5) позволит знакомому образу Бабы Яги обрести новое прочтение. Считаете ли вы, что у подобных историй с известными сказочными персонажами по-прежнему есть большой потенциал, нет ли пресыщения подобными проектами?
Анастасия Акопян:
В последнее время сказочный бум, безусловно, наблюдается в киноиндустрии. Мы живем в таком мире, когда сказки и банального «добро победит зло» не хватает не только детям, но и взрослым.
Идея по-новому раскрыть историю Бабы Яги возникла у замечательного автора сценария Натали Дубовой с вопроса: А какой была Яга в молодости? Можем ли мы ее представить доброй, нежной, ранимой девушкой или она всегда была коварной и злой? Мы стали раскручивать эту нить и так родился сценарий о молодой Яге.
Вообще изучение русского фольклора и традиций — это невероятно увлекательное путешествие. А когда у тебя есть возможность порассуждать на эту тему в сценарии и придумать мир, в котором жили все эти персонажи — нет ничего прекрасней. Я думаю, что мы с Наташей обязательно выпустим книгу о молодой Яге, которая станет для детей прекрасной новой сказкой — оригинальной и смелой. Сейчас мы ведем активные переговоры с одним из крупнейших издательств.
Я выросла на сказках Александра Роу «Морозко», «Варвара-краса», «Василиса Прекрасная» и других, поэтому с детства мечтала снимать фэнтезийные миры. Меня совершенно не смущает, а иногда даже радует, что коллеги снимают сказки с похожими героями. Когда есть несколько разных взглядов на одного и того же персонажа, становится только интереснее, а у зрителя появляется выбор, какая интерпретация им ближе.
Нина Ромодановская:
Мы начинали наше интервью с проекта, над которым вы работаете совместно с благотворительным фондом. Есть ли у вас в работе или планах подобные актуальные, злободневные, социальные проекты? Или что-то еще важное и вечное мечтаете снять? Расскажите о планах на ближайшие годы.
Анастасия Акопян:
Сейчас у нас в работе находится очень важный социальный документальный фильм «Дом, в котором живет солнце». Режиссер Софья Меледина нашла потрясающую героиню из Ханты-Мансийска — Екатерину Шеверду — маму 12 детей, 9 из которых приёмные и 8 из них с синдромом Дауна. Солнечные дети.
Мне очень важно делать кино о простых людях, которые поистине являются героями нашего времени. Для них нет слова «невозможно», нет слова «не могу», для них любовь и милосердие превыше всего.
В планах у меня продолжать снимать кино, менять мир к лучшему и вдохновлять людей быть смелыми, честными перед собой и любить всем сердцем.
В ноябре на онлайн-платформах состоялся релиз исторического детектива «Плевако» с Сергеем Безруковым. Главный редактор портала ПрофиСинема Нина Ромодановская поговорила с одним из продюсеров сериала Анастасией Акопян о работе над таким масштабным проектом, ее остросоциальных и документальных картинах, кассовых успехах в кинопрокате, предстоящей сказочной ленте «Молодая Яга», о значении продюсера в кинопроизводстве и многом другом. Нина Ромодановская: На минувшем питчинге в Министерстве культуры вы представили остросоциальный проект «Поздравляем, вы приняты!», посвященный теме усыновления и приемного родительства. Вы будете его создавать в партнерстве с фондом «Измени одну жизнь». Несколько лет назад вы выпустили похожий проект, поднимающий проблемы детских домов и их воспитанников — «Недетский дом». Почему для вас важно делать такие проекты, которыми, по вашему собственному признанию, вы «пытаетесь изменить существующую систему», и можно ли это сделать в принципе? Анастасия Акопян: Я уже более девяти лет как волонтер помогаю детским домам и их воспитанникам, это стало неотъемлемой частью моей жизни. В какой-то момент я начала глубже изучать тему приемного родительства и опекунства в нашей стране и поняла, что эта система не просто несовершенна, а максимально усложнена. Мне захотелось поговорить на эту тему с более широкой аудиторией, и так появился фильм «Недетский дом» — остросоциальная драма, основанная на реальных историях воспитанников детских домов. После выхода фильма вместе с проектом «Одобрено», инициативу депутата Госдумы Артема Метелева «Семья вместо детского дома» поддержали более 6 000 человек, и она была выдвинута на рассмотрение