Олег Хамоков: «Для меня работать в кино – не труд, а удовольствие» - «Интервью»

11.06.23, 08:15

Олег Хамоков: «Для меня работать в кино – не труд, а удовольствие» - «Интервью»


4 июня в рамках международного кинофестиваля Пример интонации в Севкабель Порту прошел показ фильма «Узлы» Олега Хамокова. Режиссер, выпускник мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии рассказал ПрофиСинема, почему для своих работ он выбирает архетипические сюжеты, про символы в кино, особую любовь к своим персонажам, важность сильных визуальных финалов, работу с актерами на площадке и многое другое.





В российский прокат фильм «Узлы» выйдет 8 июня. Дистрибьютор – кинокомпания Пионер.










Елена Трусова:
Начну издалека. Мастерская Александра Николаевича Сокурова в Кабардино-Балкарии стала местом потрясающего кинематографического старта для многих режиссёров. Вы изначально учились на актера, почему решили попробовать себя в режиссуре и как попали в мастерскую?









Олег Хамоков:
Когда я поступил на актерское мастерство, то сразу понял – это не мое, зависимая от чужой воли профессия. Мне хотелось быть причастным к кинематографу, но с другой стороны – а именно контролировать процесс создания фильмов. Причем театральная режиссура мне оказалось не близка, так как спектакли могут меняться, а кино остается неизменным.
Сначала я планировал поступать во ВГИК, а до этого работал на телевидении, снимая отдельные проекты. Потом узнал, что приезжает Александр Николаевич и будет вести мастерскую. Я бросил все, уволился с работы и погрузился в учебу.









Елена Трусова:
Слышала такую фразу про ваш курс – «В университете студентов Сокурова называли сектантами». Как вы вспоминаете своё обучение, что самое первое приходит в голову?










Олег Хамоков:
На самом деле это полушуточная история, да и фраза. Мы учились в университете классического типа и сильно отличались от других – типичных – студентов. Руководство университета уделяло нашему обучению особое внимание и выделяло много финансов: для нас был освобожден отдельный этаж в корпусе, оборудованы специальные залы и даже сделан свой кинотеатр, где на большом экране мы бы могли спокойно смотреть кино. Возможно, этим мы вызывали раздражение у других студентов. Поэтому нас и назвали сектантами, а мы не обижались.













Елена Трусова:
Обычно свои дебюты режиссеры снимают на темы, которые их особенно волнуют, зачастую истории получаются очень автобиографичные. В своей дипломной работе «Антигона» вы обратились к древнегреческой трагедии, в «Узлах» в основе сценария – легенда из адыгского нартского эпоса. Почему вам интересны такие мифологические истории?









Олег Хамоков:
Я абсолютно уверен, что человечество с древнейших времен и по сей день не изменилось в своих основах. С учетом поступательного прогресса человек уверен, что он особенный, недосягаем в своем развитии и может свысока смотреть на людей прошлых времен. Но, по сути, человеческая сущность с течением времени не меняется. Человек не отделим от своей природы, нашему виду присущи определенные черты, триггеры, свойства, которые дают способность мыслить, выживать, существовать. Эти архетипы неискоренимы.
Все истории, которые я снимаю, могут происходить не только на Кавказе. «Антигона», например, может случиться и в Северной Америке. Нартский эпос также, как оказалось, близок многим людям. После показов «Узлов» ко мне подходили зрители и говорили, что я снял кино про их жизнь.
Моя главная задача – рассказывать эти истории с уважением к человеку, к его природе.
Поэтому я все время возвращаюсь к этим древним сюжетам, там нет ничего излишнего. Это важно еще и потому, что в настоящее время за «формой», которую возвели в культ, зачастую теряется «содержание».









Елена Трусова:
В фильме «Узлы» особая цветокоррекция, которая создает эффект призрачности. Потрясающий солнечный свет в течение всего фильма как будто пытается сгладить углы, шероховатости, сделать теплее семейную драму, разворачивающуюся на экране. Добивались ли вы специально соответствующего эффекта?









Олег Хамоков:
Да, именно так. Это моя позиция как автора: я не ненавижу своих героев, какие бы они ошибки не совершали. Причем я пытаюсь их отговорить от этих ошибок, предложить варианты выхода из сложных ситуаций, направить их взгляды на прекрасное небо и солнце. Но даже этого не хватает: они зрячие, но не видят, они слышащие, но не слышат.
Сегодня чаще встречается нарратив грешности человека. Сам же я считаю, что само понятие «человек» – звучит гордо.













