22 апреля на 45 Московском международном кинофестивале в рамках внеконкурсной программы Рецепт успеха публике показали байопик «Безос» Хоа Ле. Фильм рассказывает о младенчестве компании Amazon - начиная с рождения у бизнесмена идеи будущего предприятия и заканчивая первым заказом у новоявленного интернет-сервиса.
От картины о подобной фигуре, тем более на фестивале, ожидаешь по меньшей мере толику дерзости. Зритель, избалованный «Социальной сетью» Финчера, «Волком с Уолл-Стрит» Скорсезе и, почему бы и нет, «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса, сталкиваясь с байопиком о ныне здравствующем мультимиллиардере с неоднозначной репутацией (о чем ПрофиСинема недавно упоминал), предвосхищает хоть какую-то деконструкцию сложившегося вокруг него нимба небожителя. Не будем упрекать режиссера за то, что он не оправдал подобные ожидания — фильм целиком и полностью задуман и воплощен как ода гениальному и смелому предпринимателю. Проблема в том, что воспевая Безоса и оставляя в стороне «темную сторону» его натуры, автор лишает себя пространства для драматургического маневра — однозначно положительный герой, образец для подражания и вдохновляющий эталон, может быть интересен как герой мотивирующего плаката, но за полтора часа фильма от мотивации и вдохновения начинаешь уставать (если честно, экранный Безос-небожитель утомляет уже за первые десять минут).
И здесь стоит немного рассказать о режиссёре. Хоа Ле, сообщают нам организаторы смотра, — «предприниматель и профессиональный режиссёр с большим опытом работы в кино, рекламе и корпоративном брендинге». В «Безосе» автор остаётся скорее в рамках рекламы и корпоративного брендинга, нежели кино. Полтора часа нам в разных вариациях показывают одну и ту же коллизию: герой сомневается в своей идее-герой вдохновлен. Образ Безоса и уровень проработки его внутренних конфликтов и противоречий соответствует примерно советским биографическим фильмам эпохи малокартинья о кристально порядочных русских писателях, врачах и военачальниках. Справедливости ради стоит отметить, что в финале режиссер все же аккуратно отмечает у своего персонажа задатки будущего диктатора — однако в полноценную сюжетную линию это не превращается.
Восемь десятилетий назад Орсон Уэллс поставил на кон свою карьеру, создав «Гражданина Кейна» — ленту, в которой за противоречивым образом хозяина прессы отчетливо угадывалась фигура Безоса тех лет — медиамагната Уильяма Херста. Риск оправдался — несмотря на дерзость в отношении сильных мира сего, режиссер застолбил себе место в пантеоне классиков мирового кино. Ирония заключается в том, что Хоа Ле в своей ленте призывает зрителя рисковать ради прогресса — Безос на экране рискует и выигрывает, а сам режиссер, создавая по сути «житие» бизнес-кумира, не покидает зону кофморта.