в Государственной Думе РФ в качестве законопроекта. Наш социальный ролик на основе фрагментов из фильма с участием актеров-воспитанников детских домов посмотрело более 3 млн человек, а дальше главное чудо — было усыновлено более 100 детей по всей стране. Я считаю, что это большая победа для такого кино. Наш новый проект «Поздравляем, вы приняты!», который мы будем делать вместе с режиссером Анной Матисон, снова поднимет острые вопросы, но уже в жанре комедии. Хочется, чтобы это кино можно было посмотреть всей семьей и поговорить с подростками на общечеловеческие темы любви, принятия, прощения, дружбы и терпимости. Мир станет светлее, если мы все впитаем одну простую истину: чужих детей не бывает, каждый ребенок достоин любви. Очень надеюсь, что Министерство культуры поддержит наш энтузиазм. Возвращаясь к вашему вопросу о том, можно ли таким образом изменить систему, я бы сказала так: мне очень хочется в это верить. Конечно, это не случится в одночасье, но то, что мы можем выносить на обсуждение серьезные проблемы, искать и находить поддержку на более высоких уровнях и шаг за шагом преобразовывать реальность — однозначно. Кто, если не мы? Нина Ромодановская: В ноябре в онлайн-кинотеатрах вышел сериал «Плевако» с Сергеем Безруковым, в производстве которого вы участвовали, как один из продюсеров. Можете рассказать о своих впечатлениях от работы над этим проектом? Анастасия Акопян: Сериал «Плевако» — это моя дебютная продюсерская работа в сериальном производстве. И это 3 года моей жизни. И да, сразу такой масштаб — колоссальный. Исторический детектив, в котором действие разворачивается в 19 веке, сразу поставил сложнейшую задачу воссоздать эпоху и передать максимально достоверно быт и уклад того времени. 29 локаций, почти каждая из которых — памятник исторического наследия и архитектуры, 276 съемочных объектов. Мы даже съездили в Челябинскую область на историческую родину легендарного Плевако и практически все заявочные планы, которые вы видите в сериале, сняты в реальных локациях города Троицка. 236 персонажей, более 2500 костюмов, кареты, лошади, исторический реквизит — это всё невероятно трудоёмко и безумно интересно. Но главное — это всегда люди. И они каждый день осуществляли невозможное на площадке, следуя той высочайшей планке профессионализма, которую с первого момента задали режиссер Анна Матисон и исполнитель главной роли Сергей Безруков. Я бесконечно благодарна за такой невероятный опыт киностудии «РОК» Алексея Учителя, которая занималась производством сериала при поддержке Института развития интернета, онлайн-кинотеатра PREMIER и телеканала НТВ. Нина Ромодановская: Вы упоминали, что поворотным для вас стал просмотр фильма «Брат» Алексея Балабанова, после которого вы твердо решили, что свяжете свою жизнь с кино. Случались ли после этого какие-либо поворотные моменты или события в вашей карьере? Расскажите про ваш путь в профессии. Анастасия Акопян: После фильма «Брат» я действительно решила, что во чтобы то ни стало буду работать в кино и непременно познакомлюсь с Алексеем Балабановым и Сергеем Бодровым-младшим. Именно после этой картины я начала всерьёз интересоваться кинематографом: смотреть, читать и много писать. Все другие вузы померкли, их я больше не рассматривала для поступления — теперь только ВГИК, без вариантов. Второй поворотный пункт в карьере — это встреча в институте с режиссером Екатериной Телегиной. Мы иногда шутим с ней, что проживаем вместе уже не первую жизнь, поэтому так легко ладим и понимаем друг друга с полуслова. Для меня Катя — один из самых талантливых людей, которых я когда-либо встречала в жизни. То, как она чувствует кино, как создает миры, как владеет профессией, как видит кадр — что-то немыслимое. Ну, и третье невероятное событие — это встреча и работа с выдающимся режиссером и продюсером Алексеем Ефимовичем Учителем. Когда-то его фильмы были среди тех, на которых я училась во ВГИКе, понимаете? Вот только тогда я даже вообразить не могла, что наступит время, когда я стану директором его киностудии «РОК» и каждый день с утра до ночи буду с ним вместе придумывать истории, обсуждать сценарии, а потом монтажи наших совместных фильмов, снимать и