Евгений Григорьев: «В игровом кино я — темная лошадка» - «Интервью»

04.10.21, 08:17

Евгений Григорьев: «В игровом кино я — темная лошадка» - «Интервью»


С 18 по 25 сентября 2021 года в Сочи пройдет 32 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. В конкурсную программу вошла драма «Подельники» — игровой дебют документалиста Евгения Григорьева. Действие картины происходит в уральском селе, где в умах людей одновременно уживаются традиционные верования, христианство, Советский Союз и тюремные неписаные законы. У 10-летнего мальчика убивают отца, но окружающие не спешат наказать преступника. Тогда он решает отомстить самостоятельно.









Портал ПрофиСинема, многолетний информационный партнер Кинотавра, традиционно публикует интервью с участниками конкурсной программы. Евгений Григорьев рассказал, почему для работы с этим материалом он выбрал форму игрового кино, как формировался актерский состав и многое другое.









Алексей Беззубиков:
Вы известны как успешный документалист. Почему этот материал вы решили воплотить на экране в виде игрового фильма? И что было раньше — желание снять игровую картину, для которой вам подошла это история или, наоборот, данная история побудила вас снять ее как игровой фильм?












Евгений Григорьев:
Я думаю, сработали оба фактора. Во-первых, такую историю нельзя снять в документальном жанре. Как говорили Саша Расторгуев и Паша Костомаров, есть документальное кино двух типов: настоящая блондинка и крашеная. Я сторонник первого варианта. Чтобы снять это фильм как неигровой, нужно было бы придумывать некую реконструкцию — и это потеряло бы какой-либо смысл. В итоге все равно получилось бы игровое кино, поскольку события уже случились, и ты не можешь снять как героя уже убили.





Кроме того, в неигровых лентах другие этические законы. А при работе с выдуманной историей, даже имеющей прямое отношение к действительности, ты гораздо более свободен в обращении с материалом, в том числе с его тонкими аспектами.





А игровое кино я хотел снимать с 2011 года — когда я только придумал это историю. Мы растили ее десять лет — нам нужно было время, чтобы все сложилось. Можно изучить медвежий мир, узнать все пословицы и поговорки северных народов, но они должны прорасти в тебе и стать органичными замыслу.













Алексей Беззубиков:
В фильме важную роль играют традиционные верования уральских народов, а главный антагонист ассоциируется с их тотемным животным — медведем. Почему вы решили посмотреть на этот материал через мифологическую призму?









Евгений Григорьев:
Еще на начальном этапе работы мне стало очевидно, что вопросы милосердия и справедливости вне времени и пространства. Эта история разворачивается сегодня, но происходит всегда. Поэтому мы стали искать какие-то культурологические основания и дошли до медвежьего мифа. На самом деле, традиционные верования в этих местах скорее флуктуация, чем норма. Мы живем в мире, где разные верования — в Маркса, Энгельса, Христа и, например, в Чудь — уже соразмерны.












Алексей Беззубиков:
Вы показываете мир, где люди живут по неписаному закону, в котором переплелись традиционные дохристианские верования и зоновские понятия. Кроме того, в сцене похорон герои заводят песню «Священная война». Как с вашей точки зрения существуют вместе три столь разных смысловых поля — тюремные законы, язычество и память о победе? И насколько это соотносится с тем реальным обществом, в котором вы снимали картину?









Евгений Григорьев:
Я бы поправил одно слово в вопросе — не память о победе, а память о трагедии. У слова победа довольно мажорное звучание, а каждого человека из этого села кто-то погиб — и эта победа оплачена жизнями дедов, а теперь уже и прадедов.
А так эти контексты вполне соотносится. Так и живем в нескольких измерениях — Советского Союза, язычества и христианства. И, конечно же, тюрьмы, которая всегда рядом.












Алексей Беззубиков:
Съемки, насколько нам известно, проходили в деревне Кын Пермского края. Как местные жители реагировали на съемочную группу и принимали ли они участие в создании ленты? И высказывали ли они свои суждения по поводу сюжета фильма?









Евгений Григорьев:
Они были членами съемочной группы, кормили нас, возили. Играли в кадре — там очень много местных лиц. Будучи документалистом, я не мог не употребить это в дело. Мы до сих пор общаемся — недавно меня весь Кын поздравлял с Днем российского кино. Они живо интересовались сценарием, спорили могло ли быть так-то и так-то по тюремным понятиям.
Кын — это место, где были найдены четыре из пяти бляшек медведя в пермском зверином стиле: медведь в жертвенной позе, там ему памятник стоит. Поэтому они в курсе, о чем мы говорим в фильме.









