24 января на фестивале независимого кино Сандэнс прошла премьера фильма Лауры Кесабе «Девственница с карьерного озера» / «The Virgin of Quarry Lakе», включенного в конкурсную программу Международная драма. Прошлое и настоящее Аргентины, подростковые фантазии и сверхъестественная сила замешаны здесь в крепкий драматургический коктейль.
Летом Натали и две ее подруги с окраин Буэнос-Айреса проводят время с Диего. Они все влюблены в него, но Натали уверена, что ее дружба с Диего вот-вот должна перерасти во что-то большее. Появление взрослой и опытной Сильвии, которая вскоре привлекает внимание юноши, рушит надежды девушки. Но Натали не намерена сдаваться без боя. Сначала она просит бабушку Риту поколдовать, чтобы разлучить их. Эти личные подростковые трагедии разворачиваются на фоне разрушительного экономического кризиса в Аргентине 2001 года.
«Мы никогда не хотели, чтобы кризис 2001 года был в центре внимания. Это больше похоже на постоянного фонового демона. Люди теряли все, и Натали цепляется за Диего, потому что он — единственный, на кого она может положиться. Этот страх — потерять все, страх заразности бедности — формирует ее мировоззрение», — рассказала Лаура Кесабе.
Сценарий написан аргентинским режиссером Бенджамином Найштатом («Рохо», «Пуан») по рассказам Марианы Энрикес. Продюсеры Дэвид Матаморос и Анхелес Эрнандес из Mr. Miyagi Films впервые заметили проект на Форуме копродукции кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Они, уже будучи поклонниками творчества Энрикес, также знали о режиссере Кесабе. Премьера ее второго фильма, мистической драмы «Возвращенные» состоялась в 2019 году на Международном кинофестивале в Роттердаме, картина завоевала несколько наград на Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата и победила в номинации Лучший режиссер на кинофестивале в Ситжесе в 2020 году.
Режиссер с уважением и понимаем погружается в инстинктивную, порой инфернальную сущность пубертата: «Я не хочу судить этот период или смеяться над ним. Подростковый возраст — это смятение, ревность и любовь, настолько сильная, что граничит с желанием всецело обладать объектом страсти. Эмоции Натали сталкиваются с суровой реальностью. Подростки притворяются нормальными, но я хотела запечатлеть чувство хаоса в их душах. Мы все несем в себе частичку этого подросткового "я"».
Яркая и солнечная картинка аргентинского лета (но на самом деле зимы в южном полушарии) резко контрастирует с происходящим на экране, как бы заставляя зрителя сомневаться в увиденном и гадать, что же было правдой, а что — разбушевавшейся фантазией подростка.
Главную роль сыграла не актриса, а танцовщица Долорес Оливерио, с которой режиссер репетировала на протяжении двух месяцев. Авторы хотели получить ощущение подлинности дружбы героев, поэтому актеры проводили много времени вместе перед съемками.
Фильм, передающий гнетущую атмосферу экономического кризиса, не может не поднимать параллельные вопросы о настоящем Аргентины: обнищание население, телевизионное зомбирование, высокий уровень преступности, отсутствие социальных лифтов и уверенности в будущем. Кесабе не обошла стороной эти вопросы и, конечно, столкнулась с проблемами финансирования: «Мы живем под идеологическим прессом. Культурные учреждения подвергаются нападкам; чиновники изображают кинематографистов как нахлебников. Но мы просто работающие профессионалы, пытающиеся сохранить индустрию. Несмотря на трудности, мы не остановимся. Совместное производство с Мексикой и Испанией спасло фильм — и это международное сотрудничество поможет нам в будущем».