Елена Трусова:
Меня поразило, насколько в фильме Дина старается найти связь между ними, даже несмотря на то, что они такие разные. Почему героиня это делает так отчаянно?









Олег Хамоков:
Она сирота, он тоже рано потерял родителей. Их некому было наставить на путь истинный, поэтому они путем наития сами воспитали себя.
В Дине много женской энергии, которая символизирует жизнь. Женщина всегда стремится сохранить во что бы то ни было – дом, отношения, потомство и так далее. Даже несмотря, что отсутствует, например, любовь, о чем говорит героиня.
У нас есть пословица: если орел бьет добычу слишком много раз, то в конце концов ломает себе крыло. Это стало справедливым для обоих героев фильма.










Елена Трусова:
Но главный антагонист в истории все-таки дом?









Олег Хамоков:
Верно. Бездушный дом смог сломать обоим героям судьбу без единого воздействия на них. Это стало возможным потому, что гордыня присуща им обоим и они не могут преодолеть ее на протяжении всей истории. В итоге они, как бы это парадоксально, не звучало, достигают желаемого – но какой ценой?.. Он хотел построить огромный дом и стать известным на все село – он это сделал, она мечтала о своем доме – и осталась в нем одна.









Елена Трусова:
В финале на экране появляется гора в призрачно-желто-розовом свете…









Олег Хамоков:
Это Эльбрус. Его вершина прекрасно видна как раз из дома героев фильма. И в один из дней он именно так открылся – во всей красе. Это редкое явление, так как Эльбрус чаще закрыт облаками.
Изначально мы не снимали его статичным кадром и должны были вставить панораму горы совсем в другом месте фильма. Но затем стало понятно, что нам нужен сильный визуальный финал. И, по-моему, Лика Саральп, дизайнер и, по совместительству, дочь художника по костюмам Мадины Саральп предложила завершить фильм именно кадром горы.
Этот символ – Эльбрус – не ставит точку в истории, а как будто продолжает ее, дает надежду на будущее: в каждом из этих домов возможно построить нечто лучшее, не повторяя судьбу героев фильма. И она, как будто говорит нам, какими бы большими мы в своем высокомерии не строили дома, они не станут выше и красивее, чем эта гора.









Елена Трусова:
По сути, каждый режиссер с началом работы изобретает свой особый кинематографический язык и стиль. Как бы вы могли описать свой?









Олег Хамоков:
Для меня в начале работы над любым фильмом важно почувствовать его энергию. Когда приходит время уже осязаемого опыта, то я начинаю ощущать его температуру и представляю, как все должно выглядеть на экране. В фильме «Узлы» много внутрикадрового монтажа и длинных кадров, где я не мешаю актерам раскадровками, а даю почувствовать полную свободу на площадке.
Мне не хотелось бы замыкаться на каком-либо едином стиле. Многое в том числе зависит не только от истории, но и от жанра. В каждом жанре есть свои правила, цели и задачи. И мне интересно попробовать себя во всем – в комедии, в драме, в спортивной драме и других жанрах. Для меня работать в кино – не труд, а удовольствие.













Елена Трусова:
В фильме потрясающие актерские работы. Как вы нашли своих актеров, есть какая-то интересная предыстория вашего сотрудничества?









Олег Хамоков:
Роль Дины была написана специально под Светлану Мамрешеву. Я могу один раз увидеть человека, и его образ будет вертеться в моей голове до тех пор, пока все мысли не оформятся в сценарий. То же самое произошло и с проектом «Антигона» и актрисой Заирой Ширитовой. Но все происходит подсознательно, этот процесс невозможно контролировать.
А что касается Роберта Саральпа – то это последний человек, которого я видел в роли Берда. В жизни он очень мягкий и добрый человек, с выразительными глазами и тихим голосом, полная противоположность главного героя. Но он хотел попробовать, и его пробы оказались потрясающими, к тому же у него очень интересный профиль лица – чистая поэзия.









Елена Трусова:
Расскажите о вашей работе с Александром Николаевичем. Был ли он на площадке?









Олег Хамоков:
Да, он как художественный руководитель проекта периодически приходил на площадку. Съемки разделились на два этапа – 15 дней в Кабардино-Балкарии, а затем на Ленфильме, где как раз появлялся Александр Николаевич. Он охотно откликался на мои вопросы, помогал в съемках, в чем-то даже пришлось изменить сценарий, убрать некоторые сцены.