Алексей Беззубиков:
Один из героев фильма — ребенок, подражающий нравам преступного мира. Надо признать, юный актер убедительно смотрится на экране. Как вы работали с ним над ролью?









Евгений Григорьев:
Это парень из соседней деревни, ему было 11 лет. Я просто рассказал ему, кто он такой, и он все сделал. Мы лишь немного его корректировали. Работать над ролью с детьми — довольно бессмысленное занятие: они либо в органике, либо нет. У них нет актерского аппарата, который ставят в профессиональных институтах. Все дело в том, насколько исполнитель понимает культуру, сформировавшую его персонажа.









Алексей Беззубиков:
А ваша заслуга в том, что вам удалось правильно подобрать исполнителя.









Евгений Григорьев:
Это моя профессия. Мы посмотрели почти тысячу детей. Когда ты точно понимаешь, что хочешь, тебе сложно найти, но просто выбрать.












Алексей Беззубиков:
Хотелось бы вернуться к питчингу в Минкульте 2019 года. Тогда было заявлено, что в фильме планируется снять Евгения Ткачука. В итоге мы не увидели его в картине, но появились не менее яркие Юрий Борисов и Павел Деревянко. Расскажите, как формировался актерский состав.









Евгений Григорьев:
Я дебютант, и актерский состав собирал впервые. У нас были бесконечные пробы. Мне кажется, что я пробовал гораздо дольше, чем снимал. Женя (Ткачук, прим. редактора) — мой товарищ, я знаю его двадцать лет, и мы давно мечтаем вместе поработать. Он был в дримкасте, согласился на эту роль, но, к сожалению, другой мой товарищ снимал его в своей картине — у нас даже не было этапа проб.
К счастью, появился Павел Юрьевич (Деревянко, прим. редактора), который, на мой взгляд, тоже дебютант — это его первая большая драматическая роль после многочисленных комедийных работ. Мне кажется, он блестяще справился. С Пашей мы неоднократно проводили пробы, поскольку он сам был недоволен собой. У него к себе очень высокие требования — он уходил с проб, потом возвращался с новыми мыслями и новым прочтением.






Необычная история связана с Юрой. Я не знал, кто такой Юра Борисов. Но я был на открытии Московского кинофестиваля и смотрел «Серебряные коньки». Когда в ленте появился Юра — я понял, что нашел артиста на экране, а не на пробах. Юра снимался в другой картине, и все говорили, что его невозможно привлечь к нам. Я сказал Володе Голову: «Делай что хочешь, но он должен быть на пробах». И Юра через два дня приехал, прочитав сценарий. Ему стоило начать играть — и мы поняли, что нашли исполнителя.
Также было с Лизой Янковской. Я попробовал большое количество артистов, потом пришла она и сразу все стало понятно.
Все артисты пришли на текст, а не на меня, потому что в игровом кино я — темная лошадка.












Алексей Беззубиков:
Художественным руководителем фильма на все том же питчинге был заявлен Алексей Федорченко — мастер работы с этнографическим материалом, который присутствует в картине и придает ей очарование аутентичности. Как появились и развивались ваши отношения с Федорченко, и что он привнес в ленту?












Евгений Григорьев:
Леша  — мой первый продюсер. Картину «Кузнецы своего счастья» я снимал во втором продюсерском управлении Свердловской киностудии в 2003 году, с тех пор мы дружим. Также он был продюсером моей документальной работы «Московские каникулы. Домашнее видео» про чеченских детей, которые приехали с войны в Москву на экскурсию. Когда для выхода на питчинг дебютантов в Минкульте мне нужен был художественный руководитель, у меня не возникло сомнений, к кому обратиться.
Леша не занимался стилем ленты, а сфокусировался на внятности драматургии — читал все варианты сценария, затем на этапе чернового монтажа написал 27 пунктов — что непонятно, что лишнее, чего не хватает. Собственно, Федорченко занимался не этнографией, а структурой произведения. У нас с ним была очень приятная профессиональная работа.












Алексей Беззубиков:
Недавно вы стали креативным продюсером Свердловской киностудии. Какие задачи вы ставите перед собой на этой должности и что предпринимаете для их решения?












Евгений Григорьев:
По штатному расписанию я заместитель генерального директора по развитию. Нам нужно перезапустить кинопроцесс на Урале, восстановить имущественный комплекс и производственные цепочки. Свердловская киностудия — целая культурная институция, огромное физическое и ментальное пространство, 12 тысяч квадратных метров в центре уральской столицы. В лучшие годы студии на ней одновременно производилось по десять фильмов. Потом эта территория на 95% была сдана в аренду под другие бизнесы.
Сейчас мы придумали четыре проекта — два документальных и два игровых. Собираемся заниматься историями, в первую очередь связанными с Уралом и локальной культурой, поскольку именно локальная культура имеет экспортный потенциал — Бажов, Крапивин, масса всего.
Также у нас открылась киношкола: нужно восстановить кадровый резерв студии, который иссяк за 18 лет фактического простоя. Пока что у нас нет ни одной кинокамеры, мы собираемся пополнять технический фонд за счет лизингов.





Моя цель — помочь становлению культурной институции в центре Екатеринбурга, куда смогут прийти все талантливые люди и найти там единомышленников.









Алексей Беззубиков:
20 лет назад вы участвовали в конкурсе Кинотавра и взяли приз за документальный фильм «Леха online». Как тот Кинотавр помог вашему профессиональному становлению и что вы ждете от предстоящего фестиваля?



Евгений Григорьев:
Кинотавр, безусловно, один из главных смотров страны. 20 лет назад он открыл передо мной двери, к которым я долго подбирал ключи. По большому счету, Кинотавр 20 лет назад сформировал мое окружение, с которым я живу и работаю до сих пор.





Алексей Беззубиков:
А какие картины ваших коллег вы хотите посмотреть на фестивале?





Евгений Григорьев:
Все. Я специально еду на весь срок, чтобы смотреть кино.









Георгий Шабанов, продюсер









Алексей Беззубиков:
Сначала производителем «Подельников» числилась компания Первое кино. Затем к ней присоединился видеосервис START.  Чем этот проект вас заинтересовал?












Георгий Шабанов:
Платформе START понравилась история. Потом, прочитав сценарий и познакомившись с Женей, Григорьевым, мы поверили в проект.









Алексей Беззубиков
Фильм выйдет сразу на платформе START или его сначала покажут в кинотеатрах?









Георгий Шабанов:
Сначала фильм выйдет в прокат, а затем появится на START.