выпускать кино. Доверие такого человека дорогого стоит. Нина Ромодановская: Ваш дебютный фильм «Привычка расставаться», который сделан вместе с режиссером Екатериной Телегиной, вы представляли еще на питчинге Кинотавра, выиграв его. Можно ли сказать, что ваша первая работа стала самой запоминающейся или сложной для вас? Анастасия Акопян: Первый фильм — это как первая любовь, остается в памяти, как самое сложное испытание, но при этом оно — самое родное и любимое. Я до сих пор помню первый съёмочный день «Привычки». Страшно волновалась, не могла уснуть накануне смены и писала Кате, что я боюсь и совершенно точно не справлюсь. Катя тогда сказала мне очень важную фразу, которую я запомнила на всю жизнь: «Если камера и актеры завтра приедут, мы в любом случае обязательно что-то снимем». Как бы сложно и страшно не было на этом проекте, в памяти остались только самые прекрасные воспоминания и замечательные друзья, с которыми мы общаемся по сей день, хотя прошло уже 12 лет. Нина Ромодановская: Как продюсер за 10 лет вы работали почти над 30 проектами, некоторые из них документальные. Причем все проекты разножанровые. Как вы переключаетесь? Как вы отбираете проекты для работы, что для вас важно? Анастасия Акопян: В каждом проекте для меня важны история и герой. Без эмоционального подключения для меня невозможно начать работу над проектом. В документальном кино я люблю подвижность, текучесть — каким бы ни был сценарий, он точно изменится, ведь жизнь активно вмешивается в процесс и диктует свои правила. Меня привлекает невыдуманность запечатленных мгновений и судеб. Например, фильм «Щедрин-сюита» о великом композиторе Родионе Константиновиче Щедрине раскрывает невероятную жизнь длиной почти в целый век. Жизнь, которую невозможно сочинить. В игровом кино мне всегда интересно делать что-то новое, что до этого я никогда не организовывала или не придумывала. Новое — это всегда вызов, движение, развитие. Переключение происходит ровно в тот момент, когда ты погружаешься в проект — если он тебе интересен и близок, то это не составляет труда. Я с детства могла читать несколько книг параллельно. Мне кажется, что это заставляет мозг работать быстрее и фокусироваться на нескольких задачах одновременно. В этом и есть одна из основных задач продюсера — держать в голове несколько проектов и задач одновременно. Нина Ромодановская: Один из самых главных навыков для любого продюсера — это уметь чувствовать актуальные темы, настроения аудитории, улавливать тренды. Можете оценить или проанализировать, что же сейчас больше всего волнует зрителей, какие кино/жанр/формат самые востребованные? Анастасия Акопян: Анализировать рынок становится всё сложнее и сложнее, так как контента сейчас очень много, причем разножанрового и разноформатного. Как выбор конкретного фильма в кинотеатре, так и поиск сериала на вечер, зависят от целого ряда факторов: настроение, рекомендации друзей и коллег, предпочтения партнера, семьи. По моим наблюдениям, поход в кино, особенно для регионального зрителя, зачастую становится культурным мероприятием, а потому выбор делается в пользу фильмов-событий. Зритель хочет новых впечатлений, сильных эмоций, удивления, ему важно ощутить масштаб на экране, перенестись в другой мир. Поэтому сказки, военные фильмы, фэнтези — это то, что никогда не утратит популярности в кинотеатральном прокате. Сейчас прослеживается тенденция возвращения к мелодрамам. Ну, и конечно, все любят то, что труднее всего придумать и написать — яркие качественные комедии, которые гарантированно поднимают настроение и засматриваются до дыр. Нина Ромодановская: Значение продюсера в кино сложно переоценить, как и режиссера. Но многие отмечают, что именно продюсер самая важная фигура на любом проекте, так ли это? Анастасия Акопян: Лично я считаю, что кино — это коллективный труд и сложно сказать, кто главный в этой цепочке. Хорошее кино может получится, только если команда будет работать как слаженный механизм, в любви, доверии друг к другу и с полной профессиональной отдачей. У продюсера проекта, пожалуй, больше всего ответственности в данной ситуации. Перед государством, партнерами, платформой, телеканалами. Продюсер отвечает как за