Елена Трусова:
Фильмы, снятые на Северном Кавказе, безусловно отличаются от другого российского кино, особенно снятого в столице. Это такой уникальный по своей сути и художественному выражению кинематограф. Здесь, на Примере интонации, представлен ещё один регион России - уральский режиссер Антон Елисеев показал свой фильм «Русские сны». В чем, на ваш взгляд, важность децентрализации кинематографа?









Олег Хамоков:
Каждый регион сейчас пытается представить себя, заявить о себе, но для этого нужно приехать в Москву и обратить на себя внимание – это долгий и непродуктивный процесс. Потому децентрализация кинематографа очень важна – чтобы в регионах появились хотя бы небольшие киностудии. Ведь каждый регион уникален в своем роде. Нам нужно разное кино, как минимум, потому что нам всем необходимо знакомиться друг с другом, изучать друг друга. Да, Россия – большая, но представляет одно культурное пространство. Нужно дорожить этим.









Елена Трусова:
Самое сложное для молодых режиссеров – найти финансирование. Также вы вместе с Бесланом Закуреевым, в свое время, основали в Нальчике фонд поддержки кинематографа Южный полюс по подобию Примера интонации.









Олег Хамоков:
Да, мы создали фонд сразу после окончания обучения, и даже пытались через него подавать проекты в Минкульт, в числе которых был и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко. Но не сложилось, и я теперь понимаю, что немаловажную роль здесь играет вопрос репутации и бэкграунда, поэтому получить финансирование непросто.









Елена Трусова:
У вас есть проекты и готовые сценарии, для которых необходимо только финансовое подспорье?









Олег Хамоков:
Их много. Только сейчас у меня лежат сценарии, на разных этапах готовности, четырех проектов – вестерн, комедия в стиле «Кентерберийских рассказов», фэнтези также на основе нартского эпоса и проект «Остров гнома», над которым я начинал работать еще до «Узлов».









Елена Трусова:
Вы один из немногих выпускников, кто остался в Нальчике. Планируете продолжить снимать там?









Олег Хамоков:
Мне хотелось бы остаться и снимать кино в Нальчике, я люблю свою родину, но не исключаю возможности поработать где-то еще.


4 июня в рамках международного кинофестиваля Пример интонации в Севкабель Порту прошел показ фильма «Узлы» Олега Хамокова. Режиссер, выпускник мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии рассказал ПрофиСинема, почему для своих работ он выбирает архетипические сюжеты, про символы в кино, особую любовь к своим персонажам, важность сильных визуальных финалов, работу с актерами на площадке и многое другое. В российский прокат фильм «Узлы» выйдет 8 июня. Дистрибьютор – кинокомпания Пионер. Елена Трусова: Начну издалека. Мастерская Александра Николаевича Сокурова в Кабардино-Балкарии стала местом потрясающего кинематографического старта для многих режиссёров. Вы изначально учились на актера, почему решили попробовать себя в режиссуре и как попали в мастерскую? Олег Хамоков: Когда я поступил на актерское мастерство, то сразу понял – это не мое, зависимая от чужой воли профессия. Мне хотелось быть причастным к кинематографу, но с другой стороны – а именно контролировать процесс создания фильмов. Причем театральная режиссура мне оказалось не близка, так как спектакли могут меняться, а кино остается неизменным. Сначала я планировал поступать во ВГИК, а до этого работал на телевидении, снимая отдельные проекты. Потом узнал, что приезжает Александр Николаевич и будет вести мастерскую. Я бросил все, уволился с работы и погрузился в учебу. Елена Трусова: Слышала такую фразу про ваш курс – «В университете студентов Сокурова называли сектантами». Как вы вспоминаете своё обучение, что самое первое приходит в голову? Олег Хамоков: На самом деле это полушуточная история, да и фраза. Мы учились в университете классического типа и сильно отличались от других – типичных – студентов. Руководство университета уделяло нашему обучению особое внимание и выделяло много финансов: для нас был освобожден отдельный этаж в корпусе, оборудованы специальные залы и даже сделан свой кинотеатр, где на большом экране мы бы могли спокойно смотреть кино. Возможно, этим мы вызывали раздражение у других студентов. Поэтому нас и назвали сектантами, а мы не обижались. Елена Трусова: Обычно свои дебюты режиссеры снимают на темы, которые их особенно волнуют, зачастую истории получаются очень автобиографичные. В своей дипломной работе «Антигона» вы обратились к древнегреческой трагедии, в «Узлах» в основе сценария – легенда из адыгского нартского эпоса. Почему вам интересны такие мифологические истории? Олег Хамоков: Я абсолютно уверен, что человечество с древнейших времен и по сей день не изменилось в своих основах. С учетом поступательного прогресса человек уверен, что он особенный, недосягаем в своем развитии и может свысока смотреть на людей прошлых времен. Но, по сути, человеческая сущность с течением времени не меняется. Человек не отделим от своей природы, нашему виду присущи определенные черты, триггеры, свойства, которые дают способность мыслить, выживать, существовать. Эти архетипы неискоренимы. Все истории, которые я снимаю, могут происходить не только на Кавказе. «Антигона», например, может случиться и в Северной Америке. Нартский эпос также, как оказалось, близок многим людям. После показов «Узлов» ко мне подходили зрители и говорили, что я снял кино про их жизнь. Моя главная задача – рассказывать эти истории с уважением к человеку, к его природе. Поэтому я все время возвращаюсь к этим древним сюжетам, там нет ничего излишнего. Это важно еще и потому, что в настоящее время за «формой», которую возвели в культ, зачастую теряется «содержание». Елена Трусова: В фильме «Узлы» особая цветокоррекция, которая создает эффект призрачности. Потрясающий солнечный свет в течение всего фильма как будто пытается сгладить углы, шероховатости, сделать теплее семейную драму, разворачивающуюся на экране. Добивались ли вы специально соответствующего эффекта? Олег Хамоков: Да, именно так. Это моя позиция как автора: я не ненавижу своих героев, какие бы они ошибки не совершали. Причем я пытаюсь их отговорить от этих ошибок, предложить варианты выхода из сложных ситуаций, направить их взгляды на прекрасное небо и солнце. Но даже этого не хватает: они зрячие, но не видят, они слышащие, но не слышат. Сегодня чаще встречается нарратив грешности человека. Сам же я считаю, что само понятие «человек» – звучит гордо. Елена Трусова: Меня поразило, насколько в фильме Дина старается найти связь между ними, даже несмотря на то, что они такие разные. Почему героиня это делает так отчаянно? Олег Хамоков: Она сирота, он тоже рано потерял родителей. Их некому было наставить на путь истинный, поэтому они путем наития сами воспитали себя. В Дине много женской энергии, которая символизирует жизнь. Женщина всегда стремится сохранить во что бы то ни было – дом, отношения, потомство и так далее. Даже несмотря, что отсутствует, например, любовь, о чем говорит героиня. У нас есть пословица: если орел бьет добычу слишком много раз, то в конце концов ломает себе крыло. Это стало справедливым для обоих героев фильма. Елена Трусова: Но главный антагонист в истории все-таки дом? Олег Хамоков: Верно. Бездушный дом смог сломать обоим героям судьбу без единого воздействия на них. Это стало возможным потому, что гордыня присуща им обоим и они не могут преодолеть ее на протяжении всей истории. В итоге они, как бы это парадоксально, не звучало, достигают желаемого – но какой ценой? Он хотел построить огромный дом и стать известным на все село – он это сделал, она мечтала о своем доме – и осталась в нем одна. Елена Трусова: В финале на экране появляется гора в призрачно-желто-розовом свете… Олег Хамоков: Это Эльбрус. Его вершина прекрасно видна как раз из дома героев фильма. И в один из дней он именно так открылся – во всей красе. Это редкое явление, так как Эльбрус чаще закрыт облаками. Изначально мы не снимали его статичным кадром и должны были вставить панораму горы совсем в другом месте фильма. Но затем стало понятно, что нам нужен сильный визуальный финал. И, по-моему, Лика Саральп, дизайнер и, по совместительству, дочь художника по костюмам Мадины Саральп предложила завершить фильм именно кадром горы. Этот символ – Эльбрус – не ставит точку в истории, а как будто продолжает ее, дает надежду на будущее: в каждом из этих домов возможно построить нечто лучшее, не повторяя судьбу героев фильма. И она, как будто говорит нам, какими бы большими мы в своем высокомерии не строили дома, они не станут выше и красивее, чем эта гора. Елена Трусова: По сути, каждый режиссер с началом работы изобретает свой особый кинематографический язык и стиль. Как бы вы могли описать свой? Олег Хамоков: Для меня в начале работы над любым фильмом важно почувствовать его энергию. Когда приходит время уже осязаемого опыта, то я начинаю ощущать его температуру и представляю, как все должно выглядеть на экране. В фильме «Узлы» много внутрикадрового монтажа и длинных кадров, где я не мешаю актерам раскадровками, а даю почувствовать полную свободу на площадке. Мне не хотелось бы замыкаться на каком-либо едином стиле. Многое в том числе зависит не только от истории, но и от жанра. В каждом жанре есть свои правила, цели и задачи. И мне интересно попробовать себя во всем – в комедии, в драме, в спортивной драме и других жанрах. Для меня работать в кино – не труд, а удовольствие. Елена Трусова: В фильме потрясающие актерские работы. Как вы нашли своих актеров, есть какая-то интересная предыстория вашего сотрудничества? Олег Хамоков: Роль Дины была написана специально под Светлану Мамрешеву. Я могу один раз увидеть человека, и его образ будет вертеться в моей голове до тех пор, пока все мысли не оформятся в сценарий. То же самое произошло и с проектом «Антигона» и актрисой Заирой Ширитовой. Но все происходит подсознательно, этот процесс невозможно контролировать. А что касается Роберта Саральпа – то это последний человек, которого я видел в роли Берда. В жизни он очень мягкий и добрый человек, с выразительными глазами и тихим голосом, полная противоположность главного героя. Но он хотел попробовать, и его пробы оказались потрясающими, к тому же у него очень интересный профиль лица – чистая поэзия. Елена Трусова: Расскажите о вашей работе с Александром Николаевичем. Был ли он на площадке? Олег Хамоков: Да, он как художественный руководитель проекта периодически приходил на площадку. Съемки разделились на два этапа – 15 дней в Кабардино-Балкарии, а затем на Ленфильме, где как раз появлялся Александр Николаевич. Он охотно откликался на мои вопросы, помогал в съемках, в чем-то даже пришлось изменить сценарий, убрать некоторые сцены. Елена Трусова: Фильмы, снятые на Северном Кавказе, безусловно отличаются от другого российского кино, особенно снятого в столице. Это такой уникальный по своей сути и художественному выражению кинематограф. Здесь, на Примере интонации, представлен ещё один регион России - уральский режиссер Антон Елисеев показал свой фильм «Русские сны». В чем, на ваш взгляд, важность децентрализации кинематографа? Олег Хамоков: Каждый регион сейчас пытается представить себя, заявить о себе, но для этого нужно приехать в Москву и обратить на себя внимание – это долгий и непродуктивный процесс. Потому децентрализация кинематографа очень важна – чтобы в регионах появились хотя бы небольшие киностудии. Ведь каждый регион уникален в своем роде. Нам нужно разное кино, как минимум, потому что нам всем необходимо знакомиться друг с другом, изучать друг друга. Да, Россия – большая, но представляет одно культурное пространство. Нужно дорожить этим. Елена Трусова: Самое сложное для молодых режиссеров – найти финансирование. Также вы вместе с Бесланом Закуреевым, в свое время, основали в Нальчике фонд поддержки кинематографа Южный полюс по подобию Примера интонации. Олег Хамоков: Да, мы создали фонд сразу после окончания обучения, и даже пытались через него подавать проекты в Минкульт, в числе которых был и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко. Но не сложилось, и я теперь понимаю, что немаловажную роль здесь играет вопрос репутации и бэкграунда, поэтому получить финансирование непросто. Елена Трусова: У вас есть проекты и
Понравилось:
Автор: Harrison
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Олег Иванович Даль - Биографии
29.07.17, 23:18
Роман Михайлов: «Нужно отказаться от всего
11.06.23, 08:15
Александр Золотухин: «Зритель увидит на
15.02.22, 08:15
Актёр Олег Табаков - Трейлеры
24.07.17, 06:07
Олег Иванович Янковский - Биографии
07.08.17, 05:21
Наталья Кудряшова: «В фильме «Герда» много
29.08.21, 08:15
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Полезно знать


Кристина Хендрикс - Биография
Кристина Хендрикс: биография Рыжеволосая и зеленоглазая голливудская красавица Кристина Хендрикс - та самая Джоан Холлоуэй из популярного ...  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика