ПрофиСинема продолжает публиковать результаты исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В этом материале речь пойдет о разнородном ландшафте аудиовизуальных рынков в Европе, структуре их доходов, а также значительном увеличении доли европейского кино в прокате.
На долю топ-10 стран приходится 78% европейского аудиовизуального рынка
По данным Обсерватории, европейский аудиовизуальный рынок оценивается примерно в 119 млрд евро, при этом на три ведущие страны – Германию, Великобританию и Францию – приходится 49%, а на топ-10 (также включая Италию, Испанию, Россию, Нидерланды, Польшу, Швейцарию и Бельгию) – 79%.
В 15 из 37 европейских стран, по которым у Европейской аудиовизуальной обсерватории имеются данные, национальные рынки оцениваются менее 1 млрд евро.
Неоднородная структура доходов на аудиовизуальных рынках Европы
В среднем, в эпоху, предшествовавшую коронавирусу, кассовые сборы кинотеатров составляли 7% европейского аудиовизуального рынка, но в странах Балтии их доля была значительно выше, а во Франции и Ирландии – немного меньше.
Доля сервисов, предоставляющих видео по запросу, также существенно варьируется между странами, она значительно выше в скандинавских странах.
Не все страны в равной степени пострадали от коронавирусного кризиса
В среднем европейский аудиовизуальный рынок потерял 5,6% своих доходов в 2020 году. Но некоторые страны пострадали больше, такие как Чехия, Эстония, Испания, Греция и Хорватия, где объем доходов аудиовизуального рынка сократился на 8% и более.
После пандемии зафиксированы сильные различия в странах Европы в стоимости аудиовизуальной продукции на одного жителя. В то время как средний показатель по Европе составляет 160 евро на жителя в год, в топ-10 стран он достигает в среднем 307 евро, Швейцария, Норвегия и Дания этот список возглавляют.
Посещаемость кинотеатров из-за пандемии падала, доля европейского кино в прокате – росла
Из-за отсутствия в прокате американских блокбастеров общее количество проданных билетов в ЕС и Великобритании в 2020 году сократилось примерно на 537 млн., в том числе на фильмы, произведенные в Европе, примерно на 148 млн.
Доля доходов от европейского кино в прокате увеличилась с 26,5% в 2019 году до рекордно высокого уровня в 39,7% (в основном из-за исключительно высокой доли фильмов местного производства на национальных рынках). И наоборот, доля рынка американских фильмов снизилась с 68% до 49,4%, что является самым низким показателем, зарегистрированным в новейшей истории.
С 3% до 6% увеличилась доля рынка фильмов, снятых с привлечением инвестиций из США, в основном благодаря успеху военной драмы «1917», на нее было продано 15,6 млн билетов. Аналогичным образом, доля фильмов, производства других стран, кроме стран Европы и США, выросла с 2,5% в 2019 году до 4,9% в 2020 году в ЕС и Великобритании, во главе с оскароносным южнокорейским фильмом «Паразиты» (продано 4,5 млн билетов).
Успех национального кино в прокате
Около 5300 европейских игровых фильмов были выпущены по крайней мере на одном рынке в ЕС и Великобритании в 2020 году, суммарно на них продано около 117 млн билетов. Около 78% этих билетов (92 млн) были проданы на национальных внутренних рынках (72% или 186 млн билетов в 2019 году).
Продажи билетов на ненациональные европейские фильмы упали на 65%, в то время как посещаемость национальных фильмов снизилось в годовом исчислении «всего» на 51%.
Поскольку многие крупные американские релизы были отложены или отменены, в большинстве европейских стран доля национальных фильмов значительно выросла в 2020 году по сравнению с 2019 годом.
В Италии зафиксирована самая высокая посещаемость национальных фильмов в ЕС (56,6%), лучшим фильмом стала итальянская комедия «Невезучий» – только на нее продано 6,7 млн билетов. Другие примеры стран с высокой долей национального рынка включают: Данию (50,2%; лучший фильм – «Еще по одной» (0,8 млн билетов)); Чехию (48,3%; лучший фильм – «Пойманы в сети» (0,4 млн билетов)); Францию (44,9%; лучший фильм – «Ученик Дюкобю 3» (1,5 млн билетов)); и Финляндия (41,3%; лучший фильм – «Стальные люди» (0,2 млн билетов)).
За пределами ЕС и Великобритании национальные фильмы собрали наибольшую аудиторию в Турции (80,1%) и в России (47,9%).
ПрофиСинема продолжает публиковать результаты исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В этом материале речь пойдет о разнородном ландшафте аудиовизуальных рынков в Европе, структуре их доходов, а также значительном увеличении доли европейского кино в прокате. На долю топ-10 стран приходится 78% европейского аудиовизуального рынка По данным Обсерватории, европейский аудиовизуальный рынок оценивается примерно в 119 млрд евро, при этом на три ведущие страны – Германию, Великобританию и Францию – приходится 49%, а на топ-10 (также включая Италию, Испанию, Россию, Нидерланды, Польшу, Швейцарию и Бельгию) – 79%. В 15 из 37 европейских стран, по которым у Европейской аудиовизуальной обсерватории имеются данные, национальные рынки оцениваются менее 1 млрд евро. Неоднородная структура доходов на аудиовизуальных рынк ах Европы В среднем, в эпоху, предшествовавшую коронавирусу, кассовые сборы кинотеатров составляли 7% европейского аудиовизуального рынка, но в странах Балтии их доля была значительно выше, а во Франции и Ирландии – немного меньше. Доля сервисов, предоставляющих видео по запросу, также существенно варьируется между странами, она значительно выше в скандинавских странах. Не все страны в равной степени пострадали от коронавирусного кризиса В среднем европейский аудиовизуальный рынок потерял 5,6% своих доходов в 2020 году. Но некоторые страны пострадали больше, такие как Чехия, Эстония, Испания, Греция и Хорватия, где объем доходов аудиовизуального рынка сократился на 8% и более. После пандемии зафиксированы сильные различия в странах Европы в стоимости аудиовизуальной продукции на одного жителя. В то время как средний показатель по Европе составляет 160 евро на жителя в год, в топ-10 стран он достигает в среднем 307 евро, Швейцария, Норвегия и Дания этот список возглавляют. Посещаемость кинотеатров из-за пандемии падала, доля европейского кино в прокате – росла Из-за отсутствия в прокате американских блокбастеров общее количество проданных билетов в ЕС и Великобритании в 2020 году сократилось примерно на 537 млн., в том числе на фильмы, произведенные в Европе, примерно на 148 млн. Доля доходов от европейского кино в прокате увеличилась с 26,5% в 2019 году до рекордно высокого уровня в 39,7% (в основном из-за исключительно высокой доли фильмов местного производства на национальных рынках). И наоборот, доля рынка американских фильмов снизилась с 68% до 49,4%, что является самым низким показателем, зарегистрированным в новейшей истории. С 3% до 6% увеличилась доля рынка фильмов, снятых с привлечением инвестиций из США, в основном благодаря успеху военной драмы «1917», на нее было продано 15,6 млн билетов. Аналогичным образом, доля фильмов, производства других стран, кроме стран Европы и США, выросла с 2,5% в 2019 году до 4,9% в 2020 году в ЕС и Великобритании, во главе с оскароносным южнокорейским фильмом «Паразиты» (продано 4,5 млн билетов). Успех национального кино в прокате Около 5300 европейских игровых фильмов были выпущены по крайней мере на одном рынке в ЕС и Великобритании в 2020 году, суммарно на них продано около 117 млн билетов. Около 78% этих билетов (92 млн) были проданы на национальных внутренних рынках (72% или 186 млн билетов в 2019 году). Продажи билетов на ненациональные европейские фильмы упали на 65%, в то время как посещаемость национальных фильмов снизилось в годовом исчислении «всего» на 51%. Поскольку многие крупные американские релизы были отложены или отменены, в большинстве европейских стран доля национальных фильмов значительно выросла в 2020 году по сравнению с 2019 годом. В Италии зафиксирована самая высокая посещаемость национальных фильмов в ЕС (56,6%), лучшим фильмом стала итальянская комедия «Невезучий» – только на нее продано 6,7 млн билетов. Другие примеры стран с высокой долей национального рынка включают: Данию (50,2%; лучший фильм – «Еще по одной» (0,8 млн билетов)); Чехию (48,3%; лучший фильм – «Пойманы в сети» (0,4 млн билетов)); Францию (44,9%; лучший фильм – «Ученик Дюкобю 3» (1,5 млн билетов)); и Финляндия (41,3%; лучший фильм – «Стальные люди» (0,2 млн билетов)). За пределами ЕС и Великобритании национальные фильмы собрали наибольшую аудиторию в Турции (80,1%) и в России (47,9%).