30 января в конкурсной программе Американская драма на 41 фестивале Сандэнс прошел показ фильма режиссера Алиреза Хатами «То, что ты убиваешь» / «The Things You Kill». Профессор университета Али начинает подозревать, что смерть матери не была естественной, и разбирается с этим, но вина начинает разъедать его совесть. У Али нет иного выбора, кроме как заглянуть в бездну собственной души.
Канадский сценарист и режиссер иранского происхождения Алиреза Хатами снял картину на турецком языке с известными турецкими актерами, действие которой происходит в Турции. По словам режиссера, изначально сценарий был написан на фарси. Но требования иранской цензуры побудили перенести действие в другую страну.
Алиреза Хатами дебютировал на фестивале Сандэнс со своей третьей работой. Его первый фильм «Стихи забвения» был впервые показан на 74 Венецианском кинофестивале, где он получил три награды, включая премию Orizzonti за лучший сценарий и FIPRESCI. Второй фильм, снятый совместно с Али Асгари, «Земные стихи» был впервые показан в секции Un Certain Regard в Каннах в 2023 году.
В центре сюжета «То, что ты убиваешь» — преподаватель университета и переводчик Али Оздилек. В самом начале фильма в аудитории он читает лекцию о происхождении слова «перевод», объясняя его этимологию и значение, как идею переноса чего-либо из одного места в другое. Одна студентка отмечает, что его можно также перевести с арабского, как «разрушение». Этот разговор предвосхищает развитие истории и служит для внимательного зрителя определенным намеком на жанр триллер о трансформации, происходящей в голове человека.
Режиссер исследует, как в одном человеке уживаются разные личности, которые проявляются в зависимости от обстоятельств. Али стремится к обретению целостности после жизни, разделенной на части (в буквальном и переносном смысле).
Фильм не раскрывает всех причин, заставивших Али уехать из родной Турции в США, чтобы изучать и преподавать литературу. Но очевидно, что на это решение повлиял тотальный контроль и порой даже физическое насилие со стороны его отца Хамита. Каждый раз, когда Али навещает свою больную мать, между ним и Хамитом возникает напряжение. Али подозревает, что отец не выпускает ее из дома, и знает о том, что он избивал ее в прошлом. Когда она внезапно умирает — предположительно от случайного падения — горе и гнев захлестывают Али.
Первые кадры фильма обещают спокойную камерную постановку, но Хатами полностью меняет тон, когда начинает развиваться история убийства. Через построение кадров, располагая персонажей так, чтобы они были видны через окна или дверные проемы, режиссер подчеркивает элементы повествования, создавая эффект «фильма в фильме». Возникает вопрос: это наблюдение за реальными событиями или какой-то постановкой, которая разыгрывается в голове Али?
Поначалу происходящее кажется обычной историей о мести, вызванной давней враждой между отцом и сыном. Но режиссер создает сюжет, который в конце концов поражает своей тонкостью и загадочностью в изучении природы мужественности и того, как представления о ней влияют на семью и нацию, полную решимости сохранить существующее положение вещей любой ценой.
О пагубных последствиях обиды и враждебности Али по отношению к властному Хамиту нам дают понять с помощью явного символизма. Канализация под домом родителей Али старая и неисправная, а вода, которая нужна для ухода за большим садом семьи Али, частично перекрыта из-за неправильно проложенных труб. У самого Али тоже есть проблемы: его анализы показали, что он вряд ли сможет зачать ребенка со своей женой Хазар.
Все эти метафоры указывают на непризнанную социальную и межличностную дисфункцию, которая преследует семью Али и против которой он продолжает безнадежно бунтовать. Его мать и сестры почти ничего не предпринимают, чтобы противостоять агрессивному поведению отца, а старшая сестра даже годами скрывала от всех его роман с другой женщиной. Однако режиссер не стремится осуждать их, поскольку понимает, что почтение к властному главе семьи одобрено культурой.
Алиреза Хатами обращает внимание на одинокую борьбу Али за освобождение от насильственных моделей поведения. После смерти матери Али, бродяга Реза предлагает свои услуги в качестве садовника. Появление Резы становится для Али толчком к переосмыслению своего понимания мужественности в сравнении с представлениями о мужественности своего отца.