Берлинале 2018 завершился награждением Золотым медведем самой радикальной и скандальной картины фестиваля. Touch me not, который можно перевести как «Не прикасайся ко мне», идет чуть более двух часов, но это два часа откровенного до эксгибиционизма, зрелища с крайне неприятными физиологическими подробностями, которое смогли вынести далеко не все – к концу пресс-показа в зале осталось хорошо если четверть. Автор этих строк смог выдержать до конца. Так что это, порно, видеоарт, или все-таки кино?
Сразу успокою блюстителей нравственности. Это, конечно, никакое не порно, несмотря на обилие откровенных сцен. Сцены крупным планом обнажения людей (как буквального, так и ментального) с ограниченными физическими возможностями или, мягко говоря, с необычными желаниями и привычками в деликатной для большинства людей сфере без отвращения смотреть сложно. На зыбкой границе между реальностью и вымыслом, художественным и документальным Touch me not исследует жизни Лауры, Томаса и Кристиана. Действие происходит в нарочито нейтрально оформленных спальнях, а также больничных палатах, на семинарах групповой терапии и фетишистком клубе.
По своей форме и визуальным приемам фильм-вызов Адины Пинтилие – это скорее стык документального кино и видеоарта, что подчеркивается и присутствием ее самой на экране, но не перед камерой, а на плэйбеке. Видимо то, что Адина Пинтилие является куратором Международного экспериментального кинофестиваля в Бухаресте (BIEFF), наложило отпечаток на ее творчество. Автор в кадре и посредством своих героев много рассуждает о том, что необходимо отказаться от табу, выйти из зоны комфорта, для того чтобы стать более свободными. В фильме и на пресс-конференции Адина Пинтилие говорила о том, что Touch me not – это приглашение к диалогу о сексуальности, о чувственности и иных формах красоты.
Вывести зрителя из зоны комфорта режиссеру однозначно удается. Что касается всего прочего, на наш взгляд, достигнуты ровно противоположные цели. Любой диалог подразумевает желание быть услышанным и уважение к собеседнику. Однако, обнажая и выпячивая человеческую неполноценность, совершенно не деликатно разговаривая на очень интимные темы, Адина Пинтилие не разговаривает со своими зрителями, но кричит и, почти физически насилует их. У некоторых коллег фильм вызвал столь сильное отторжение, что они увидели в Touch me not сублимацию личных комплексов режиссера за счет зрителей. Не можем об этом судить, так как это уже в зоне интересов профессиональных психотерапевтов.
Создается впечатление, что Адина Пинтилие лукавит и сделала такой фильм-крик, все-таки не из желания начать диалог, а исключительно ради радикального способа самовыражения. За эпатажной картинкой не кроется мыслей, в фильме совсем нет интриги. Идея о том, что жестких норм в сексуальных отношениях нет, и допустимо все, что устраивает партнеров, не вредит их жизни и здоровью и не мешает жить окружающим, мягко говоря, не нова. Впрочем, автор, безусловно, имеет право на художественное самовыражение, равно как зритель имеет право решать смотреть ему такое кино или нет.
Излишне говорить, что классический прокат Touch me not вряд ли возможен, не только в России, но и в мире. Дело тут даже не цензуре или каких-то возрастных ограничениях, а в очень узкой аудитории картины. Вряд ли найдется дистрибьютор, который решится работать со столь сложным произведением. Это, скорее, фильм для интернет-показа, галерей и специализированных клубов.
Что касается причин, по которым столь радикальная и спорная работа получила Золотого медведя, а более сильные, по мнению фестивальной прессы и разнообразным рейтингам «Моего брата зовут Роберт и он идиот», «В проходах», «Время дьявола», «Утойя 22 июля», «Недвижимость» и «Транзит» остались вовсе без призов, то в кулуарах высказывались очень разные мнения – от личных до конспирологических. Возможно, все гораздо проще. Портал ПрофиСинема писал ранее, что еще до начала фестиваля председатель жюри Том Тыквер жаловался на недостаток «диких фильмов». Вот и выбрало жюри под его руководством из всего «радикально посредственного» конкурса самую «дикую» картину.
Что касается неудачной раздачи призов, то по мнению многих как отечественных, так и зарубежных критиков, это происходит практически каждый первый раз, на любом фестивале. Результаты Берлинале лишний раз доказывают, что любое решение любого жюри очень персонализировано и конъюнктурно. Какие фильмы останутся в истории, а какие никто и не вспомнит уже в следующем году, покажет только время.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Матвей Ромодановский[/u]