С 18 по 25 сентября 2021 года в Сочи пройдет 32 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. В конкурсную программу вошла драма «Подельники» — игровой дебют документалиста Евгения Григорьева. Действие картины происходит в уральском селе, где в умах людей одновременно уживаются традиционные верования, христианство, Советский Союз и тюремные неписаные законы. У 10-летнего мальчика убивают отца, но окружающие не спешат наказать преступника. Тогда он решает отомстить самостоятельно. Портал ПрофиСинема, многолетний информационный партнер Кинотавра, традиционно публикует интервью с участниками конкурсной программы. Евгений Григорьев рассказал, почему для работы с этим материалом он выбрал форму игрового кино, как формировался актерский состав и многое другое. Алексей Беззубиков: Вы известны как успешный документалист. Почему этот материал вы решили воплотить на экране в виде игрового фильма? И что было раньше — желание снять игровую картину, для которой вам подошла это история или, наоборот, данная история побудила вас снять ее как игровой фильм? Евгений Григорьев: Я думаю, сработали оба фактора. Во-первых, такую историю нельзя снять в документальном жанре. Как говорили Саша Расторгуев и Паша Костомаров, есть документальное кино двух типов: настоящая блондинка и крашеная. Я сторонник первого варианта. Чтобы снять это фильм как неигровой, нужно было бы придумывать некую реконструкцию — и это потеряло бы какой-либо смысл. В итоге все равно получилось бы игровое кино, поскольку события уже случились, и ты не можешь снять как героя уже убили. Кроме того, в неигровых лентах другие этические законы. А при работе с выдуманной историей, даже имеющей прямое отношение к действительности, ты гораздо более свободен в обращении с материалом, в том числе с его тонкими аспектами. А игровое кино я хотел снимать с 2011 года — когда я только придумал это историю. Мы растили ее десять лет — нам нужно было время, чтобы все сложилось. Можно изучить медвежий мир, узнать все пословицы и поговорки северных народов, но они должны прорасти в тебе и стать органичными замыслу. Алексей Беззубиков: В фильме важную роль играют традиционные верования уральских народов, а главный антагонист ассоциируется с их тотемным животным — медведем. Почему вы решили посмотреть на этот материал через мифологическую призму? Евгений Григорьев: Еще на начальном этапе работы мне стало очевидно, что вопросы милосердия и справедливости вне времени и пространства. Эта история разворачивается сегодня, но происходит всегда. Поэтому мы стали искать какие-то культурологические основания и дошли до медвежьего мифа. На самом деле, традиционные верования в этих местах скорее флуктуация, чем норма. Мы живем в мире, где разные верования — в Маркса, Энгельса, Христа и, например, в Чудь — уже соразмерны. Алексей Беззубиков: Вы показываете мир, где люди живут по неписаному закону, в котором переплелись традиционные дохристианские верования и зоновские понятия. Кроме того, в сцене похорон герои заводят песню «Священная война». Как с вашей точки зрения существуют вместе три столь разных смысловых поля — тюремные законы, язычество и память о победе? И насколько это соотносится с тем реальным обществом, в котором вы снимали картину? Евгений Григорьев: Я бы поправил одно слово в вопросе — не память о победе, а память о трагедии. У слова победа довольно мажорное звучание, а каждого человека из этого села кто-то погиб — и эта победа оплачена жизнями дедов, а теперь уже и прадедов. А так эти контексты вполне соотносится. Так и живем в нескольких измерениях — Советского Союза, язычества и христианства. И, конечно же, тюрьмы, которая всегда рядом. Алексей Беззубиков: Съемки, насколько нам известно, проходили в деревне Кын Пермского края. Как местные жители реагировали на съемочную группу и принимали ли они участие в создании ленты? И высказывали ли они свои суждения по поводу сюжета фильма? Евгений Григорьев: Они были членами съемочной группы, кормили нас, возили. Играли в кадре — там очень много местных лиц. Будучи документалистом, я не мог не употребить это в дело. Мы до сих пор общаемся — недавно меня весь Кын поздравлял с Днем российского кино. Они живо интересовались сценарием, спорили могло ли быть так-то и так-то по тюремным понятиям. Кын — это место, где были найдены четыре из пяти бляшек медведя в пермском зверином стиле: медведь в жертвенной позе, там ему памятник стоит. Поэтому они в курсе, о чем мы говорим в фильме. Алексей Беззубиков: Один из героев фильма — ребенок, подражающий нравам преступного мира. Надо признать, юный актер убедительно смотрится на экране. Как вы работали с ним над ролью? Евгений Григорьев: Это парень из соседней деревни, ему было 11 лет. Я просто рассказал ему, кто он такой, и он все сделал. Мы лишь немного его корректировали. Работать над ролью с детьми — довольно бессмысленное занятие: они либо в органике, либо нет. У них нет актерского аппарата, который ставят в профессиональных институтах. Все дело в том, насколько исполнитель понимает культуру, сформировавшую его персонажа. Алексей Беззубиков: А ваша заслуга в том, что вам удалось правильно подобрать исполнителя. Евгений Григорьев: Это моя профессия. Мы посмотрели почти тысячу детей. Когда ты точно понимаешь, что хочешь, тебе сложно найти, но просто выбрать. Алексей Беззубиков: Хотелось бы вернуться к питчингу в Минкульте 2019 года. Тогда было заявлено, что в фильме планируется снять Евгения Ткачука. В итоге мы не увидели его в картине, но появились не менее яркие Юрий Борисов и Павел Деревянко. Расскажите, как формировался актерский состав. Евгений Григорьев: Я дебютант, и актерский состав собирал впервые. У нас были бесконечные пробы. Мне кажется, что я пробовал гораздо дольше, чем снимал. Женя (Ткачук, прим. редактора) — мой товарищ, я знаю его двадцать лет, и мы давно мечтаем вместе поработать. Он был в дримкасте, согласился на эту роль, но, к сожалению, другой мой товарищ снимал его в своей картине — у нас даже не было этапа проб. К счастью, появился Павел Юрьевич (Деревянко, прим. редактора), который, на мой взгляд, тоже дебютант — это его первая большая драматическая роль после многочисленных комедийных работ. Мне кажется, он блестяще справился. С Пашей мы неоднократно проводили пробы, поскольку он сам был недоволен собой. У него к себе очень высокие требования — он уходил с проб, потом возвращался с новыми мыслями и новым прочтением. Необычная история связана с Юрой. Я не знал, кто такой Юра Борисов. Но я был на открытии Московского кинофестиваля и смотрел «Серебряные коньки». Когда в ленте появился Юра — я понял, что нашел артиста на экране, а не на пробах. Юра снимался в другой картине, и все говорили, что его невозможно привлечь к нам. Я сказал Володе Голову: «Делай что хочешь, но он должен быть на пробах». И Юра через два дня приехал, прочитав сценарий. Ему стоило начать играть — и мы поняли, что нашли исполнителя. Также было с Лизой Янковской. Я попробовал большое количество артистов, потом пришла она и сразу все стало понятно. Все артисты пришли на текст, а не на меня, потому что в игровом кино я — темная лошадка. Алексей Беззубиков: Художественным руководителем фильма на все том же питчинге был заявлен Алексей Федорченко — мастер работы с этнографическим материалом, который присутствует в картине и придает ей очарование аутентичности. Как появились и развивались ваши отношения с Федорченко, и что он привнес в ленту? Евгений Григорьев: Леша — мой первый продюсер. Картину «Кузнецы своего счастья» я снимал во втором продюсерском управлении Свердловской киностудии в 2003 году, с тех пор мы дружим. Также он был продюсером моей документальной работы «Московские каникулы. Домашнее видео» про чеченских детей, которые приехали с войны в Москву на экскурсию. Когда для выхода на питчинг дебютантов в Минкульте мне нужен был художественный руководитель, у меня не возникло сомнений, к кому обратиться. Леша не занимался стилем ленты, а сфокусировался на внятности драматургии — читал все варианты сценария, затем на этапе чернового монтажа написал 27 пунктов — что непонятно, что лишнее, чего не хватает. Собственно, Федорченко занимался не этнографией, а структурой произведения. У нас с ним была очень приятная профессиональная работа. Алексей Беззубиков: Недавно вы стали креативным продюсером Свердловской киностудии. Какие задачи вы ставите перед собой на этой должности и что предпринимаете для их решения? Евгений Григорьев: По штатному расписанию я заместитель генерального директора по развитию. Нам нужно перезапустить кинопроцесс на Урале, восстановить имущественный комплекс и производственные цепочки. Свердловская киностудия — целая культурная институция, огромное физическое и ментальное пространство, 12 тысяч квадратных метров в центре уральской столицы. В лучшие годы студии на ней одновременно производилось по десять фильмов. Потом эта территория на 95% была сдана в аренду под другие бизнесы. Сейчас мы придумали четыре проекта — два документальных и два игровых. Собираемся заниматься историями, в первую очередь связанными с Уралом и локальной культурой, поскольку именно локальная культура имеет экспортный потенциал — Бажов, Крапивин, масса всего. Также у нас открылась киношкола: нужно восстановить кадровый резерв студии, который иссяк за 18 лет фактического простоя. Пока что у нас нет ни одной кинокамеры, мы собираемся пополнять технический фонд за счет лизингов. Моя цель — помочь становлению культурной институции в центре Екатеринбурга, куда смогут прийти все талантливые люди и найти там единомышленников. Алексей Беззубиков: 20 лет назад вы участвовали в конкурсе Кинотавра и взяли приз за документальный фильм «Леха online». Как тот Кинотавр помог вашему профессиональному становлению и что вы ждете от предстоящего фестиваля? Евгений Григорьев: Кинотавр, безусловно, один из главных смотров страны. 20 лет назад он открыл передо мной двери, к которым я долго подбирал ключи. По большому счету, Кинотавр 20 лет назад сформировал мое окружение, с которым я живу и работаю до сих пор. Алексей
Понравилось:
Автор: Carter
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Кинофестивали и премии в эпоху пандемии:
09.05.21, 08:15
Наталья Кудряшова: «В фильме «Герда» много
29.08.21, 08:15
Наташа Меркулова и Алексей Чупов: «Нас
04.10.21, 08:15
Владимир Мункуев: «В Якутии в каждом жителе
02.09.21, 08:15
Лена Ланских: «Я выросла в среде, где
21.08.21, 08:15
Кинотавр 2014 - Трейлеры
29.07.17, 15:10
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Полезно знать


Опубликован новый трейлер
В ролике можно увидеть Линду Хэмилтон и Шварценеггера в его звездной роли.  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика